Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Содержание

Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4

регулирования.

1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7

Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19

рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25



Заключение. стр.31

Список использованной литературы. стр.32

Работа содержит 1 файл

гос регулирование эконоиткт.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 
  • Налоговое регулирование осуществляется путем  установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых  льгот, освобождение от налогов.В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики
 
  • Денежно-кредитное  регулирование состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государство  через центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую  денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
 
  • Бюджетное регулирование заключается в  том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;
 
  • Ценовое регулирование  в условиях рыночной экономики заключается  в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
 
  • Социальное  регулирование со стороны государства  направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально  незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;
 
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое  законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных;
  • Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
 
  • Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий монополистов;
 
  • Государственное внешнеэкономическое регулирование  – это обширный спектр мер и  инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей ,обеспечение экономической безопасности [13.  стр. 75-79].
 

  Таковы  основные формы регулирования экономики  государством.

    1. Методы  государственного регулирования  рыночной экономики.
 

  Чтобы проанализировать методы государственного регулирования рыночной экономики, необходимо первоначально раскрыть экономические функции государства. Их можно довольно легко классифицировать, выделив два основных направления.

  Первое  – обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.

  Второе  направление – решение экологических  и социальных проблем, перед лицом  которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную  эффективность. Без государства  никогда нельзя сделать рыночную

экономику экологически безопасной, гарантировать  осуществление социально-экономических  прав человека, сгладить структурные  и региональные диспропорции и т.д. [16. стр. 88-91].

  Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации , те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

  Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда однако не следует, что развитом рыночном хозяйстве  административные методы вообще не имеют  право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.

  Жестокое  разграничение экономических и  административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования  несёт в себе, вообще говоря, любой  экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведение участников экономического процесса.

  Хотя  экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят её к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

  Экономические методы нисколько не ограничивают свободу  выбора, а иной раз даже расширяют  ее. Появляется стимул, на который субъект  может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом  случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

  В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного  строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не вовсем этот процесс  был оправдан. Система создавалась  десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается по крайней мере шесть областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.

  Настоятельно  необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью  регуляторов косвенного воздействия  и здесь допустимо даже государственное  регулирование цен.

  Вторая  область преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

  Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто  участвует в функционировании экономической  системы образуют еще одну, третью область административного регулирования.

  Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

  Административные  приемы оказываются полезными и  тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано.

  Шестая  и последняя область – реализация, целевых программ, предусматривающих  элементы администрирования в отношении  предприятий государственного сектора.

  Экономическое пространство на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том , что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования  [11. стр. 156-167]. 

    2.3. Основные направления  государственного  регулирования рыночной  экономики.

    
       
В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как разработка экономической политики; развитие системы образования и здравоохранения; строительство и содержание транспортной сети; поддержание закона и порядка; обеспечение защиты окружающей среды и т.д. Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических про-цессов и принятии мер по социальной защите населения.  
      Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере экономики действует в нескольких направлениях.

   Во-первых, создаёт саму инфраструктуру и среду экономической деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура в России до недавнего времени практически отсутствовала. В настоящее время идёт процесс её становления.  
Вместе с тем в центре внимания государства должны находиться процессы не только её становления, но и повседневного функционирования, поскольку именно инфраструктура рынка выступает основной сферой колоссальных финансовых афер, мошенничества, наконец, прямого, непосредственного грабежа государства и населения страны. Эта цель, как известно, достигается путём создания эффективной системы лицензирования деятельности учреждений и структур рыночной инфраструктуры, а так же прямой административной регламентации определённых параметров и направлений их деятельности.  
Действия Правительства РФ, касающиеся фондового рынка и его инфраструктуры, заложены в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005г. В ней, в частности, отмечается, что мероприятия по развитию рынка ценных бумаг в указанный период должны быть нацелены на формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения на основе форсированного развития инфраструктуры рынка, а также призваны обеспечить на фондовом рынке страны сочетание интересов экономической безопасности государства, привлечение инвестиций в производство и защиты прав граждан - акционеров и вкладчиков.

Информация о работе Государственное регулирование экономики