Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:45, реферат
цель настоящей работы - являются обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, для достижения этой цели необхлдимо решить следующие задачи: изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.1. Многообразие подходов к проблеме государственного регулирования 5
1.2. Цели, функции и методы 10
Глава 2. Особые методы регулирования 18
2.1. Антимонопольная политика и регулирование ценообразования 18
2.2. Регулирование цен 22
2.3. Поддержка малого бизнеса 28
Заключение 31
Литература 33
Санкт-петербургский
университет кино и телевидения
Курсовая работа по теме: «Государственное
регулирование экономики.»
Научный руководитель: Бурибаева Наталья
Андреевна
Санкт-Петербург
Содержание
В
начале 90 –х гг понятия «предприниматель»
и «предпринимательство»
Предпринимательство
развивалось сложно, его развитие
сопровождалось и сопровождается бесконечным
процессом возникновения и
Понимание того, как усиливалась роль предпринимательской деятельности в экономике позволяет уяснить то, какое отношение к предпринимательству должно быть у государства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности – важнейшая государственная задача в современной России.
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.
Исходя
из этого, цель настоящей работы - являются
обоснование принципиальной правомерности
и необходимости вмешательства государства
в экономику в условиях рыночного хозяйства,
для достижения этой цели необхлдимо решить
следующие задачи: изучение методов воздействия
государства на экономику; характеристика
инструментов государственного регулирования.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая
школа политэкономии, развивавшаяся
в эпоху промышленного
По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности1:
-
ограждать общество от насилия
и вторжений других
- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
-
создавать и содержать
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
Это
вынуждало к усилению поддерживающих
и корректирующих мер государства.
Задачей последнего стало создание
соответствующей
Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс2, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но
с середины 70-х годов начинаются
контратаки на кейнсианство представителей
либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек),
завоевавшей умы
Виновниками
этих катаклизмов объявлялись
Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.
Сторонники
теории “экономики предложения” считают,
что государственное
Таковы
различные взгляды на экономическую
роль государства. При всей их противоречивости
и несовпадении можно определенно отметить:
различия касаются форм и доли государственного
вмешательства в экономику. Современный
рынок невозможен без вмешательства государства.
Рынку присущи антисоциальные действия
и тенденции, приводящие к нарушению не
только микро-, но и макропропорций, а следовательно,
к финансовым, экономическим, энергетическим
и другим кризисным явлениям и процессам.
Опыт показал, что их ограничивают только
государственные регуляторы.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении3. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
-
стабильность уровня цен и
устойчивость национальной
-
внешнеэкономическое
В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.