Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования 5
1.2. Цели, функции и методы 10
Глава 2. Особые методы регулирования 18
2.1. Антимонопольная политика и регулирование ценообразования 18
2.2. Регулирование цен 22
2.3. Поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Государственные регулирования экономики.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      Санкт-петербургский  университет кино и телевидения 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

        Курсовая работа по теме: «Государственное  регулирование экономики.» 
 
 
 
 
 
 

                                Выполняла: Заболотних Вероника

                                                    064 группа

                                Научный руководитель: Бурибаева Наталья Андреевна  
 
 

                               Санкт-Петербург

                                       2011г. 
 

      Содержание 
 
 

 

      

      Введение

 

      В начале 90 –х гг понятия «предприниматель»  и «предпринимательство» вызывали глубокую неприязнь у большинства  россиян. Сегодня отношение к ним меняется в лучшую сторону. Все больше и больше граждан стремится к предпринимательской деятельности, и, несмотря на сложную ситуацию в России, занимается этим непростым делом.  Работа в условиях рыночной экономики требует от предпринимателей высокой компетентности при осуществлении бизнеса, четкой и квалифицированной организационной деятельности, поэтому очень актуальным является изучение теоретических аспектов организации предпринимательской деятельности, а также рассмотрение опыта развитых стран.

      Предпринимательство развивалось сложно, его развитие сопровождалось и сопровождается бесконечным  процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий, без знания этого невозможно понять многие свойства, характерные для предпринимательской деятельности, поэтому необходимо изучить теории и историю развития предпринимательства.

      Понимание того, как усиливалась роль предпринимательской  деятельности в экономике позволяет  уяснить то, какое отношение к  предпринимательству должно быть у  государства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности – важнейшая государственная задача в современной России.

      Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.

      Исходя  из этого, цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования. 

 

      

      Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики

      1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования

 

      Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

      Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической  сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением  хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

      Представители меркантилизма - первой экономической  школы - стояли за активное вмешательство  государства в экономику. Процесс  первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

      Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

      Классическая  школа политэкономии, развивавшаяся  в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

      По  мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности1:

      - ограждать общество от насилия  и вторжений других независимых  обществ;

      - ограждать по мере возможности  каждого члена общества от  несправедливости и угнетения  со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

      - создавать и содержать определенные  общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых  не может быть в интересах  отдельных лиц или небольших  групп, и затраты на которые  не могут быть покрыты частными  лицами.

      Представители неоклассического направления, создавшие  теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования  рыночной системы. Помощь государства  в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

      Однако  экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

      Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

      Первая  и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

      Теоретически  необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс2, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

      Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

      Но  с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных  деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

      Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”.

      Объединяющей  идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность  рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы  экономическую роль государства  сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.

      Сторонники  теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь  долгосрочный характер и ориентироваться  на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

      Таковы  различные взгляды на экономическую  роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. 
 

      1.2. Цели, функции и  методы

 

      Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении3. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

      Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

      - экономический рост;

      - полная занятость;

      - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

      - внешнеэкономическое равновесие.

      В системе экономических целей  обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

      С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Информация о работе Государственное регулирование экономики