Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:46, курсовая работа
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Введение
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Первым прецедентом вмешательства государства в экономику стало принятие в 1890 году в США антимонопольного закона Шермана. Принятие, которого было вызвано созданием Джоном Рокфеллером нефтяной компании «Стандарт оил», которое монополизировало рынок нефтепродуктов.
Следующим
шагом в расширении государственного
регулирования стала разработка
«нового курса» Ф. Д. Рузвельта для
преодоления Великой Депрессии
в США, вызванной мировым
Теория государственного регулирования рыночной экономики была, как известно, построена Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал вывод про то, что выход из глубокого кризиса, увеличение объёмов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства, которое должно не только стимулировать снижение дисконтной нормы коммерческих банков (процента), но и осуществлять масштабные государственные закупки с целью увеличения платежеспособного совокупного спроса. Кроме того, государство должно выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим неработоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва.
1. Причины государственного вмешательства в экономику
Возможности
свободного рынка отнюдь не безграничны.
Он не в состоянии гарантировать
решение всех социально-экономических
проблем современного общества. В
данном случае речь идет не о недостатках,
а именно об ограниченности возможностей
рынка, особенно применительно к
современным экономическим
Государственное
регулирование внешних
Государственное
регулирование потребления
Обеспечение
государством экономики нужным количеством
денег. Рынок сам по себе не способен
решить эту проблему. В итоге мы
получаем представление о хозяйственном
механизме свободного предпринимательства.
Выделяют два его ведущих звена
— свободный рынок и
Любая экономика (как рыночная, так и не рыночная) подвержена инфляции и монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.
2. Объекты государственного регулирования экономики
Объекты государственного
регулирования экономики - это сферы,
отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
· экономический цикл - суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции;
· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства - осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.
· В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности;
· условия накопления капитала;
· занятость - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду;
· денежное обращение - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики;
· платежный баланс - государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции;
· цены - динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу;
· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
· условия конкуренции;
· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
· подготовка и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного
регулирования экономики
Это следующие
иерархические уровни: уровень фирмы;
региона; отрасли; сектора экономики
(промышленность, сельское хозяйство,
услуги); хозяйства в целом (хозяйственный
цикл; денежное обращение; НИОКР; цены);
глобальный (социальные отношения, экология);
наднациональный (экономико-политические
отношения с зарубежными
3. Цели государственного вмешательства в экономику
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
В системе
экономических целей
С обеспечением
экономического роста сопряжена
другая важнейшая цель - удовлетворение
требований полной занятости. Суть ее
- достижение максимально возможного
и в долгосрочном плане стабильного
использования всего
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость
и последовательность постановки целей
в той или иной стране определяется
разнообразными обстоятельствами внутреннего
и внешнего порядка. Применительно
к условиям России последовательность
достижения рассмотренных целей
может заметно отличаться от очередности,
характерной для западных стран.
Да и в самом составе целей
есть определенная специфика, вызванная
недостаточной зрелостью
4. Инструменты государственного регулирования экономики
Государство,
осуществляя регулирование
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.