Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Содержание

Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4

регулирования.

1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7

Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19

рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25



Заключение. стр.31

Список использованной литературы. стр.32

Работа содержит 1 файл

гос регулирование эконоиткт.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

   Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и  правила экономической деятельности.

   В-третьих, создаёт благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизводство субъектов и контрагентов экономической деятельности со всеми их ценностями, нормами, установками и т.д.

   В-четвёртых, разрабатывает и осуществляет определённую экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.

   В-пятых, осуществляет собственную экономическую  деятельность в качестве активного  субъекта экономической деятельности.

   В-шестых, устанавливает государственный  заказ и осуществляет государственные закупки. Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и потребителем. Например, фирмы и корпорации военно-промышленного комплекса полностью загружены выполнением государственных заказов. Военная продукция поглощает внушительную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки невозможно себе представить существование аэрокосмической промышленности и освоение космоса. Государство всецело возлагает на себя функции обороны страны от внешней опасности и действий подрывных элементов внутри страны, гарантирует защиту жизни и собственности граждан, обеспечивает соблюдение всеми гражданами общепринятых правил игры, как в экономической, так и в социальной и политической жизни общества  [12. стр. 74-78].

   Например, нередко в процветающей экономике  США именно вмешательство правительства  спасало от неминуемого краха  ряд всемирно известных корпораций, которые пользовались репутацией неуязвимых. Закупки за счёт государственного бюджета создают для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для отдельных корпораций государство является основным покупателем. Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей.

   Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы (гос. закупки, трансфертные платежи), налогообложение, государственное предпринимательство.  
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей:  
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

   Трансфертные  платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

   Нужно заметить, что государственные закупки  вносят вклад в национальный доход  и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

   Другим  важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг) [3. стр. 101-109].

   Одна  из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

     * - Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

   * - регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

   * - прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный  налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.  
Российское правительство наметило вплотную заняться вопросом снижения налогов: чем выше свобода предпринимателей, тем выше экономическая эффективность, заявил 07.03.00г. на совещании по проблемам текстильной и лёгкой промышленности в Иванове и.о. президента Владимир Путин. А Российский министр по налогам и сборам Александр Починок считает необходимым ввести положение о минимально допустимом уровне налогов во всём мире. Он намерен обратиться с этой инициативой к мировому сообществу  [17. стр. 5].

       Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.  
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.  
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

   Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов для воздействия  на национальный объем производства.  
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

   Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может сказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 % [10. стр. 112-113]. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

   Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность  противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-  
мулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь).

     К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также  предоставление населению льгот  в различных областях социальной  инфраструктуры, помощь жизненно  важным науко- и капиталоемким  отраслям экономики в целях  ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды, путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющихся по закону государственной монополией.

   Я считаю, что государственное предпринимательство  должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными, государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цены гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

   Как правило, государственные предприятия  не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые  льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

   Если  экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от Государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Особенности  государственного  регулирования                        в России.

   
 
        
Резкое падение эффективности советской экономики, а затем её развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. В нашей стране уже не раз предпринимались попытки рыночных реформ, и ни одна из них не была доведена до конца. Однако в очередной раз правительство прибегает к попытке рыночного реформирования экономики.  
Ещё при Горбачёве, в декабре 1990 года в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал учреждать различные формы частных, корпоративных и паевых предприятий.

          Реформы, начавшиеся в 1992 году, не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. В январе были либерализированы цены. Результат не замедлил сказаться. Цены подскочили в 2000раз, а зарплата выросла не больше, чем в 20 раз. В России появился новый враг №1 - инфляция. Начался длительный и неопределённый до 1998 года процесс неплатежей. Егор Гайдар конфисковал "лишние деньги" у населения с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, находящиеся "на руках" мгновенно обесценились.  
С началом реформ в 1992 г. произошел резкий переход от постоянного и гарантированного дохода для большинства работников к уровню дохода, постоянно меняющемуся и трудно предсказуемому.

  Что до российской экономики, инфляцию удалось в 4-5 раз снизить по сравнению с пороговым значением 20-30% в год, а спад производства продолжается (считается, что в нормальной рыночной экономике снижение инфляции обычно сопровождается оживлением производства, ростом  инвестиционной активности)  [6. стр. 65-71].

  Промышленное  производство составляет в настоящее  время примерно 40% от уровня 1991 г., средняя  заработная плата - примерно 30%*.  
Норма сбережений в условиях спада не сократилась, а резко выросла (что связано с углублением дифференциации доходов, ростом неуверенности в завтрашнем дне).  
В июле 1992 года ЦБ РФ распорядился предоставить госпредприятиям льготные кредиты на погашение задолженности. Но через несколько месяцев неплатежи возникли вновь. И одновременно, происходили резкие, постоянные скачки нормы процента. В считанные недели норма процента могла вырасти или снизиться в 1,5-2 раза. Между уровнем процента и рентабельностью гипотетических массированных инвестиций образовался трудно преодолимый разрыв. В этих условиях спад инвестиций оказался не умеренным, ограниченным, обратимым, а резким, нарастающим, практически перманентным.  
Борьба с инфляцией велась и ведётся сейчас самым простым способом - ограничением денежной массы в обращении. Это привело к падению темпов инфляции, но с другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор. * 
В российской экономике мы имеем процесс длительного, однонаправленного снижения рентабельности реального сектора, который вызван рядом факторов, в частности динамикой цен на первичные ресурсы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики