Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на отлично отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства – и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами) и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.
Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации1. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования.
Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике является принцип «не навреди» или «не помешай рынку». Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы. Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики 4
1.1 Меркантелисты 5
1.2 Классическая теория 5
1.3 Кейнсианская теория 6
1.4 Неоклассическая теория 7
2. Общие принципы государственного регулирования экономики 9
2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины 9
2.2 Цели и задачи государственного регулирования 17
2.3 Формы государственного регулирования экономики 20
2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику 26
2.5 Инструменты государственного регулирования экономики 31
3. Государственное регулирование национальной экономики: сравнительный анализ США и России 40
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (2).doc

— 270.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

 

 

 

Кафедра международных  экономических отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАГУНЦ ЛУСИНЭ ГЕНРИХОВНА

 

Государственное регулирование  экономики, его цели, методы и инструментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к. э. н., доцент

кафедры международных

экономических отношений

Темирова Т.О.

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

Содержание

 

Введение            3

1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики            4

1.1 Меркантелисты          5

1.2 Классическая теория         5

1.3 Кейнсианская теория         6

1.4 Неоклассическая теория         7

2. Общие принципы государственного регулирования экономики         9

2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины                   9

2.2 Цели и задачи государственного регулирования            17

2.3 Формы государственного регулирования экономики           20

2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику         26

2.5 Инструменты государственного регулирования экономики           31

3. Государственное регулирование национальной экономики: сравнительный анализ США и России              40

Заключение                  42

Список используемой литературы               45

Приложение                  47

 

 

Введение

 

Несмотря на отлично  отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика  вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства – и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами) и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы.

Формы деятельности и  объем деятельности государства  в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности  с усложнением хозяйственных  связей.

Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации1. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования.

Самым общим принципом  деятельности государства в смешанной  рыночной экономике является принцип  «не навреди» или «не помешай  рынку». Это расшифровывается так: государство  должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы. Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи.

 

1. Теоретико-методологические  основы государственного регулирования  экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

 

1. Эволюция представлений о роли государства в экономике:

1.1 Меркантелисты.

История государственного регулирования экономики восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантелистов2. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, запрещать вывоз капиталов за границу кроме целей межгосударственных спекуляций.

1.2 Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита3, в которой утверждается, что «свободная игра рыночных сил (принцип «laissez faire») создает гармоничное устройство».

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность, разрешать споры, иными  словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить  самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось  в том, что для всех субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические  свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции  и свобода торговли.

 

1.3 Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики  США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды  классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной»  так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько  инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами  кейнсианской модели регулирования  являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить воздействие  циклических колебаний на экономику  в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь в результате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

1.4 Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

    2. Общие принципы государственного регулирования экономики

 

2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины

В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Методы государственного регулирования экономики" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью работы является рассмотрение принципов государственного регулирования  экономики.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;

- познакомится с формами  государственного регулирования  экономики;

- рассмотреть инструменты,  объекты и цели государственного регулирования.

Объектом изучения в  курсовой работе является государство  как один из активных участников экономической  жизни, строящейся на основе рынка.

Предметом исследования является комплект социально-экономических  взаимоотношений, возникающих между  экономическими субъектами и государством.  Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий