Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 15:56, реферат
Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части.
Сосредоточение
финансовых ресурсов государства необходимо
для финансовой политики государства.
В бюджете концентрируется
Доходы
и расходы органов
Бюджет
с дефицитом представляет собой
бюджет, у которого расходы превышают
доходы. Это состояние бюджета
свидетельствует о недостаточно
эффективном государственном
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.[3]
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны
требуют использования ресурсов
на вооружение и содержание армии. При
этом напряжение возникает не только
в период военных действий, но и
в результате расходов на военные
нужды в мирное время. Финансирование
этих расходов осуществляется за счёт
увеличения налогов, денежные эмиссии
и выпуска государственных
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.
Источники
финансирования дефицита утверждают органы
законодательной (представительной) власти
в законе о бюджете на очередной
финансовый год по основным видам
привлечённых средств. Кредиты Центрального
банка России, а также приобретение
им долговых обязательств РФ и субъектов
Федерации при их первичном размещении
не могут быть источниками покрытия
дефицита бюджета.
К
источникам финансирования федерального
бюджета относят:
1)
внутренние источники в
2) внешние источники в следующих формах:
Источниками
покрытия дефицита бюджета субъекта
РФ могут быть внутренние источники
в следующих формах:
Дефицитом бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по её обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70 – 90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолён.[6]
Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу несколько задач экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, улучшается состояние платежного баланса.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утверждённый законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объёма доходов регионального бюджета.
Объём предусмотренных бюджетом расходов соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.[8]
Профицит бюджета, проблемы.
Бюджет
с профицитом представляет собой
бюджет, у которого доходы превышают
расходы. Такое состояние бюджета
показывает, что государство не разработало
финансовую политику, которая бы позволила
эффективно решать задачи по определению
направлений развитий страны, направлений,
требующих дополнительного
В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.[11]
Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).
Долгое
время профицитный бюджет был
несбыточной мечтой российского
правительства. Во всяком случае, до 1999
года в период низких нефтяных цен
и больших обязательств всей бюджетной
системы страны превышение доходов над
расходами выглядело сюжетом из области
фантастики. И только начавшийся в 1999 году
постепенный рост стоимости "черного
золота" позволил справится с этой задачей.
Однако, как это часто бывает в экономике,
успешное решение одной проблемы породило
другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные
периоды денежный запас достигал чуть
ли не четверти всего годового национального
дохода страны. И споры, стоит ли дальше
копить такие резервы, возникали каждый
раз, когда Государственная дума обсуждала
проект очередного закона о бюджете.
Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.
Заключение.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Государственные
финансы оказывают воздействие
на основные экономические показатели
в силу того, что сектор государственного
управления является сектором экономики,
участвующем в общем
Однако
ежегодно балансируемый бюджет в
условиях нормально работающей экономики
может способствовать ускорению
инфляции. Если в условиях инфляции
повышаются номинальные доходы, то
соответственно возрастают налоговые
поступления, что может привести
к бюджетным излишкам. В этих условиях
государственные органы могут использовать
образующиеся излишки для погашения
государственного долга либо снизить
налоговые ставки. В обоих случаях
увеличивается денежная масса в
обращении и стимулируется
В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.
Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.
Проблемой
должна быть не только сбалансированность
бюджета, но и содействие экономическому
росту, использованию экономического
потенциала, полной занятости. Государственный
бюджет должен быть инструментом поддержания
обеспечения макроэкономической стабильности
независимо от того, достигается это
в данный период на основе дефицита
или профицита. На первом плане должна
быть общая стратегия экономического
развития, глобальные цели и направление
на их достижение программы развития.