Автор: Светлагна Андриевских, 22 Ноября 2010 в 15:21, контрольная работа
Определение кризиса, классификация. Методы государственного регулирования кризиса. Фактор риска в антикризисном управлении.
Инновационные стратегии в условиях кризиса…
Содержание
Введение………………………………………………………………….…..3
1 Определение кризиса………………………………………………….…...4
1.1 Что такое кризис…………………………………………………………4
1.2 Классификация кризисов…………………………………….……….…5
1.3 Проявления кризисов……………………………………………..……..8
1.4 Методы государственного регулирования кризисов……..………...…9
2 Фактор риска в антикризисном управлении……………………………17
3 Инновационные стратегии в условиях кризиса………………………...21
Заключение…………………………………………………….……………24
Список использованных источников и литературы…………………...…25
Введение…………………………………………
1
Определение кризиса……………………………
1.1
Что такое кризис……………………………………
1.2
Классификация кризисов……………………
1.3
Проявления кризисов……………………………
1.4 Методы государственного регулирования кризисов……..………...…9
2 Фактор риска в антикризисном управлении……………………………17
3
Инновационные стратегии в
Заключение……………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………...…25
Введение
Стоящая сегодня
перед Россией проблема выхода из
экономического кризиса и достижения
экономического роста требует системного
подхода к решению научно-технических,
социальных, экономических,
политических, структурно-
Предотвратить
кризис, обеспечить продолжительное
процветание предприятия – чрезвычайно
важная задача. Решению именно этой задачи
подчинена система мер, именуемая антикризисным
управлением. Часто под таким управлением
понимают либо управление в условиях кризиса,
либо управление, направленное на вывод
предприятия из кризисного состояния,
в котором оно находится.
1
Определение кризиса
1.1
Что такое кризис
Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.
Важнейшее
проявление кризиса - снижение цен. Падают
цены на товары (перепроизводство товарного
капитала), снижается заработная плата
и обесценивается основной капитал (перенакопление
производственного капитала), снижается
покупательная способность денег (обесценение
денежного капитала). Обесценение капитала
принимает массовый характер. На длительность
и глубину кризиса существенно влияет
колебание инвестиций. Кризис образует
исходный момент для новых массовых капиталовложений,
причём на новом техническом уровне.
1.2
Классификация кризисов
1. По причинам возникновения.
1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.
1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.
1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.
2. По длительности.
2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.
2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».
2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.
3. По стадиям.
3.1. Обратимые кризисы – когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.
3.2. Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.
4. По сфере возникновения.
4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.
4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.
1.3 Проявления кризисов
Поскольку предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания реальных ценностей - производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.
Выделяют несколько видов кризиса на предприятии:
* финансовый
* организационно-структурный
* технологический
* социально-политический
* психологический
Особое
внимание уделено финансовому
подходу, поскольку именно в финансовой
сфере кризис на предприятии проявляется
наиболее ярко. В качестве действенного
инструментария этого подхода диссертантом
предложен комплексный мониторинг финансового
состояния предприятия, включающий в себя
анализ следующих факторов -
платежеспособности предприятия, его
кредитоспособности, финансовой устойчивости,
рентабельности активов и собственного
капитала, имущественного положения, деловой
активности, ликвидности оборотных активов
предприятия.
1.4 Методы государственного
регулирования кризисов
Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.
Впервые
антикризисное регулирование на
государственном уровне проводилось
в США после Великой депрессии 1930-х годов.
Государственное антикризисное регулирование
осуществлялось по следующим направлениям:
финансирование и субсидирование корпораций,
стоящих на грани банкротства; принудительное
картелирование предприятий; государственное
регулирование кризисного сельского хозяйства:
организация общественных работ и выдача
пособий по безработице. В дальнейшем
государственное регулирование эволюционировало
от антикризисного к антициклическому,
означающем регулирование экономики
на всех фазах цикла -
сокращение производства, если оно может
стать чрезмерным и его стимулирование
в период застоя.
Вмешательство
государства необязательно
Ри.3. Взаимодействие элементов благожелательной к рынку стратегии развития.
На рис..3 показаны отношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны. Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе.
Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.
Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.
Информация о работе Методы государственного регулирования кризиса