Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Содержание

Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4

регулирования.

1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7

Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19

рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25



Заключение. стр.31

Список использованной литературы. стр.32

Работа содержит 1 файл

гос регулирование эконоиткт.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 

Содержание. 

Введение.                                                                                                          стр.3 

  1. Экономическая роль государства. Теории рыночного                      стр.4

          регулирования.

1.1.    Необходимость вмешательства государства  в экономику.              стр.4

    1. Теории рыночного регулирования.                                                     стр.7
 
  1.     Формы и методы  государственного  регулирования экономики.     стр.13
    1. Формы регулирования.                                                                         стр.13
    1. Методы  государственного регулирования  рыночной экономики.  стр.16
    2. Основные направления государственного регулирования               стр.19

          рыночной   экономики. 

  1.     Особенности государственного регулирования в России.                стр.25

 

Заключение.                                                                                                     стр.31 

Список  использованной литературы.                                                           стр.32 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Происходящая  в России глубокая социально-экономическая  трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании  народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет  привели к необходимости формирования  нового подхода к оценке роли государства, его функций.

  Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия  на экономику.

  Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

  Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры – основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны – сумеет ли она в приемлемые сроки выйти из глубочайшего кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение благосостояния народа.

  Цель  данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая роль государства. Теории рыночного регулирования.

  В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.  
Государственное регулирование Российской экономики имеет долгую историю, которая подвергалась резким сменам экономического строя. Двадцатый век в этом смысле - особо драматический период в многовековой истории России. Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времён Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте, Пётр Столыпин, В.Ленин, Н. Хрущёв, А. Косыгин, М. Горбачёв, Е. Гайдар, Б. Ельцин - вот неполный список рыночных реформаторов России.  
    По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе "кейнсианской революции", которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.  
 
1.1. Необходимость вмешательства государства  в экономику.  
 
      Государство является формой политической самоорганизации людей на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства в отличие от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.

         Государственное регулирование  экономических и социальных процессов  преследует несколько основополагающих  целей. К ним, прежде всего,  относятся обеспечение условий  для нормального функционирования  рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.); защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений.

  Государственное вмешательство рассматривается  в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное  вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.)[1. стр. 11-13].

    Государство призвано производить  предварительную экспертизу проектов  строительства новых предприятий  на  экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берёт на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в рыночную экономику. Три следующие проблемы, которые не подвластны рыночному механизму:

  1. государственное регулирование внешних эффектов.

  Рынок охватывает не все социально-экономические  отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние  эффекты, которые непосредственно  могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего сделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство несёт ответственность за жизнь человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом;

  1. государственное регулирование потребления общественных товаров.

  Речь  идет, прежде всего, о товарах и  услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции;

  1. обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

  Рынок сам по себе не способен решить эту  проблему. В итоге мы получаем предоставление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два  ведущих звена – свободный  рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходиться даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве [8.  стр. 212-219].

  Государство также участвует в распределении  товаров, так как рыночное распределение  не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый  стандарт благосостояния, достойное  существование. Здесь государство активно включилось  в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты.

  Рынок не гарантирует соблюдения права  на труд, в рыночной экономике неизбежна  безработица. Поэтому государство  регулирует рынок рабочей силы с  целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

  Вмешательство государства необходимо и в области  науки  и технологий, глубоких структурных  преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический  прогресс и осуществляет структурную  политику.

  Для решения региональных проблем также  требуется вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование  на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

  Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.

  Поэтому рыночное хозяйство нуждается в  проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

  Таковы  основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

    
1.2. Теории рыночного  регулирования. 

   
   
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. В особенности это проявилось во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практический французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и характеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А.Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин "политическая экономия".  
      В 90 годах XIX века возникло одно из современных направлений экономической мысли - неоклассическая теория. Оно возникло на базе:

    1. идей экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.);
    2. "чистой теории" (теоритико-методологическая позиция "классиков" и "неоклассиков" свидетельствующая об их приверженности "держаться чистого знания", "чистой теории", то есть без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе);
    3. принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро - и макроуровне);
    4. микроэкономического исследования (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления);  
      явившись альтернативой классической политической экономии.

Информация о работе Государственное регулирование экономики