Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Содержание

Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4

регулирования.

1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7

Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19

рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25



Заключение. стр.31

Список использованной литературы. стр.32

Работа содержит 1 файл

гос регулирование эконоиткт.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

  Я считаю, что в Российской экономике не сформировался механизм выхода из кризиса и нет предпосылок - экономических и психологических - для быстрого формирования этого механизма.

  Очевидно, что практически все факторы, парализующие действие мультипликатора  инвестиций, присутствуют в Российской экономике. Хотя в отдельные отрасли  
экономики делались крупные инвестиции (энергетика, нефтедобыча, металлургия), в связи с общим снижением потребления и мультипликативного воздействия на рост доходов и инвестиций в экономике в целом. Вторичным инвестициям препятствует также высокая норма процента. Импорт покрывает не менее 50 % потребительского спроса. Такая доля импорта потребительских товаров способна полностью парализовать действие мультипликатора инвестиций. Поэтому наблюдавшиеся в 1993 и 1995 гг. подъёмы в отдельных отраслях промышленности не могли перерасти в общеэкономический подъём и неизбежно затухали.

  В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной приватизации, её идеолог и реализатор А.Б.Чубайс. В результате этого государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги, либо сумел "конвертировать" управленческую власть в собственность. Но мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации и начал осуществлять производственные инвестиции. В результате произошёл обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Теперь уже более 2/3 [6. стр. 83-85] продукции производится на негосударственных предприятиях, а её сбыт сокращается, рентабельность падает, производительность труда на треть упала по сравнению с дореформенным уровнем. Технического перевооружения предприятий не происходит, новые технологии не внедряются, иностранный капитал не идёт в обрабатываемый сектор промышленности.

  Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций - нет прибыли - нет  накоплений - нет инвестиций. Благодаря  приватизации государственного жилищного фонда был создан рынок жилья (владельцы комфортабельных квартир, стали их собственниками, у кого были "развалюхи", тот их и присвоил, а у кого ничего не было, тот с тем и остался).

  С самого начала Российских экономических  реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на раздачу имущества.

  Осталась  неразрешенной самая загадочная проблема Российской экономики - земельная. Весной 1998 года Государственная Дума приняла закон, который фактически запрещает свободную продажу и куплю сельскохозяйственных угодий. Что касается фермерских хозяйств, то они во второй раз в ХХ веке не оправдались: сельское хозяйство продолжает оставаться в глубоком кризисе.

  Спад  производства, привёл к явной и  скрытой безработице, к падению  жизненного уровня народа и к обострению борьбы трудящихся за свои права (1998г.: голодовки, блокирование железных и  шоссейных дорог, марши и демонстрации). Августовский кризис обнажил всю глубину катастрофы. Он поставил страну, её народ на грань не только экономического, но и физического выживания. Пока борьба трудящихся направлена преимущественно против государства, но что будет дальше?  
Задачи реформирования должны быть радикально изменены. Экономика должна служить не обогащению отдельных лиц, а благосостоянию всех людей   [10. стр. 125-128]. Прежде всего, нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, дабы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу, и лишь в объёме, не превышающем размера этой пользы. Иных легитимных источников обогащения, таких, как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.п., быть не должно.  
Формирование общих принципов хозяйственной деятельности, ликвидация разнообразных лазеек для узаконенного воровства, сознательно или бессознательно оставляемых руководителями исполнительной власти, - основа всей законотворческой деятельности в области экономики.

  Таким образом, стратегия реформирования должна базироваться на обеспечении  ряда следующих фундаментальных  условий:

  1. Наличие законодательства, гарантирующего каждому гражданину все общепризнанные права личности, защиту жизни, свободы и достоинства не только от преступности, но и от посягательств властей. Реальное обеспечение свободы в выборе места проживания. Вида деятельности, размещения своих средств в любой поддерживаемой обществом в сфере экономики; обеспечение социальных гарантий всем, кто в них нуждается;
  2. Равенство перед законом вех граждан независимо от занимаемых ими постов. Сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия - первая стратегическая цель любой программы социальных преобразований;
  3. Открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по её реализации, контроль за действиями властей. Общество должно знать, что делают руководители для выполнения своих обещаний, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
  4. Полная и открытая информация о размерах и источниках доходов в первую очередь высших чиновников и крупнейших предпринимателей. Понятно, что функции контроля могут выполнять в полной мере лишь неправительственные организации (создаваемые общественностью, оппозиционными партиями с участием средств массовой информации);
  5. Восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития. Это позволит сформулировать долгосрочную социально-экономическую политику, чётко представить, каковы будут последствия для России тех или иных размеров ассигнований на воспитание, образование, науку и культуру, к чему приведёт изменение заработной платы отдельных категорий работников;
  6. Социальные гарантии для всех граждан, если они либо не могут заниматься трудовой деятельностью, либо способны к таким её видам, эффективность которых недостаточна даже для жизнеобеспечения.
  7. Формирование единой системы правил экономического поведения. Суть их заключается в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно полезная деятельность. И чем более она полезна обществу, тем больший доход этот субъект должен получать.
  8. Создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами. Очевидно, что сами хозяйственные субъекты никогда не согласятся выплачивать средства, соответствующие этим оценкам. Ибо это прямо снижает их текущие доходы. Поэтому введение в хозяйственный механизм соответствующих платежей - дело государственных органов управления.
  9. Особые правила хозяйствования для монополий. Необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жёсткий государственный контроль над ценами и объёмами выпуска продуктов и услуг, над уровнем заработной платы работников. Большой опыт нашей страны по централизованному планированию и управлению позволяет сравнительно легко решить эту задачу. Следует наказывать монополистов, не допускающих конкуренции и перелива капиталов в свою отрасль, причём штрафные санкции должны превышать размер монопольного дохода.

        
          Но, прежде всего,  необходимо добиться немедленной  и полной ликвидации задолженностей  по всем видам выплат населению  - заработной плате, пенсиям и пособиям. При этом предприятия и организации в обязательном порядке должны регулярно выплачивать полную заработную плату вместе со всеми социальными отчислениями.

       Далее нужно установить прямую жёсткую  взаимосвязь доходов государственных руководителей всех уровней с доходами всех остальных лиц состоящих на государственной службе, единую "Табель о рангах". Единственным способом быстрого повышения дохода конкретного чиновника может быть лишь продвижение по служебной лестнице и соответственно по разрядам "Табели о рангах". Повышение же дохода в рамках одного разряда должно происходить у всех государственных служащих по мере экономического роста. Это позволит напрямую связать экономические мотивации руководителей с интересами населения и результатами развития экономики станы в целом, а также даст ход мерам по ликвидации нетрудовых доходов и другим назревшим преобразованиям.

       Следует восстановить социальные гарантии. Это - фонд национального имущества и  его арендная эксплуатация; национальный дивиденд как обеспеченный самым надёжным инвестированием, практически неотчуждаемый (защищённый законом от покушений с любой стороны - правительства и других властных структур, хозяйствующих субъектов, любых юридических и физических лиц, включая самого пользователя) источник дохода каждого гражданина; внебюджетный Пенсионный фонд как генеральный контролёр и институциональный инвестор, отвечающий за сохранность и приумножение этих базовых источников личного благосостояния. Эти гарантии надёжно защищают достойный образ жизни ослабленных категорий населения, ибо состояние нетрудоспособности, экономической не активности - неизбежная фаза жизненного цикла каждого человека.

       Экономическое восстановление России придётся начинать с "восстановительного перераспределения", так как достаточной внешней помощи не предвидится, то нет другого выхода, как для поддержки пострадавшего населения использовать огромные доходы тех, кто нажился на грандиозном переделе народного достояния (трансферты - переадресация дохода). Для этого нужно проверять источники их обогащения и принимать правовые санкции, во всех конкретных случаях противоправного обогащения включая неуплату налогов. При отсутствии правонарушений - взимать налоги, в остальных случаях применять конфискации, штрафы, компенсации ущерба и т.п. [15. стр.138-145].

         
     
     

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

        
           Из перечисленного  выше, можно сделать вывод о  существовании тесной взаимосвязи  между государством и экономической  системой. Состояние экономики самым  непосредственным образом сказывается  на эффективности и жизнедеятельности  государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

       Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, на начальной стадии формирования частнопредпринимательской  капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся  предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего ХХ века имела место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальных и экономических сферах.

       Что касается Российской Федерации, то здесь  в условиях переходной экономики  исключительно важное значение приобретают  системоформирующие, системоутверждающие  и системовоспроизводящии функции  государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования и воспроизводства.

       Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается  в укреплении государственных институтов, разработке и реализации системы эффективных государственно-правовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить конец процессу дальнейшей криминализации экономики и коррумпирования государственного аппарата, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государством и экономикой, политикой и бизнесом на новых, демократических принципах. От успешного выполнения этой задачи, как представляется, во многом зависят перспективы самой Российской государственности.  
     
     

Список  использованной литературы.  

  1. Абалкина Л.И.  Курс переходной экономики.– М.: Финсатинформ, 2000;
  2. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. Экономика. Учебник.

     -М.: «Проспект», 1999;

  1. Булатова А.С. Экономика.– М.:  «БЕК», 1998;
  2. А. Вавилов, Е. Ковалинин «Принципы государственной  долговой                            политики» Вопросы экономики, №8,2001;
  3. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. Общая экономическая теория. Учебник.       – М.: «ПРОМО-МЕДИЯ»,2001;
  4. Гусейнов Р. История экономики России. – М.: «НОРМА», 2001;
  5. Н. Зиядуллаев «Современная экономическая ситуация в СНГ», «Экономист», №1, 2002;
  6. Камаева В.Д. Экономическая теория. Учебник. –М.: «ВЛАДОС», 2001;
  7. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой                 II РЭЖ №10-11 1999;
  8. Под руководством академика РАН Львова Д.С."Путь в ХХI век", Экономика. – М., 1999;
  9. Под редакцией Марковой А.Н. "Современные экономические теории запада", Финстатинформ, 1996;
  10. Под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория", Финстатинформ 1997;
  11. Под редакцией Райзберга Б.А. Курс экономики.– М.: «ИНФРА-М», 1999;
  12. Под редакцией  Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: «ЛОГОС», 1999;
  13. . Шамхалов Ф. Государство и экономика, власть и бизнес. – М.: «Экономика»,1999;
  14. Шишкин А.Ф. Экономическая теория Кн.2.-М: «ВЛАДОС», 2002;
  15. "Эспрессо".Итальянская газета от 20 марта - 5 апреля 2000. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Государственное регулирование экономики