Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Введение. стр.3
Экономическая роль государства. Теории рыночного стр.4
регулирования.
1.1. Необходимость вмешательства государства в экономику. стр.4
Теории рыночного регулирования. стр.7
Формы и методы государственного регулирования экономики. стр.13
Формы регулирования. стр.13
Методы государственного регулирования рыночной экономики. стр.16
Основные направления государственного регулирования стр.19
рыночной экономики.
Особенности государственного регулирования в России. стр.25
Заключение. стр.31
Список использованной литературы. стр.32
С 30 годов ХХ века теоретико-
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции" доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.
В практическом плане
Главным достижением этой
во-первых,
действительно спрос и
во-вторых, действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец,
в-третьих, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.
Два первых условия относятся
к равновесию обмена (т.к. предприниматели
являются покупателями производительных
услуг и производителями потребительских
продуктов, а владельцы производительных
услуг являются покупателями предметов
потребления), третье - к равновесию производства
(равновесие между суммой цен на готовые
продукты и суммой цен на производительные
услуги). В целом для неоклассической теории
характерен микроэкономический подход
к экономическим явлениям в отличие от
кейнсианства, в теории которого доминирует
макроэкономический подход. Неоклассики
заложили базу для более поздних теорий
экономики благосостояния, экономического
роста. Эти концепции иногда называют
современной неоклассической школой.
Некоторые экономисты до недавнего времени
попытались также соединить отдельные
положения классической теории, неоклассицизма
и кейнсианства - это течение получило
название неоклассического синтеза.
Развитие рыночной экономики во второй
половине ХХ века выявило чётко обозначившуюся
тенденцию расширения масштабов деятельности
государства и усиления его роли в экономике.
При этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается
в условиях действия конкурентного рыночного
механизма. Цель государства в рыночной
экономике не корректировать рыночный
механизм, а создать условия его свободного
функционирования [5. стр. 145-161].
В России большинство
Для преодоления депрессии Российское государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а так же возвратив, по крайней мере, часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Также нужно обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы и способствуя созданию новых конкурирующих предприятий.
Неокейсианство, модификация кейсианства, обосновывающая концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях послевоенного развития. Неокейсианство сложилось в первой половине 1950-х годов и оставалось одной из главных концепций экономической политики развитых стран Запада до конца 1970-х годов. Наиболее видными представителями этой теории являются Р.Харрод, Э.Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.
В первые послевоенные
1. экономической динамике (выяснение условий поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечивающих полную загрузку производственных мощностей и полную занятость в долгосрочной перспективе) видные представители которой - Д.Харрод (США), Е.Домар (США);
Методология Неокейсианства
Неокейсианство разделяет
"Теория экономического
роста" (Харрод, Домар) поставила проблему
факторов роста национального дохода,
условий, обеспечивающих его длительность,
динамического равновесия. Согласно этой
теории "самоподдерживаемый рост"
в длительной перспективе обеспечивается
устойчивостью темпов роста производительности
труда, занятости, капитала, а также постоянством
отношения "капитал-продукт" и доли
прибыли в национальном доходе. Особо
исследовалась взаимосвязь динамики инвестиций
и национального дохода. С этой целью была
разработана теория кумулятивного процесса,
основанная на взаимосвязи мультипликатора
и акселератора. Важным является вывод
о том, что фактически экономический рост
может совпасть с потенциальным лишь случайно,
что делает необходимым вмешательство
государства.
Значительное внимание
Несмотря на то, что в 50-60-е годы, когда
Неокейнсианство, наряду с научно-технической
революцией, стало важным источником,
почти устойчивого бескризисного роста
экономики развитых стран Запада, в 70-е
годы оно оказалось в состоянии глубокого
кризиса, а в конце десятилетия было потеснено
неоконсервативными теориями. Это было
связано, прежде всего, с исчерпанием эффективности
кейнсианских рецептов государственного
регулирования роста, когда попытки управлять
эффективным спросом, не выводя экономику
из застоя, вызвали высокую инфляцию. Это
явление получило название стагфляции.
В условиях "монетаристской революции"
последних десятилетий в Неокейнсианстве
усилилось и выделилось как самостоятельное
его левое течение, получившее название
посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа
и др.). Оно содержит фундаментальную критику
неоклассической традиции, акцентируя
роль в рыночной экономике неопределённости,
монополий, несовершенной конкуренции
и т.д. Отстаивает необходимость проведения
"политики доходов" (государственная
экономическая политика, направленная
на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения
заработной платы) со стороны государства,
имеющей целью сбалансировать сферу распределения
[16. стр. 255-261].
Среди многообразия форм воздействия государства на экономику особое место занимает планирование. Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.
В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели , на решение задач , стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана.
Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределять её картину через столь значимое время.
В отличие от планирования экономическое прогнозирование, будучи способным научного предвидения, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Вместе с тем широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это в основном конкурентные прогнозы.
Планирование
государства в рыночной экономике
– государственное бюджетное
планирование, социально экономические
программы, государственные заказы,
повсеместное использование бизнес-планов.
Существует и индикативное(
В
любой стране, при любой общественно-
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления государственных социальных и экономических программ [17. стр. 69-72].
Государственное
регулирование экономики ставит
своей целью соблюдать интересы
государства, общества в целом, социально
незащищенных слоев населения. Существуют,
применяются разнообразные формы государственного
регулирования. Ниже перечислены наиболее
важные и главные из них: