Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4
регулирования.
1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7
Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19
рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25
Заключение. стр.31
Список использованной литературы. стр.32
Таковы основные формы регулирования экономики государством.
Чтобы
проанализировать методы государственного
регулирования рыночной экономики,
необходимо первоначально раскрыть
экономические функции
Первое – обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.
Второе
направление – решение
экономику
экологически безопасной, гарантировать
осуществление социально-
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации , те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда однако не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.
Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несёт в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведение участников экономического процесса.
Хотя
экономические и
Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
В
последние годы, когда в России
ускорился распад тоталитарного
строя, произошло обвальное разрушение
системы административного
Настоятельно необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.
Вторая область преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.
Кроме
экологических есть немало и других
стандартов. Разработка таковых, контроль
над их соблюдением всеми, кто
участвует в функционировании экономической
системы образуют еще одну, третью
область административного
Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.
Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано.
Шестая
и последняя область –
Экономическое
пространство на которое распространяются
административные методы, как видно весьма
обширно. Они давно стали неотъемлемой
частью хозяйственного механизма и ничуть
и ничуть не мешают повышению эффективности
производства и благосостояния населения.
Мировая практика свидетельствует о том
, что администрирование опасно не само
по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда,
когда не имеет экономического обоснования
[11. стр. 156-167].
2.3. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики.
В
целом государство, как правило, концентрирует
свои усилия на таких приоритетных направлениях,
как разработка экономической политики;
развитие системы образования и здравоохранения;
строительство и содержание транспортной
сети; поддержание закона и порядка; обеспечение
защиты окружающей среды и т.д. Государство
призвано играть активную роль в регулировании
экономических про-цессов и принятии мер
по социальной защите населения.
Во исполнение этих основополагающих
целей государство в сфере экономики действует
в нескольких направлениях.
Во-первых,
создаёт саму инфраструктуру и среду экономической
деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура
в России до недавнего времени практически
отсутствовала. В настоящее время идёт
процесс её становления.
Вместе с тем в центре внимания государства
должны находиться процессы не только
её становления, но и повседневного функционирования,
поскольку именно инфраструктура рынка
выступает основной сферой колоссальных
финансовых афер, мошенничества, наконец,
прямого, непосредственного грабежа государства
и населения страны. Эта цель, как известно,
достигается путём создания эффективной
системы лицензирования деятельности
учреждений и структур рыночной инфраструктуры,
а так же прямой административной регламентации
определённых параметров и направлений
их деятельности.
Действия Правительства РФ, касающиеся
фондового рынка и его инфраструктуры,
заложены в концепции социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2005г. В ней, в частности, отмечается,
что мероприятия по развитию рынка ценных
бумаг в указанный период должны быть
нацелены на формирование в России самостоятельного
финансового центра мирового значения
на основе форсированного развития инфраструктуры
рынка, а также призваны обеспечить на
фондовом рынке страны сочетание интересов
экономической безопасности государства,
привлечение инвестиций в производство
и защиты прав граждан - акционеров и вкладчиков.