Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4
регулирования.
1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7
Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19
рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25
Заключение. стр.31
Список использованной литературы. стр.32
Содержание.
Введение.
регулирования.
1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
рыночной экономики.
Заключение.
Список
использованной литературы.
Происходящая
в России глубокая социально-экономическая
трансформация поставила
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры – основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны – сумеет ли она в приемлемые сроки выйти из глубочайшего кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение благосостояния народа.
Цель
данной курсовой работы выявить теоретически
существующие формы и методы государственного
регулирования экономики, указать необходимые
изменения в них и показать их состоятельность
в практике на конкретном примере.
В
обеспечении нормального функционирования
любой современной экономической системы
важная роль принадлежит государству.
Государство на протяжении всей истории
своего существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, организации
национальной обороны, выполняло определённые
функции в сфере экономики.
Государственное регулирование Российской
экономики имеет долгую историю, которая
подвергалась резким сменам экономического
строя. Двадцатый век в этом смысле - особо
драматический период в многовековой
истории России. Особенно частыми были
попытки реформировать экономику России
в рыночном направлении. Со времён Петра
Великого таких попыток было более десятка.
Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр
Второй, Сергей Витте, Пётр Столыпин, В.Ленин,
Н. Хрущёв, А. Косыгин, М. Горбачёв, Е. Гайдар,
Б. Ельцин - вот неполный список рыночных
реформаторов России.
По вопросам, в каких пропорциях
должно сочетаться государственное и
рыночное регулирование, каковы границы
и направления государственного вмешательства,
существует широкий спектр мнений и подходов
- от полного государственного монополизма
до крайнего экономического либерализма.
Однако необходимость выполнения государством
определённых функций в экономике не подвергается
сомнению. Это ещё раз получило подтверждение
в ходе "кейнсианской революции",
которая совершила переворот в классических
воззрениях на рыночную экономику и доказала
невозможность самоисцеления экономического
спада. Осуществляя регулирование экономики,
государство использует разные направления
и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная
политика, налоговая политика, политика
государственных расходов и т. д., одновременно
придерживаясь цели создания условий
для свободного функционирования рынка.
Недооценка экономической роли государства,
как свидетельствует опыт первых лет реформирования
экономики в нашей стране, порождает негативные
последствия.
1.1. Необходимость
вмешательства государства
в экономику.
Государство является
формой политической самоорганизации
людей на определённой чётко очерченной
территории. Особенность государства
в отличие от других социальных организаций
состоит в том, что оно воплощает всеобщую
волю всех своих граждан и с этой точки
зрения призвано выражать, защищать и
реализовывать интересы всего общества.
Более того, как показывает опыт стран
с либерально-демократическими режимами,
именно государство сыграло решающую
роль в обуздании стихийных рыночных сил,
корректировке их негативных последствий,
беспрецедентном повышении жизненных
стандартов, противодействии произволу
корпораций и т.д.
Государственное регулирование
экономических и социальных
Государственное
вмешательство рассматривается
в качестве неизбежного и необходимого
инструмента исправления
Государство призвано
Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего сделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство несёт ответственность за жизнь человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом;
Речь
идет, прежде всего, о товарах и
услугах коллективного
Рынок
сам по себе не способен решить эту
проблему. В итоге мы получаем предоставление
о хозяйственном механизме
Государство
также участвует в
Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.
Вмешательство
государства необходимо и в области
науки и технологий, глубоких структурных
преобразований производства. Именно
оно стимулирует научно-
Для
решения региональных проблем также
требуется вмешательство
Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.
Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.
Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.
1.2.
Теории рыночного
регулирования.
Отношение
к государственному вмешательству в рыночную
экономику было различным на разных этапах
её становления и развития. В период формирования
рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования
для развития в стране торговли и промышленности.
В особенности это проявилось во Франции
в правление министра финансов Кольбера
(1669-1683), вследствие чего практический
французский меркантилизм вошёл в историю
под названием кольбертизм и характеризовался
установлением жестких запретительных
ввозных пошлин и протекционистской политикой
развития местной промышленности. Другой
представитель этого направления, А.Монкретьен
(1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин
"политическая экономия".
В 90 годах XIX века возникло
одно из современных направлений экономической
мысли - неоклассическая теория. Оно возникло
на базе: