Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа
Несмотря на отлично отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства – и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами) и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.
Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации1. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования.
Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике является принцип «не навреди» или «не помешай рынку». Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы. Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики 4
1.1 Меркантелисты 5
1.2 Классическая теория 5
1.3 Кейнсианская теория 6
1.4 Неоклассическая теория 7
2. Общие принципы государственного регулирования экономики 9
2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины 9
2.2 Цели и задачи государственного регулирования 17
2.3 Формы государственного регулирования экономики 20
2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику 26
2.5 Инструменты государственного регулирования экономики 31
3. Государственное регулирование национальной экономики: сравнительный анализ США и России 40
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение 47
Государственные капиталовложения
осуществляются в значительной степени
в государственном секторе
Государственный сектор
представляет собой комплекс хозяйственных
объектов, целиком или частично принадлежащих
центральным и местным
Существование в условиях
рыночного хозяйства секторов, которые
в своей деятельности руководствуются
принципами, несколько отличающимися
от принципов частных фирм, позволяет
использовать государственный сектор
для решения общегосударственны
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.
Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen” , частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и
специальные инструменты
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономик Россия и США
Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени, в течение которого формировалась эта сложная система. Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства, то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования. Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия.14
В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и России? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах, методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах.
В сфере основных задач государственной экономической политики. Главной задачей государства в экономической сфере США является сокращение государственного долга, достигшего астрономической суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции, избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня. Однако общей для обеих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета. Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по-разному. Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства, то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования и улучшение собираемости налогов.
Различие между
Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров, таких как нефть, газ. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии. В России же пока эти методы находят широкое применение .
Это основные сферы хозяйственной деятельности, государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы. По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметит, что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер, чем это сложилось в США. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов, тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства.
Заключение
Таким образом, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.
Главной же проблемой современной российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу. Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведение системы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояние экономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.
Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размере государственного сектора, а. следовательно, и на его соотношение с другими секторами национальной экономики. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в приоритетах проводимой ими экономической политики, эволюцией научных идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные фор мы и методы) существенно различается по странам. Он отражает историю, традиции, тип национальной культуры и масштабы страны, ее геополитическое положение, а также многие другие факторы. От адекватности его данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке. Эта задача всегда требует творческого подхода, поиска ответов на возникающие вопросы16.
Кроме того, необходимо иметь
в виду, что между уровнем
Список используемой литературы
Книги, учебные пособия, сборники:
Информация о работе Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий