Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на отлично отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства – и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами) и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.
Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации1. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования.
Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике является принцип «не навреди» или «не помешай рынку». Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы. Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики 4
1.1 Меркантелисты 5
1.2 Классическая теория 5
1.3 Кейнсианская теория 6
1.4 Неоклассическая теория 7
2. Общие принципы государственного регулирования экономики 9
2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины 9
2.2 Цели и задачи государственного регулирования 17
2.3 Формы государственного регулирования экономики 20
2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику 26
2.5 Инструменты государственного регулирования экономики 31
3. Государственное регулирование национальной экономики: сравнительный анализ США и России 40
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (2).doc

— 270.50 Кб (Скачать)

На государство возлагаются  следующие основные задачи:

- Создание правовой основы.

- Обеспечение надлежащего  правопорядка в стране и ее  национальной безопасности.

- Стабилизация экономики.

- Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

- Защита конкуренции.

- Разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы.

- Наведение порядка в управлении экономикой;

- Усиление государственной позиции внутри страны;

- Создание научно-технических предпосылок укрепления позиций в мире;

- Сделать российскую экономику открытой.

Для выполнения этих функций  государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

 

2.3 Формы государственного регулирования экономики

 

Формы госрегулирования экономики, различают по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование  и программирование экономики  — разработка и принятие разнообразных  программ. Их можно классифицировать  по:

1) степени обязательности  и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства;

2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование.  Посредством бюджетного и налогового  регулирования обеспечивается государственное  потребление, селективная финансовая  поддержка отраслей, региональных  систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление  — правительственные закупки  и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские  и пр.), военную продукцию. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.

4. Государственный заказ  привлекает компании гарантированным  сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5. Селективная финансовая  поддержка отраслей8, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование  имеет основными целями: защиту  и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7. Приватизация и национализация  собственности — формы государственного  регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

8. Налоговая политика.

Налоговая политика - система  мер, проводимых государством в области  налогов и налогообложения. Налоговая  политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов  обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

9. Ценовая политика (регулирование цен).

Ценовая политика — это  принципы и методики определения цен на товары и услуги. Устанавливаются общие принципы формирования цен в стране (административно или на основе рыночного механизма). В дальнейшее правительство может вмешаться в ценообразование отдельных предприятий как в рамках антимонопольной политики (тарифная политики), так и в рамках поддержания стабильности цен (ценовые ограничения). Ценовые ограничения используются правительством для удержания инфляции, а также для поддержания малоимущих граждан в условиях высокой инфляции (ограничения на рост цен на товары первой необходимости).

Пример 1: Воздействие  верхнего и нижнего пределов цены на результат функционирования рынка.

Рассмотрим действие правительства на примере рынка  мороженого.

Если правительство  устанавливает потолок цены, ее воздействие  на рынок мороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $ 4, на рынке возникает ситуация, представленная на графике (а) рис.29. В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.

 

График (б) на рис.2 10. иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого.

Поскольку установление верхнего предела  цены привело к появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения мороженого — длинные очереди.

Допустим, что правительство поддалось  уговорам Национальной организации  производителей мороженого и приняло  решение об установлении нижнего предела цены.

Когда правительство устанавливает  пол для цен на мороженое, возможны два результата. Если правительство  устанавливает нижний предел цены в  размере $ 2 за стаканчик, а равновесная  цена составляет $ 3, мы получаем результат, представленный на графике (а) рис.311. Так как равновесная цена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут экономику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.

График (б) рис.3. 12иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены в размере $ 4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $ 3, пол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчиков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.

Упоминалось, что верхний  предел цены и дефицит способствуют формированию нежелательного механизма  распределения. В случае существования  пола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализовать произведенную продукцию.

10. Мероприятия государства по смягчению резкой дифференциации в доходах населения.

Государство осуществляет трансфертные выплаты, распределяет продукты и услуги, а также проводятся государственные программы по стабилизации доходов;

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности  в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Чрезмерно активное вмешательство  государства в пере распределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

 

 

2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику

 

Государство осуществляет регулирование социально-экономических  отношений, используя систему методов  и инструментов, которые могут  меняться в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на:

- правовые,

- административные,

- экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы (пример 1) и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Пример 2: что происходит, если государство устанавливает  минимальный размер оплаты труда (МРОТ):

Существуют две границы заработной платы: нижняя и верхняя. Нижняя граница – это прожиточный минимум (не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты). Верхняя граница – это Фонд Жизненных Средств (необходимый набор продуктов питания, затраты на содержание труда, затраты для своего развития). Данные границы устанавливаются федеральным законом, который применятся для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей.

Государственный минимум  заработной платы выступает в  качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда. Минимальная  заработная плата отражает минимально приемлемую для данных экономических условий величину потребления и является базой для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника. В любом случае она призвана стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

По мнению зарубежных специалистов, увеличение минимального размера оплаты труда - более продуктивный путь борьбы с бедностью, нежели использование разнообразных форм социального обеспечения, поскольку не создает у людей иждивенческих настроений, повышает стимулирующую роль зарплаты, облегчая для работодателя бремя налогов на социальные нужды.

Правильно определенный уровень МРОТ, как показывает мировой  опыт, улучшает социально-экономическую  ситуацию: увеличение потребительского спроса стимулирует развитие производства, усиливается мотивация рабочих, уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряженность в обществе.

Однако введение (и  повышение) МРОТ сопровождается побочными  эффектами, из-за которых усложняется  достижение основной цели - снижение уровня бедности. Помимо увеличения безработицы, это еще и усиление инфляции в результате повышения совокупного процесса. Устанавливая МРОТ, государство преследует две цели - снижение уровня бедности; защита работников от возможных экономических потрясений.

Низкий уровень МРОТ способствует занижению уровня зарплаты в целом по стране, что приводит, по существу, к сохранению характерной для советских времен модели "экономики дешевого работника", не соответствующей требованиям рынка, в частности, принципу адекватной оценки количества и качества труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации  федеральным законом и не может  быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий