Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования.............................4
1.1 Зачем нужно государственное регулирование?………………………………………...4
1.2 Цели и формы государственного регулирования экономики…………………………5
1.3 Задачи государственного регулирования……………………………………………….7
1.4 Объекты государственного регулирования…………………………….........................8
1.5 Инструменты государственного регулирования……………………………………….9
Глава 2 Экономические функции государства …………………………...……………10
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики …......10
2.2 Антимонопольное регулирование ……………………………………………………...11
2.3 Политика макроэкономической стабилизации ……………………………………… 11
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов ………………………………….......12
Глава 3 Финансовая политика государства ……………… ……… …………………..13
3.1 Фискальная политика ………………………………………………………………… 14
3.2 Налоги их функции………………………………………………………………………15
3.3 Государственный бюджет ………………………………………………………….17
3.3.1 Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета……………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………….………….…………29

Работа содержит 1 файл

Referat.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

    

  • Инженерно-экономический  факультет
  •     

  • Направление Антикризисное управление
  •  
     
     
     
  • Реферат

    «Государственное  регулирование экономики» 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила студентка гр. 3702

    Суханова  Е.Ф.

                                                                            Проверила:

    Колупаева В.А. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Томск 2010

    Содержание 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

         Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

         Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной  иерархии имеет чрезвычайную важность. По проблемам развития экономики и различных ее отраслей и сфер опубликована обширная научная и учебная литература, подготовлен большой массив деловой документации, компьютерных программ и их версий.

         Реальной  экономики, оторванной от реального  производства, не существует. Особое место в ней отводится вопросам предпринимательства, его значению в сфере производства, включая индивидуальные и коллективные, частные и функционально-управленческие формы. Уточняется роль и место рынка. В различных формах и при различной степени регулирования рынок безостановочно функционирует уже несколько тысячелетий. Рынок на современной стадии развития цивилизации невозможно ни отменить, ни вновь ввести.

         Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее звеньями в каждой стране складываются столетиями. В частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотоварного производства, для России в основном малопригодны. Чрезвычайно тяжелые природно-климатические условия и огромные пространства России, общинные народные традиции диктуют необходимость укрепления централизованного управления экономикой, концентрацией и взаимострахования материальных и трудовых ресурсов.

         Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государства или на международной арене не совершается без расходования продуктов материального производства. Ясно, что лишь наиболее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятельности производственных структур безразлично – по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприятия находятся в центре внимания государственных органов.

         Современный рынок не сам по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это додают люди — специалисты  и руководители, непосредственно  связанные с производством и распределением материальных благ. Достаточно обратиться к опыту добычи и потребления нефтепродуктов на мировых рынках, которые управляются из единого центра — ОПЕК и не допускают серьезного дисбаланса. За положение дел на нефтяном рынке отвечают как непосредственные руководители предприятий, так и чиновники государственных органов стран — членов ОПЕК.

         В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования. 

        

  • Глава 1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
      • 1.1. Зачем нужно государственное  регулирование экономики?
       

             Экономика страны — это сотни  миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

             Важна регулирующая роль государства  в организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции,  так как в данной области,  помимо экономических, действуют  межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства. Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой России и отказ от государственною участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства.

           Роль  государственных органов заключается  главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

           Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

           Практика  и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание  страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических  условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». По данным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (эти 1/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4 %; тогда как доля 20 % самых богатых стран, где вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также 1/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85 %. В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого  административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и нейтральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования.

        • 1.2. Цели и формы  государственного  регулирования.

                 Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Москву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной экономики ее неуправляемость, - нонсенс, миф… Где анархия, там не место экономическому партнерству». По мнению западных специалистов, один из главных этапов, через который обязательно должна пройти российская экономики, - возврат к управляемости. «Самой большой опасностью для Советского Союза, - предупреждал президент Европейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, - было бы допустить воцарение «экономики черного рынка», которым заправляла бы мафия, состоящая из бывшей номенклатуры, - некое подобие капитализма-бандитизма.   Если   такое произойдет,  ведущим западным фирмам не надо вести дела с этой страной, ибо это было бы слишком рискованно.  По убеждению западных специалистов, в стратегии развития страны ставку следует делать не на малые, а на крупные предприятия, которые оказывают влияние на формирование конъюнктуры мировых рынков. Только самым крупным предприятиям (фирмам) удается подолгу удерживаться на этих рынках, а десятки тысяч мелких фирм разоряются.

                 Важнейшая экономическая задача  государственных органов - обеспечить  условия разработки и реализации  государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов. По мнению российских специалистов, только на базе крупных объединений можно решать стратегические задачи как отдельных предприятий, входящих в объединение, так и реализовать государственную научно-техническую стратегию, а малый и средний бизнес не способен решать технологических задач страны.

                 Создание бюджетов развития в  рамках крупных объединений,  отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии, которые в конце XX столетия по объему оборота в 8 раз превосходили оборот мирового автомобильного рынка (в недалеком прошлом самого крупного), — одно из главных направлений современной стратегии развития жития.

                 Государственное регулирование  экономики направлено на развитие  предпринимательства и создание  конкурентной среды с целью  максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.

             Государство должно установить порядок, при котором  предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала  - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.

             В активном участии государственных  органов в управлении экономикой нуждаются, прежде всего, сами товаропроизводители – предприятия. По их мнению, должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым предприятия могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Власти должны оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными партнерами. Когда нет нужных законов или они разрабатываются слишком долго, а государственные органы бездействуют, то «такое государство с его законодательной и исполнительной властью нам мешает в работе, а не помогает», — говорят директора предприятий и предприниматели.

             Таким образом, для каждой фирмы-производителя  в настоящее время вопрос стоит  не в плоскости, нужно ли государственное регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка:

                 а)   социально  ориентированного бизнеса;

                 б) отечественного производителя  в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

                 в)  глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки;

           г) приоритетности  экономических  методов управления  перед 
        административными методами.

             Опираясь  прежде всего на собственный опыт и традиции, заимствуя мировые  достижения в области государственного регулирования   экономики, Россия вырабатывает и налаживает собственную систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться.

          • 1.3. Задачи государственного  регулирования.
           

               В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

                 а) предвидеть перспективу, в  соответствии с которой национальная  экономика должна и может развиваться;

                  б) определять ключевые экономические  высоты и оптимальные сроки их достижения;

                  в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы;

                 г) организовать систему среднего  и долгосрочного управления экономическим  развитием, таким образом, реализуя  на практике принятые народнохозяйственные решения;

                 д) устанавливать приоритетные  внутренние и внешние социальные, экономические и политические  пели, определять средства и способы  их достижения, координировать их  взаимодействие;

                 е) создать и развивать систему  переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

               Обязательное  условие успеха в деятельности каждого  отдельного субъекта экономики - это  гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного  планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

                 Предпринимательская деятельность  и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

               Прерогативой  государства является обеспечение  правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой  для развития предпринимательства  и экономики. Экономика в любой  стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

                 На государство возлагаются следующие  основные задачи:

                   а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.

                   б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.

                   в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

                   г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

                   д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.

                   е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

            • 1.4. Объекты государственного  регулирования.
             

                 Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются:

            • экономический цикл;
            • структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
            • условия накопления капитала;
            • занятость;
            • денежное обращение;
            • платежный баланс;
            • цены;
            • НИОКР;
            • условия конкуренции;
            • социальные отношения и социальное обеспечение;
            • подготовка и переподготовка кадров;
            • окружающая среда;
            • внешнеэкономические связи.

                 Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.

                 Экономический цикл  ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.

                 Структурная политика позволяет с помощью  финансовых стимулов и государственных  инвестиций обеспечивать преимущественное развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой поддержки могут  быть различными: поддержка отраслей и территориальных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение развития перспективных отраслей и регионов.

                 Условия накопление капитала также является важным объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на экономический цикл и структуру хозяйства.

                 Занятость заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

                 Важным  направлением государственного регулирования  является денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

                 Платежный баланс тоже является предметом регулирования государства. Каждая страна осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курса национальных валют и т.д.

                 Цены  в условиях смешанной экономики тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.

                 Наиболее  развитый механизм государственного регулирования  экономики сложился в некоторых  странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Испания), в Японии, в ряде быстроразвивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, т.к. здесь не было разрушений второй мировой войны, не возникали социалистические страны, и частный сектор обладал наиболее сильными позициями.

              • 1.5. Инструменты государственного  регулирования.
               

                   Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов. 
               
               
               
               

              Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

                • 2.1  Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

                    Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль над их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

                    Правительство берет на себя задачу обеспечения  правовой  базы  и некоторых  важнейших услуг,  являющихся предпосылкой эффективного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями,  поставщиками  ресурсов  и потребителями.  На основе законодательства, нетрудно заметить, что  правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи  нечестной  практики  экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые  правительством, включают  применение  полицейских сил для поддержания общественного порядка,  введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Принятый в 1906 г.  Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах и многие поправки к нему являют собой великолепный  пример  того,  как правительство  подкрепляет  функционирование рыночной системы.  Правительство вводит правила поведения,  которыми должны  руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и  лекарств,  требует обозначения  на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных  лекарств.  Все  эти меры  преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в  совершенство  рыночной  системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

                         Имеется в виду, что такого  рода деятельность улучшает распределение  ресурсов.  Обеспечение рынка  средством  обращения,  гарантирование  качества  продуктов,  определение  прав собственности и ответственность  за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли.  Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как и материальных, так и людских ресурсов.  А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов.  Однако некоторые считают,  что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства [6, с.301].

                  • 2.2 Антимонопольное регулирование
                   

                      Антимонопольная деятельность государства, как мне  кажется, является одной из важнейших  областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается  в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы, для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

                      Далее я попытаюсь рассмотреть особенности  регулирования деятельности естественных монополий.

                      Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

                      Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

                      Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

                      Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование  только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

                      Другим  видом контроля являются антимонопольные законы.

                      Большое количество антимонопольных законов  и различных уточнений к ним  доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

                      Таким образом, как мне кажется, государство  выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было различным, корректируемым под особенности развития экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот механизм [5, с.207].

                    • 2.3 Политика макроэкономической стабилизации
                     

                        Другое,  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

                              Равновесие в экономической  системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292].

                              Главные инструменты  в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства [3, с.268-293].

                              Согласно общим  рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать  налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой  безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

                      • 2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов
                       

                                Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

                          В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках  производства не учитываются последствия  загрязнения воздуха, земли, воды, которые  отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком [7, с.261-292].

                                Внешние эффекты  могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

                          Основными направлениями экономической деятельности государства являются:

                          1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

                             2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

                             3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др [7, с.261-292].       

                      Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 

                          Мероприятия государства по мобилизации  финансовых ресурсов, их распределению  и использованию  на основе финансового  законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

                                Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

                          Финансовая  политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика) [1, с.689-714].

                        • 3.1 Фискальная политика
                         

                                  Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

                                  Основным  рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

                                  Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

                                  Рассмотрим  дискреционную  фискальную политику.

                                  В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

                          • увеличения государственных расходов;
                          • снижения налогов;
                          • сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

                                  Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

                                  В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

                          • уменьшения государственных расходов;
                          • увеличения налогов;
                          • сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

                                  Такая фискальная политика ориентируется на положительное  сальдо бюджета.

                                  В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

                                  К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

                                  К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос [1, с.689-714].

                          • 3.2 Налоги их функции
                           

                              В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль,  что можно  с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы,  отвечающей условиям развития общественного  производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

                              В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие  функции они выполняют в хозяйственном  механизме? Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того,  что налогам  принадлежит решающая роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так.  Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет,  применявшихся в  нашей стране ряд лет. На первое место, по моему мнению, следует поставить функцию, без которой в экономике,  базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

                              Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.

                              Государственное регулирование осуществляется в двух  основных  направлениях:

                            • регулирование рыночных;
                            • регулирование товарно-денежных отношений.

                              Оно состоит главным образом в  определении "правил игры",  то есть разработка законов,  нормативных актов,  определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,  продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда,  торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов,  ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление  государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

                              Регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным объективным экономическим законом, действующим  в  обществе,  является  закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических  методах  воздействия  государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

                              Адекватной  рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих,  продавцов  и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,  возможностью  заработать практически любую сумму денег.  В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка",  там люди не получают,  а зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они,  как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

                              Таким образом,  развитие рыночной экономики  регулируется  финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301].

                              Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий,  льготное кредитование их деятельности и т.п.  Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

                                       Другая функция налогов, которую  необходимо рассмотреть в рамках  моей работы – с т и м у л и р у ю щ а я. 

                                 С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих  мест,  капитальные  вложения  в расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с  помощью  налогов  проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,  оборудование  для  производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

                              Следующая функция налогов – р а с п р е д е л и т е л ь н а я,  или,  если быть более точным, перераспределительная. 

                              Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства,  направляемые затем на  решение  народнохозяйственных проблем,  как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,  комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

                              Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать  рыночной  экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается  путем  установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите [1, с.689-714].

                              Наконец, последняя функция налогов –  ф и с к а л ь н а я. 

                              Это изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного  аппарата, обороны  страны  и той части непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука,  театры,  музеи и многие  учебные заведения и т.п.

                              Указанное разграничение функций налоговой  системы всё-таки носит  условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность.  Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:  он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки,  финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.  Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается,  если  к  неустойчивости рыночной  конъюнктуры  прибавляется  неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок,  условий налогообложения,  а в  условиях   перестройки - и самих принципов налогообложения.

                              Повышение роли налогов в нашей стране,  превращение их  в  основной способ  изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и местные бюджеты - свидетельство  роста  финансовой  культуры общества.  При  достижении  определенного уровня грамотности населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием,  как форма участия своими средствами  в решении общегосударственных задач,  прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

                              Налоги  органически вписываются в формируемую  в нашей стране систему экономических  отношений,  основанную  на действии, прежде всего закона стоимости.  При разумных ставках, налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. [1, с.261-292].

                            • 3.3 Государственный бюджет
                             

                                      Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.

                              • 3.3.1. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета

                              •   Макроэкономические   условия   разработки   прогноза   социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на   плановый период 2011 и   2012 годов отражают негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и характеризуются значительным падением темпов производства, ухудшением ценовой    конъюнктуры   для   основных   товаров   российского   экспорта,    обесценением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США и евро, ростом численности безработных, при этом рост потребительских цен остается значительным.

                              •  Умеренные темпы роста экономики в 2010-2012 годах обусловлены   медленным восстановлением,     по    сравнению    с    докризисным    периодом,     потребительского    и инвестиционного спроса, а также внешнего спроса. По мнению Счетной палаты, резкое изменение в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса за короткий период в сторону увеличения роли внутреннего производства в 2011 - 2012 годах требует дополнительного обоснования.

                              • Рост  потребительских  цен  в  2010-2012  годах  может  превысить  прогнозные значения из-за более высокого, чем предусмотрено в материалах прогноза, роста тарифов на электроэнергию для населения    (в условиях значительного увеличения доли свободного рынка по электроэнергии), а также из-за отмены предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения.

                              •   Сравнительный   анализ   динамики  основных   макроэкономических   показателей, сложившейся    за    последние    годы,    показывает    их    существенное    отклонение    от прогнозируемых  значений,   при  этом   в   условиях  мирового   финансово-экономического кризиса  риски  отклонения  фактических  основных  макроэкономических  показателей  от прогнозных параметров существенно возрастают.

                              1. Прогноз  основных макроэкономических показателей,  взятых за основу при формировании  законопроекта, рассчитан исходя из следующих внешних условий:

                              • роста мировых цен на нефть марки «Юралс» с 58 долларов США за баррель в 2010 году до 60 долларов США за баррель в 2012 году при стабилизации объемов поставок нефти в 2010-2011 годах на уровне 2009 года и незначительном снижении (на 1,6 %) в 2012 году;
                              • роста среднеконтрактных цен на газ, включая страны СНГ, с 252,7 доллара США за тыс. куб. метров в 2010 году до 256,3 доллара США за тыс. куб. метров в 2012 году, при этом объем экспорта газа природного будет увеличиваться: на 17,5 % - в 2010 году, на 1,8 % - в 2011 году и на 4,9 % - в 2012 году;
                              • постепенного выхода мировой экономики из кризиса.

                                   Внутренние  условия будут характеризоваться:

                              • постепенным снижением уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 10 % в 2010 году до 7 % в 2012 году (11-12 %, по оценке, в 2009 году). При этом в отличие от предыдущих лет предельный индекс повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения не установлен в исходных условиях для формирования вариантов развития экономики на период до 2012 года;
                              • ослаблением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США: среднегодовой курс доллара США к рублю составит в 2010 году 33,9 рубля за 1 доллар США, в 2011 году -34,8 рубля за 1 доллар США и в 2012 году - 36,4 рубля за 1 доллар США (по оценке, 32,7 рубля за 1 доллар США в 2009 году);
                              • постепенным снижением индекса реального эффективного обменного курса рубля (к предыдущему году)   со 103,8 % в 2010   году до 100,5 % в 2012 году (по оценке, 93,6 % в 2009  году);
                              • снижением численности экономически активного населения   с 73,2 млн. человек в 2010  году до 72,8 млн. человек в 2012 году (по оценке, 73,2 млн. человек в 2008 году).

                                 Внешние и внутренние макроэкономические условия  формирования прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на период до 2012 года представлены на следующем графике 1.

                                 График 1

                                   2. В 2010 - 2012 годах прогнозируется  постепенное восстановление положительной  динамики экономического роста,  реальный объем ВВП за этот  период увеличится на 9,1 %, однако его рост будет значительно ниже, чем в докризисный период (за 2006 - 2008 годы - на 22,9 %).

                                   Данные  об объемах ВВП, реальных темпах роста  ВВП и индексах-дефляторах ВВП  в 2003 - 2012 годах представлены на следующей  диаграмме 1. 

                                   Диаграмма 1

                                   Экономическое развитие страны в 2010 - 2012 годах будет  зависеть как от внешних факторов, связанных с динамикой изменения  цен, физических объемов по основным товарам российского экспорта и  скорости выхода мировой экономики  из кризиса, так и внутренних, обусловленных восстановлением высоких темпов потребительского и инвестиционного спроса.

                                   Основные  риски в достижении прогнозируемых темпов роста экономики связаны  с сохранением зависимости российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и эффективностью реализации государственных антикризисных мер, прежде всего, в части доведения финансовых ресурсов до реального сектора экономики и повышения доступности банковских кредитов. До настоящего времени большинство системообразующих предприятий не смогли получить государственную поддержку из-за несовершенства механизма предоставления государственных гарантий по кредитам. Не получило широкого применения субсидирование кредитных ставок организациям реального сектора экономики.

                              3. Умеренные темпы роста экономики в 2010 - 2012 годах обусловлены медленным восстановлением, по сравнению с докризисным периодом, потребительского и инвестиционного спроса, а также внешнего спроса.

                                   Прирост промышленного производства в 2010 - 2012 годах составит 9,1 % (за 2006 -2008 годы - 15,4 %), продукции сельского хозяйства - 7,8 % (18,5 %). Экспорт товаров (физический объем) в 2010 - 2012 годах увеличится на 6 % (за 2006 - 2008 годы - на 7,6 %), физический объем импорта товаров в 2009 - 2011 годах вырастет на 18,6 % (в 1,7 раза). В этих условиях инвестиции в основной капитал увеличатся на 19,5 % (на 55,2 %), оборот розничной торговли - на 8,9 % (на 50,4 %).

                                   Динамика  отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 - 2012 годах представлена на следующей диаграмме 2. 

                                   Диаграмма 2

                                   В соответствии с материалами прогноза в 2010 году начнется восстановление внутреннего  спроса (он увеличится на 2,1 %), однако покрытие прироста внутреннего спроса будет осуществляться главным образом за счет импорта товаров и услуг - на 73,2 % (в 2009 году - на 51 %), и рост экономики в основном будет зависеть от роста внешнего спроса (экспорта товаров и услуг), который на 2,3 процентного пункта опережает рост ВВП.

                                   В плановом периоде внутренний спрос  становится главным фактором роста  экономики. В 2011 году его прирост  составит 4,5 %, в 2012 году - 5,6 % и будет  на 58,9 % и на 68,6 % соответственно покрываться  за счет внутреннего производства, при этом предполагается, что процессы импортозамещения будут интенсивно происходить как на потребительском, так и инвестиционном рынках. Темпы роста внешнего спроса будут постепенно снижаться - до 101,9 % в 2011 году и до 102,4 % в 2012 году, что ниже темпов роста ВВП на 1,1 и 1,9 процентного пункта соответственно, а динамика инвестиционного спроса будет опережать потребительский спрос. Рост инвестиций в основной капитал превысит динамику оборота розничной торговли на 3,8 процентного пункта в 2011 году и на 6,6 процентного пункта в 2012 году.

                                   Динамика  внутреннего спроса и структура  источников покрытия прироста (снижения) внутреннего спроса представлена на следующей диаграмме 3. 
                               
                               
                               
                               

                                   Диаграмма 3

                               

                                   По  мнению Счетной палаты, резкое изменение в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса за короткий период в сторону увеличения доли внутреннего производства в 2011 — 2012 годах (на 32,1 процентного пункта и на 9,7 процентного пункта соответственно) требует дополнительного обоснования.

                              4. Резкое  падение в IV квартале 2008 года внешнего  спроса на товары традиционного  российского экспорта обусловило  снижение основных показателей  внешней торговли в 2009 году.

                                   Динамика  внешней торговли в 2006 - 2012 годах  представлена в следующей таблице 1 (см. Приложение 1 ).

                                   Согласно  прогнозу, экспорт товаров в 2010-2012 годах увеличится по стоимости по сравнению с 2009 годом на 15,4% и будет  составлять ежегодно 306 - 329 млрд. долларов США (в 2009 году по сравнению с 2008 годом по стоимости он сократился на 39,6 %). При этом темп прироста физического объема экспорта товаров будет постепенно уменьшаться с 3 % в 2010 году до 1,7 % в 2012 году, рост цен экспортных поставок также замедлится - с 4,4 % до 2,2 % соответственно.

                                   Импорт товаров после значительного сокращения физических объемов поставок в 2009 году начнет восстановительный тренд и по стоимости за 2010 -2012 годы возрастет на 21,6% (главным образом за счет наращивания физических объемов поставок - на 18,6%), причем темпы его роста увеличатся с 104,3 % в 2010 году до 106,5 % в 2012 году.

                                   Более быстрый рост импорта товаров  по сравнению с экспортом товаров  приведет к тому, что коэффициент  покрытия импорта экспортом будет  постепенно снижаться с 171,7 % в 2010 году до 155,4% в 2012 году, а сальдо внешней торговли будет постепенно сокращаться с 107 млрд. долларов США в 2010 году до 97,4 млрд. долларов США в 2012 году. В результате, в соответствии с проектом основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, одобренных советом директоров Банка России 14 сентября 2009 года (далее - Основные направления денежно-кредитной политики), прогнозируется снижение размера сальдо по счету текущих операций платежного баланса с 40,1 млрд. долларов США в 2010 году до 16,9 млрд. долларов США в 2012 году. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

                              5. В среднесрочном периоде в соответствии с материалами прогноза планируется постепенное снижение целевого параметра инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) по верхней границе прогноза с 12 % в 2009 году до 10 % в 2010 году, до 8 % в 2011 году и до 7 % в 2012 году.

                                   Прогнозируемое  замедление инфляции в 2010 году будет  базироваться на снижении темпов роста цен (тарифов) на непродовольственные товары и платные услуги населению, в том числе на тарифы на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, при этом рост цен на продовольственные товары будет на 2,3 процентного пункта опережать уровень 2009 года.

                                   В 2011 - 2012 годах замедление роста потребительских  цен будет обусловлено снижением  темпов роста цен (тарифов) по всем основным сегментам, наблюдаемым при исчислении уровня инфляции.

                                   Динамика  роста потребительских цен по основным товарным группам представлена на следующем графике 2.

                              График 2

                                   Необходимо  отметить, что существуют риски превышения уровня инфляции в 2010 - 2012 годах вследствие более высокого роста тарифов  на электроэнергию для населения, чем предусмотрено в материалах прогноза (на 10% ежегодно), в условиях прогнозируемого увеличения доли свободного рынка по электроэнергии (от объема ее текущего потребления), которая, по прогнозу, увеличится с 30,5 % в 2009 году до 53,2 % в 2010 году и до 76 - 76,2 %-в2011-2012 годах. Влияние на повышение уровня инфляции может оказать также отмена предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения.

                              6. Определенный риск для макроэкономической стабильности создает высокая неустойчивость курса национальной валюты в условиях нестабильности цен на мировых рынках, а также значительный объем дефицита бюджетной системы Российской Федерации, который 2010 году составит 3,3 трлн. рублей, или 7,6 % ВВП, в том числе объем дефицита федерального бюджета - 2,9 трлн. рублей, или 6,8 % ВВП.

                                   Анализ  динамики изменения курса доллара  США к рублю показывает, что  его уровень, сложившийся за январь - сентябрь 2009 года, составил 32,5 рубля  за доллар США (в том числе за сентябрь - 30,8 рубля за доллар США), что ниже ожидаемого среднегодового уровня в целом за 2009 год (32,7 рубля за доллар США). Для достижения ожидаемого уровня за год в IV квартале он должен составить 33,4 рубля за доллар США. В 2010 году среднегодовой   курс   доллара  США   к  рублю   составит   33,9 рубля  за   доллар   США,   в 2011 году- 34,8 рубля за доллар США, в 2012 году - 36,4 рубля за доллар США, обесценение российского рубля к доллару США составит соответственно 3,5 %, 2,6 % и 4,4 %.

                              7. Анализ прогноза показывает, что наблюдается сдержанная динамика по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения.

                                   По  сравнению с предыдущим годом  ожидается, что в 2009 году реальная заработная плата сократится на 4,6 %, в 2010 году - на 0,6 %, а в 2011 - 2012 годах вырастет на 2,4 % и на 3,1%.

                                   В 2009 году реальные располагаемые доходы снизятся на 4,1 %, в 2010 году практически  останутся на уровне 2009 года. В 2011 году темп роста реальных располагаемых  доходов населения составит 102,8 %, в 2012 году - 104 %.

                                   В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения  будет опережать рост потребительских  цен (в среднем за год) на 2,5 процентного  пункта.

                                   Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010 году останется на уровне 2009 года (19,9 млн. человек, или 14 % общей численности населения), и только с 2011 года прогнозируется ее снижение до 19,3 млн. человек.

                                   В 2010 году продолжится рост общей численности  безработных, с 2011 года прогнозируется ее уменьшение, и в 2012 году она достигнет уровня 2003 года (6,2 млн. человек).

                              8.  В январе - сентябре 2009 года выполнение предусмотренных на этот период мероприятий  плана  подготовки  актов  по  реализации  в  2009 - 2010  годах  Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации   на период до 2012 года   (далее   -   Основные   направления),   утвержденного   распоряжением  Правительства Российской   Федерации от   25 декабря 2008 г. № 1996-р, составило 42 % (по экспертной оценке), что может    оказывать сдерживающее    влияние на    социально-экономическое развитие страны в 2010 - 2012 годах и на долгосрочную перспективу.

                              9. Сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений.

                                   Данные  о достоверности прогноза основных макроэкономических показателей, разработанных  на стадии утверждения федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, за 2003 - 2009 годы представлены на следующих диаграммах 4, 5, 6. 
                               
                               

                              Диаграмма 4

                               
                               
                               
                               
                               

                              Диаграмма 5 

                               

                              Диаграмма 6

                                   В целом с 2000 по 2008 год прослеживалась следующая закономерность: фактические данные о номинальном объеме ВВП, темпе роста ВВП и об уровне инфляции практически ежегодно оказывались выше прогнозируемых показателей, что в значительной степени обусловлено недостаточной достоверностью прогноза цен на основные товары российского экспорта, в том числе на нефть и газ природный. При этом в условиях мирового финансово-экономического кризиса риски отклонения фактических основных макроэкономических показателей от прогнозных параметров существенно возрастают.

                                   В этой связи вызывает обеспокоенность  недооценка проблемы прогнозирования  мировых цен на товары традиционного  российского экспорта, прежде всего  нефтегазового сектора [14]. 
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

                              Заключение 

                                  Государственное регулирование - объективная необходимость развития экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. 

                                  Правовое  обеспечение рыночных отношений  — средство государственного регулирования  экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

                                  Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет интересов  субъектов рыночных отношений.

                                  Государственный сектор экономики — важная составная  часть рынка и инструмент государственного регулирования.

                                  При осуществлении государственного регулирования  происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов. Прогнозирование  и планирование являются инструментами  не только командно-административной, но и рыночной экономики.

                                  Государственный контроль и надзор — эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

                                  Экономические реформы лишь предстоит разворачивать. Многое придётся начать заново, причём, как в разработке теории перехода планово-распределительной экономики в рыночную, так и в выборе, адекватной условиям страны, модели и практических методов её реализации. Здесь возникает комплекс сложнейших проблем. Ниже я попытаюсь выделить из их множества лишь некоторые узловые вопросы и наметить главные требования к организации процессов рыночной трансформации.

                                  Предельно кратко эти требования сводятся к  следующему:

                                • не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований – не перераспределение власти, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства);
                                • необходимое на нынешнем этапе усиление роли государства использовать для упорядочения и защиты, либеральных начал в хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического регулирования смешанной экономики – рыночного, корпоративного, государственного;
                                • сосредоточить усилия государства на создании действенного механизма управления финансовыми потоками – без этого не добиться макростабильности в сфере финансов и денежного обращения. 
                               

                                        Я думаю, что нужна предсказуемая  макроэкономическая политика. Это  необходимо не только для поддержания  низкоинфляционной среды, низких  процентных ставок, но и для  того, чтобы банки могли адекватно  оценивать риски вложения в  конкретные проекты, под которые, они выделяют кредиты. Кроме того, банкам нужны кредитные ресурсы, а их нет. Поскольку население практически полностью утратило доверие к российской банковской системе.

                                       В целом трудно переоценить  роль государства в экономике.  Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. Декларируемая в последние годы в материалах Минфина России и Минэкономразвития России точка зрения о невозможности надежного прогнозирования цен на нефть представляется, по меньшей мере, спорной. Практически это означает, что Российская Федерация, обеспечивая 12 % мировой торговли нефтью, обладая 30-процентной долей нефтяного рынка Европы, не участвует в сложном и противоречивом процессе ценообразования на указанный стратегически важный вид сырья. Это свидетельствует об отсутствии эффективной государственной стратегии на глобальном нефтяном рынке и эффективных форм влияния в данной ключевой сфере и означает, что цена на нефть формируется в центрах влияния вне пределов Российской Федерации.

                                   По  мнению Счетной палаты, необходимо поручить Правительству Российской Федерации сформулировать и реализовать систему мер, позволяющих надежно прогнозировать динамику цен на важнейшие экспортируемые товары,  обеспечить более весомое участие и влияние российских структур на процесс ценообразования на глобальном рынке.

                                   Требуется реализовать намеченную систему  мер по диверсификации путей поставок энергоресурсов, глубокой переработке  сырья на территории Российской Федерации, увеличению доли экспорта продукции  с более высокой добавленной  стоимостью.

                                   В целом, в условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, но иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики государства и качества государственной системы прогнозирования. 
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

                              Список  использованной литературы 
                               

                              1. Иохин В.Я. Экономическая теория – М.:2005.
                              2. Л.М.Куликов. Основы экономической теории.Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
                              3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М.:2006.
                              4.   Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского, М.: 2006. 
                              5. Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008
                              6. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.Губина., П.Лахина – М.: Юрист, 2005.
                              7. Экономика: Учебник /  Под ред. доц.  А.С.Булатова. – М.: Изд-во БЕК, 2005.
                              8. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2008.- №10
                              9. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. – 2005. -№8.
                              10. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций  // МЭиМО. – 2005 - №10
                              11. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 2007.
                               
                              1. Экономика предприятия: учебник/Под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2005.
                               
                              1. http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200911041925/ACH_ZAKL200911041925_p_002.htm

    Информация о работе Государственное регулирование экономики