Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части.

Работа содержит 1 файл

дефицит и профицит гос.бюджета.Г..docx

— 21.53 Кб (Скачать)

     Сосредоточение  финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть  национального дохода, что позволяет  осуществлять государственное регулирование  экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической  политики. Через движение бюджетных  ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.[2]

  1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие.

     Доходы  и расходы органов государственной  власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает и имеет место  дефицит или профицит.

     Бюджет  с дефицитом представляет собой  бюджет, у которого расходы превышают  доходы. Это состояние бюджета  свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует  инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

     Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и квалификации доходов и  расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет  определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает  свои расходы и выдаваемые в целях  проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных  трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных  средств. Исходя из этого принципа дефицит  равен расходам на товары, услуги и  трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.[3]

     Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными  причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

     Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При  этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и  в результате расходов на военные  нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии  и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт  к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

     Другим  важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды  депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход  сокращаются, автоматически сокращаются  также налоговые поступления. В  то же время расходы сохраняют  тенденции оставаться на прежнем  уровне. В итоге возникает или  увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит.

  1. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?

     Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов  Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета. 

     К источникам финансирования федерального бюджета относят: 

     1) внутренние источники в следующих  формах: 

    •   кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  валюте РФ;
    • государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;
 
    • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
 
    • изменения остатка средств на счетах по учёту  средств федерального бюджета;
 

       2) внешние источники в следующих  формах:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • привлечённые Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
 

     Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники  в следующих формах: 

    • государственные займы, осуществляемые путём выпуска  ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
    • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
 
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
 
    • изменения остатка средств на счетах по учёту  средств бюджета субъекта РФ. [5]
 

     Дефицитом бюджетов и связанный с ним  рост государственной задолженности  и расходов по её обслуживанию и  погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70 – 90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП.

     Следует отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого  экономического положения бюджетные  дефициты не рассматриваются как  катастрофически отрицательные  финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолён.[6]

     Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что  в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. С его  помощью решается сразу несколько  задач экономического характера: сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные  на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые  налогоплательщики, улучшается состояние  платежного баланса.

     Размер  дефицита бюджета субъекта РФ, утверждённый законом субъекта РФ о бюджете  на соответствующий год, не может  превышать 15% объёма доходов регионального  бюджета.

     Объём предусмотренных бюджетом расходов соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.[8]

     Профицит  бюджета, проблемы.

     Бюджет  с профицитом представляет собой  бюджет, у которого доходы превышают  расходы. Такое состояние бюджета  показывает, что государство не разработало  финансовую политику, которая бы позволила  эффективно решать задачи по определению  направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

     В частности бюджет с профицитом формируется  в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.[11]

     Превышение  суммы доходов и полученных трансфертов  над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных  трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

     Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим  бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости  направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

     Долгое  время профицитный бюджет был  несбыточной мечтой российского  правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен  и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости "черного золота" позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете. 

     Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

     Заключение.

     Исходя  из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной  и налоговой политики, осуществляемой государством.

     На  практике сбалансированный бюджет, у  которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

     Государственные финансы оказывают воздействие  на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые  могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает  существенное влияние на экономическую  ситуацию в стране.

     Однако  ежегодно балансируемый бюджет в  условиях нормально работающей экономики  может способствовать ускорению  инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые  поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения  государственного долга либо снизить  налоговые ставки. В обоих случаях  увеличивается денежная масса в  обращении и стимулируется инфляция. 

     В условиях спада экономики, сопровождающегося  одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных  закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей  дефицит бюджета, ведёт к росту  совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

     Более рациональным с позиции обеспечения  сбалансированности является составление  бюджетов с дефицитом во время  спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

     Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный  бюджет должен быть инструментом поддержания  обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это  в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики