Методы государственного регулирования кризиса

Автор: Светлагна Андриевских, 22 Ноября 2010 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Определение кризиса, классификация. Методы государственного регулирования кризиса. Фактор риска в антикризисном управлении.
Инновационные стратегии в условиях кризиса…

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

1 Определение кризиса………………………………………………….…...4

1.1 Что такое кризис…………………………………………………………4

1.2 Классификация кризисов…………………………………….……….…5

1.3 Проявления кризисов……………………………………………..……..8

1.4 Методы государственного регулирования кризисов……..………...…9

2 Фактор риска в антикризисном управлении……………………………17

3 Инновационные стратегии в условиях кризиса………………………...21

Заключение…………………………………………………….……………24

Список использованных источников и литературы…………………...…25

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

      Содержание

      Введение………………………………………………………………….…..3

      1 Определение кризиса………………………………………………….…...4

      1.1 Что такое кризис…………………………………………………………4

      1.2 Классификация кризисов…………………………………….……….…5

      1.3 Проявления кризисов……………………………………………..……..8

      1.4 Методы государственного регулирования кризисов……..………...…9

      2 Фактор риска в антикризисном  управлении……………………………17

      3 Инновационные стратегии в условиях  кризиса………………………...21

      Заключение…………………………………………………….……………24

      Список  использованных источников и литературы…………………...…25 
 
 
 

      Введение

Стоящая сегодня  перед Россией проблема выхода из экономического кризиса и достижения экономического роста требует  системного  подхода  к  решению научно-технических, социальных, экономических,      политических, структурно-воспроизводственных, институциональных, правовых, международных, отраслевых и региональных аспектов проводимых реформ.  
 

      Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное  процветание предприятия – чрезвычайно важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится. 

        1 Определение кризиса 

        1.1 Что такое кризис 

     Кризис - это тяжелое переходное состояние  экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

     Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного  капитала), снижается заработная плата и обесценивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капитала). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне. 

     1.2 Классификация кризисов 

     1. По причинам возникновения.

     1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

     1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

     1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

     2. По длительности.

     2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

     2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

     2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

     3. По стадиям.

     3.1. Обратимые кризисы – когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

     3.2. Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

     4. По сфере возникновения.

     4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

     4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

  1. По природе.
    1. Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.
    2. Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины
    3. Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.
    4. Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.
    5. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
  2. По масштабу.
    1. Национальные – охватывают территорию всей страны.
    2. Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.
    3. Местные – охватывают территорию отдельного предприятия .
  3. По глубине.
    1. Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.
    2. Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.
  4. По периодичности.
    1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.
    2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера.
 
 

     1.3 Проявления кризисов

       Поскольку предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания реальных ценностей - производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.

     Выделяют  несколько видов кризиса на предприятии:

     * финансовый

     * организационно-структурный

     * технологический

     *  социально-политический

     *  психологический

     Особое  внимание уделено финансовому подходу, поскольку именно в финансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен комплексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов - платежеспособности предприятия, его кредитоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Методы государственного  регулирования кризисов 

Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство  формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

     Впервые антикризисное регулирование на государственном уровне проводилось в США после Великой депрессии 1930-х годов. Государственное антикризисное регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование кризисного сельского хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к антициклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя. 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

      Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях. 

 
 

      Ри.3. Взаимодействие элементов  благожелательной к  рынку стратегии развития.

      На  рис..3 показаны отношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны. Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе.

      Реформы предполагают коренные изменения в  обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской системы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

      Динамика  выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Информация о работе Методы государственного регулирования кризиса