Государственное регулирование в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании основ государственного регулирования в экономике. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
o определить сущность и содержание государственного регулирования в экономике
o проанализировать систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере экономики
o проанализировать методы государственного регулирования в экономике
o рассмотреть экономические обязательства в системе методов государственного регулирования в экономике.

Работа содержит 1 файл

Гос. регулирование в экономике (500р).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение

    В настоящее время предпринимаются  попытки найти более обоснованное сочетание государственного управления и регулирования с самостоятельностью хозяйствующих субъектов и свойственной им саморегуляцией. Иначе трудности и кризисные явления в экономике трудно преодолеть. Речь идет, как видно, о поиске баланса публично - правовых и частноправовых методов в экономической сфере. Первые можно разделить на общегосударственную (конституционную и др.), административно - правовую и уголовно - правовую регуляцию. Каждая отличается набором специфических средств и юридической природой, способами воздействия на поведение граждан и деятельность юридических лиц. Это позволяет говорить о юридических режимах регулирования.

    Природа и объем государственного регулирования  весьма неоднозначно трактуются в литературе. Это либо установление и обеспечение  государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и их корректировка, либо императивные и преимущественно административно - правовые способы регулирования, либо триединое регулирование в экономической сфере (единые правила, различные режимы, индивидуальные административные акты), либо, наконец, государственное воздействие, требующее модификации институтов государства.

    Различные грани регулирования обнаруживаются и в законодательстве, где закрепляются не только разные методы государственно - правового регулирования, но и их различные комбинации.

     Развитие экономики в постсоветских государствах, к которым относятся Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина, все больше актуализирует необходимость государственного регулирования экономических отношений, а переход к рыночной экономике, в основе которого процессы саморегулирования, заставил пересмотреть систему государственного регулирования экономики, начиная с его объекта и принципов воздействия, заканчивая его методами и формами. Одновременно изменились значение и цели государственного регулирования, ориентированного на невмешательство в имущественный интерес хозяйствующих субъектов, открылся путь для новых поисков соотношения государственного и частного экономических интересов и их выражения в правовых системах, структуре, деятельности государства.

    Цель  данной работы заключается в исследовании основ государственного регулирования  в экономике. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

    • определить сущность и содержание государственного регулирования в экономике
    • проанализировать систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере экономики
    • проанализировать методы государственного регулирования в экономике
    • рассмотреть экономические обязательства в системе методов государственного регулирования в экономике.

    По  структуре работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

  1. Сущность и содержание государственного регулирования экономики

    В юридической литературе отношение  к выяснению понятия "государственное  регулирование экономики и предпринимательской  деятельности" зависит от теоретических  позиций тех или иных исследователей. Исследователи, считающие российское предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права, уделяют большое внимание не только понятию государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, но и раскрытию его организационно-экономического и правового содержания1. Исследователи, предполагающие существование российского предпринимательского права в качестве смешанной отрасли права или подотрасли российского гражданского права, либо не уделяют категории государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности вообще никакого внимания2, либо смешивают государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности с правовым регулированием соответствующей деятельности3. В.Ф. Попондопуло пишет: "Правовыми формами государственного регулирования являются акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной"4. При столь широком подходе оказывается, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности - это все источники права и практика их применения, т.е. в сущности, весь механизма правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Такой вывод полностью подтверждается содержанием учебника В.Ф. Попондопуло, поскольку в разделах и главах, посвященных государственному регулированию экономики и предпринимательской деятельности, излагается все относящееся к предпринимательской деятельности правовое регулирование, что характерно не только для позиции В.Ф. Попондопуло, но и многих других. Думается, что данная методологическая ошибка обусловлена не чем иным, как отсутствием содержательного и ясного понятия государственного регулирования экономики, предпринимательской и иной доходной деятельности и его правового режима.

    Что касается сторонников самостоятельности  предпринимательского (хозяйственного) права, то они в своих учебно-методических и научных работах уделяют проблематике сущности государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности значительно больше внимания. В учебнике по предпринимательскому (хозяйственному) праву под редакцией В.В. Лаптева и С.С. Занковского разъясняется, что государственное регулирования экономики и предпринимательской деятельности представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Поднаправления (сферы) - это отрасли и подотрасли национальной экономики, а формы государственное регулирования экономики и предпринимательской деятельности - это конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность5.

    Примерно  таких же взглядов придерживаются Е.П. Губин и С.Н. Шишкин.

    Примерно  таковы же подходы к освещению  сущности и содержания государственного регулирования экономики и предпринимательской  деятельности, излагаемые в учебнике под редакцией В.С. Белых: государственное  регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих полномочных государственных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. В качестве форм государственного воздействия на экономику выделяются: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за ней, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности и планирование. С другой стороны, в качестве правовой формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности в этом же издании квалифицируется акт, с которым связываются предусмотренные последствия6.

    В другом учебно-методическом издании  анализируется общее государственное регулирование, которое заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила на рынке, соблюдение которых обеспечивается государством, в частности государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование, государственная регистрация недвижимого имущества, обеспечение конкуренции, государственное регулирование качества товаров, работ и услуг7. Нетрудно заметить, что в данном подходе всего-навсего смешивается государственное регулирование с правовым регулированием соответствующей деятельности.

    Кроме того, имеется понимание государственного регулирования экономики, предлагаемое в литературе по теории государства  и права: "Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одна из функций государственного управления"8. Таким образом, в данном подходе государственное регулирование экономики по существу и с содержательной точки зрения не раскрывается, а указывается лишь на то, что государственное регулирование экономики - всего лишь одна из функций государственного управления. Данному подходу противостоит точка зрения С.Н. Братоновского, согласно которой "между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, так как регулирование - непременный элемент государственной управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет"9. Таким образом, между государственным управлением и государственным регулированием, в сущности, ставится знак равенства. С другой стороны, тот же автор пишет: "Государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных (хотя бы де-факто) объектов, а государственное регулирование - с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты". Между тем выделенный признак по существу спорен. Рассмотрим в качестве примера государственное регулирование банковской деятельности, осуществляемое различными способами и методами. Имеются в данном случае подчиненные объекты воздействия или нет? Представляется наличие двух подчиненных объектов воздействия в случае установления размера уставного капитала банка: поскольку банк обязан поддерживать установленный размер уставного капитала, то государство с помощью регулирования воздействует как на банк, так и на его уставный капитал.

    Содержание  государственного регулирования как  функции государственного управления раскрывается через установление и  обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировку их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.10. Однако столь широкое понимание содержания государственного регулирования, охватывающего чуть ли не все действия государства в экономике, на наш взгляд, малопродуктивно и не раскрывает сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Что касается включения в содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности установления и обеспечения государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировки их в зависимости от изменяющихся условий, то эта характеристика (может быть, форма) государственного регулирования предпринимательской деятельности встречается в литературе довольно часто, но, в сущности, представляет собой не что иное, как смешение государственного и правового регулирования. Положение о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в правовых формах, в особых доказательствах не нуждается, но задача-то как раз в том и заключается, чтобы выявить отличие государственного регулирования предпринимательской деятельности от правового регулирования соответствующей деятельности.

2. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере экономики

2.1.Органы  исполнительной власти, осуществляющие государственное  регулирование в  сфере экономики

     Министерство  экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

     Минэкономразвития России осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  таможенной службы, Федерального агентства  по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

     Министерство  осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Структурными подразделениями центрального аппарата министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности. Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также совместно с МИДом России - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.

     Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.

Информация о работе Государственное регулирование в экономике