Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики. Соответственно цели работы такие задания:
исследовать роль государства в регулировании экономики;
изучить подходы авторов к определению сущности государственного регулирования экономики;
рассмотреть формы и методы регулирования экономики государством;
предложить программы усовершенствование государственного регулирования экономики.

Объектом исследования курсовой работы является государство, его роль и функции в экономике.

Предметом исследования являются проблемы государственного регулирования экономики.

При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих зарубежных и российских авторов.

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Необходимость, суть, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования экономики
Глава 3. Целевые государственные программы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики 170144-КУР.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема  
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

     Введение

     Институт  государства очень давно находится  под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго.

     В течение последнего столетия функции  государства значительно расширились, что вызвало возникновение беспрецедентных по своему масштабу систем регулирования, включающих в себя парламентские законы, декреты, нормы, различного рода неформальные инструменты. При их помощи правительства регулируют общество, а также свою собственную деятельность. Параллельно с этим процессом возникали и разрастались регулирующие органы, которые были призваны проводить в жизнь нормативные акты и наблюдать за их исполнением.

     Усиление  регулирующей роли государства позволило  создать то, что сегодня принято называть экономиками благосостояния, решить казалось бы неразрешимые противоречия между трудом и капиталом, монополией и конкуренцией, свободной торговлей и развитием внутреннего производства на приемлемом уровне занятости.

     В то же время, регулирование сегодня  во все возрастающем масштабе не справляется  с потребностями современных обществ и экономик. Большинство стран в последние десятилетия сталкивается с проблемой неадекватности регулирующей инфраструктуры, ее отставания от быстро меняющихся социально-экономических процессов и явлений. Более того, достаточно большой круг политиков и экономистов считает современные нам системы регулирования устаревшими и препятствующими нормальному экономическому развитию.

     Центральной проблемой, по всей видимости, является то, что правительства не успевают за быстрыми переменами происходящими в жизни общества, а традиционный административный контроль и расширение власти регулирующих органов не только не помогают решать накапливающиеся проблемы, но зачастую сдерживают позитивные перемены и введение более прогрессивных способов управления.

     Теоретические и методологические разработки, связанные  с государственным регулированием экономики, содержатся в трудах Абалкина Л.И., Аристера Н.И., Гайдара Е.Т., Глазьева С.Н., Куракова Л.П., Мокичева СВ., Городецкого  А., Дудкина B.C., Лившица А.Я., Хайруллина Д.С., Павлова К., Тумашева А.Р., Яковлева Г.Е. и многих других. Среди зарубежных ученых этими проблемами занимались такие известные экономисты, как Гэлбрейт Дж.Р., Хауз Р., Вильямсон О., Норт Д., Познер Р., Долан Э.Дж. и другие.

     Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики. Соответственно цели работы такие задания:

  • исследовать роль государства в регулировании экономики;
  • изучить подходы авторов к определению сущности государственного регулирования экономики;
  • рассмотреть формы и методы регулирования экономики государством;
  • предложить программы усовершенствование  государственного регулирования экономики.

     Объектом  исследования курсовой работы является государство, его роль и функции  в экономике.

     Предметом исследования являются проблемы государственного регулирования экономики.

     При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих  зарубежных и российских авторов.

     Основная  часть

     Глава 1. Необходимость, суть, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики

     В современной экономической  литературе понятие механизма государственного регулирования социально-экономических  отношений, на наш взгляд, сформулированное не совсем четко и однозначно.

     Для определения роли государства в экономике используются разные термины: "государственное вмешательство", "государственное управление", "государственная экономическая политика", "государственная регуляторная политика", "государственное регулирование экономики". Все они взаимосвязаны и характеризуют отношения государства с обществом. Так, государственное управление экономикой - это организующий и регулировочный процесс влияния государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью ее приведения в порядок и повышения результативности хозяйствования.

     Государственная экономическая политика - стратегия  целенаправленного влияния на экономические  процессы на макро- и микроуровне, создание и усовершенствование условий экономического развития соответственно определенному  общественному устройству1. Государственное управление рассматривается как инструмент реализации экономической политики.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - сфера  деятельности органов государственной  власти относительно целенаправленного  влияния на поведение субъектов хозяйствования путем применения разнообразных методов и средств2. Т.е., ГРЭ можно рассматривать как функцию государственного управления экономикой, как инструмент реализации экономической политики.

     Некоторые отечественные исследователи описывают  механизм государственного регулирования как систему, которая объединяет цель и инструменты экономической политики, но не дают его полного определения.

     Сущность  механизма государственного регулирования  раскрывается в работах Капканщиков С. Г. Ученый определяет его как систему технических для определенного способа производства форм, методов, рычагов, инструментов влияния на экономику, на процесс воспроизведения на основе присущих ему законов и согласно правовым нормам общества3. Такое определение упрощает понятие механизма, так как ограничивает круг элементов, которые составляют его основу.

     По  мнению Фетисовой В. А., более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования деятельности субъектов рынка - это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, которые охватывают экономические отношения, что сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели4.

     Другие  ученые определяют ГРЭ, как систему  мер государства для осуществления  поддерживаемой, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решение сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Такое определение является полным, поскольку раскрывает функции, цели и объекты государственного вмешательства в экономику и поведение граждан. Государственное регулирование экономики может осуществляться лишь в пределах функциональных действий государства на основе системы управления для объединения воли всех граждан страны. Эта система должна обеспечить безопасность государства от беспредела отдельных граждан и одновременно учитывать поведение граждан, защищать их права.

     Несколько по-иному подходит к определению  термина И. П. Николаев, рассматривая государственное регулирование экономики с теоретического и практического взгляда. С теоретической точки зрения ГРЭ - это система знаний о сущности, закономерностях действия и правила применения типичных методов и средств влияния государства на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей государственной экономической политики.

     С практической точки зрения ГРЭ - это  сфера деятельности государства  относительно целенаправленного влияния  на поведение субъектов хозяйствования с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики5.

     Такое определение является полным, четким и всесторонним.

     Термин"регулирование" в зарубежной экономической литературе имеет два значения. В широком  понимании он отождествляется с государственным вмешательством в экономику, в более узком - с административно-правовой регламентацией предпринимательской деятельности. Регулирование (от лат. regulare) означает "подчинять определенному порядку". Итак, государственное регулирование - это комплекс мероприятий государства, направленных на управление поведением товаропроизводителя в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственной власти целей.

     Потребность в государственном регулировании  экономики теоретически обоснована Дж. М. Кейнсом.

     История развития стран с рыночной экономикой характеризуется неоднозначностью решений относительно вмешательства  государства в экономику. Однако в никакой стране государство  не прекратило деятельности относительно развития рыночной экономики. Наоборот, постоянно ведется поиск направлений усовершенствования взаимоотношений между государством и товаропроизводителями, и в зависимости от многих факторов наблюдается послабление или усиление государственного вмешательства. В нынешних условиях хозяйствования государство уже не только определяет общие правила и рамки функционирования рыночной экономики, а и само дополняет рыночный механизм.

     Объективными  причинами необходимости государственного регулирования в настоящих условиях является:

  • наличие монополизма во многих областях народного хозяйства и отсутствие совершенной конкуренции;
  • несовершенство ценового механизма для определенной группы товаров, что делает их производство неэффективным;
  • медленная адаптация к современным условиям хозяйствования отдельных рынков - рабочей силы, капиталов, интеллектуального продукта и т.п.;
  • обеспечение стабильности и гармоничности общества;
  • содействие сохранению и воспроизведению естественной, культурной, национально-исторической среды существование народов;
  • решение вопросов международной политики и сотрудничества.

     Однако  параметры регулирования рынка  имеют определенные границы, обусловленные  его природой, поскольку рынок  не является пассивной средой, которая  автоматически изменяется под влиянием внешней среды. Рынок как совокупность субъектов хозяйствования, кроме общих интересов, включает интересы отдельного товаропроизводителя, которые не всегда совпадают с интересами государства. И товаропроизводитель реагирует на них только тогда, когда они лишь корректируют (а не игнорируют) его мотивы. Мировая практика показала недостатки чрезмерного вмешательства государства в экономику.

     Именно  поэтому основными принципами создания системы государственного регулирования  экономики в нашей стране является:

  • принцип умной достаточности (государству подчиняются только те функции, которые не могут выполняться другими звеньями хозяйственной системы вследствие их ограниченной компетенции и недостаточных ресурсов);
  • принцип постепенности (командно-административные методы регулирования заменяются правовыми и экономическими по мере создания объективных условий - демонополизации, приватизации, стабилизации и т.п.);
  • принцип адекватности (система государственных регуляторов экономики должна отображать реальное состояние социально-экономического развития).

     Функции государственного регулирования экономики  зависят от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов  государственного регулирования, уровня развития рыночного хозяйства, модели развития национальной экономики.

     Основными функциями государственного регулирования  экономики является:

  • регулирование макроэкономических процессов и пропорций;
  • регулирование внешнеэкономического отношения;
  • разработка и регулирование научно-технической, инвестиционной и социальной политики;
  • защита внутреннего товаропроизводителя и приоритетных производств;
  • разработка и регулирование региональной политики;
  • социальная защита населения;
  • защита личности, интересов товаропроизводителя и государства;
  • удержание и обеспечение эффективной работы органов государственной власти.

Информация о работе Государственное регулирование экономики