Автор: I*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.
Введение 3
Глава I Теория государственного регулирования экономики 4
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект. 4
1.2. Цели государственного регулирования экономики 7
1.3. Система государственного регулирования экономики 9
Глава II Государственное регулирование экономики в России 13
2.1 Субъекты и объекты государственного регулирования экономики в России. 13
2.2 Методы государственного регулирования экономики в России 15
Глава III Экономика Санкт-Петербурга 21
Заключение 34
Список литературы 35
Содержание
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.
К этим проблемам относятся,
прежде всего, развитие
Цель данной работы - рассмотреть
методы, пути и формы государственного
регулирования экономики, определить
причины и границы государственного
вмешательства в экономику. Для реализации
поставленной задачи был произведен анализ
учебной и общеэкономической литературы.
Современная
экономика представляет синтез рыночного
механизма и элементов
Формы
деятельности и объем деятельности
государства в экономической сфере
меняются с развитием общества, в частности
с усложнением хозяйственных связей. В
экономических концепциях всегда отводилось
большое место исследованию экономической
роли государства, его функциям в экономике.
Представители
меркантилизма - первой экономической
школы - стояли за активное вмешательство
государства в экономику. Процесс первоначального
накопления капитала, идеологами которого
они являлись, не мог быть осуществлен
без поддержки государства. Государство
в законодательном порядке способствовало
накоплению золота и серебра в стране,
проводило политику в целях развития и
защиты собственной промышленности.
Представители
более позднего периода - физиократы
- не разделяли мнения меркантилистов
и выдвинули принцип laisser faire, означающий
требование свободы, торговли в первую
очередь. Главная забота государства,
с точки зрения физиократов, - защита так
называемого естественного права, основой
которого является частная собственность.
Классическая
школа политэкономии, развивавшаяся
в эпоху промышленного переворота и
выражавшая интересы промышленной буржуазии,
подвергла пересмотру теории своих предшественников,
в частности меркантилистов - идеологов
торгового капитала. Ее представители
в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали
лозунг “экономической свободы” и высказывались
за ограничения вмешательства государства
в экономическую жизнь.
По
мнению А.Смита, государство должно
выполнять три обязанности:
-
ограждать общество от насилия
и вторжений других
-
ограждать по мере возможности каждого
члена общества от несправедливости и
угнетения со стороны других его членов,
или установить хорошее отправление правосудия;
-
создавать и содержать
Представители
неоклассического направления, создавшие
теорию рыночного равновесия и сформулировавшие
закономерности оптимального режима хозяйствования,
стояли на позициях саморегулирования
рыночной системы. Помощь государства
в функционировании экономики рассматривалась
излишней, более того, вредной. В экономике,
способной достичь как полного объема
производства, так и полной занятости,
вмешательство государства может только
нанести вред ее эффективному функционированию.
Логика неоклассистов подводила к заключению
о том, что наиболее приемлемой является
экономическая политика государственного
невмешательства.
Однако
экономические сдвиги конца ХIХ - начала
ХХ века повлекли за собой развитие массового
производства, увеличение товарных сделок,
обострение конкуренции и заставили обратить
внимание неоклассиков на возможные “сбои
рынка”, с которыми он самостоятельно
справиться не может. К причинам, вызывающим
“сбои рынка”, относятся экстерналии,
или внешние эффекты, необходимость создания
общественных благ.
Это
вынуждало к усилению поддерживающих
и корректирующих мер государства.
Задачей последнего стало создание
соответствующей
Первая
и вторая мировые войны, породившие
систему острых политических, социальных
и экономических проблем, потребовали
более активной роли государства
в решении экономических
Теоретически
необходимость государственного регулирования
экономики обосновал Дж. М. Кейнс,
а опыт США при Ф. Рузвельте
и в Германии при Гитлере подтвердил
его тезис о том, что путем государственных
расходов можно повернуть ход развития
экономики в нужном направлении. Государственные
заказы оживляли спрос, стимулировали
занятость, давая и прибыли предпринимателям.
Известный французский экономист Фитусси
в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм
(рыночная экономика тоже) исчез и был
заменен смешанной экономикой.
Кейнсианская
модель государственного регулирования
экономики показала свою эффективность
не только в 30-е годы и во время
второй мировой войны, но и в послевоенный
период. Восстановление, перестройка и
реконструкция народного хозяйства в
50-60-е годы были осуществлены при активной
роли государства. Триумфом кейнсианства
считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но
с середины 70-х годов начинаются
контратаки на кейнсианство представителей
либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек),
завоевавшей умы государственных деятелей.
Причинами тому послужили дефициты государственных
бюджетов, ставшие хроническими, высокий
уровень инфляции. К этому добавился нефтяной
кризис 70-х годов.
Виновниками
этих катаклизмов объявлялись
Объединяющей
идеей этих направлений является
вера в саморегулирующую возможность
рыночной экономики. Возрождая идеи либералов
классической школы, неолибералы экономическую
роль государства сводят к созданию наиболее
благоприятных условий функционирования
рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция
везде - где возможно, государство - где
необходимо”, они сравнивают его с судьей
на футбольном поле, который не играет
непосредственно, а следит за соблюдением
правил игры. Забота государства, следовательно,
выработка порядка и правил игры и контроль
за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального
рыночного хозяйства, считал, что в задачу
государства не входит непосредственное
вмешательство, но ответственным за экономическую
политику является исключительно государство.
Монетаристы, в частности М.Фридман, считают,
что в принципе существуют лишь два способа
координации экономической жизни - централизованное
руководство, сопряженное с принуждением,
и добровольное сотрудничество индивидов
- метод, которым пользуется рынок. Поэтому
регулирующие функции монетаристы признают
за рынком. Единственная сфера вмешательства
государства - денежное обращение. Контроль
за денежной массой в обращении, сохранение
стабильности денег - первый приоритет
нынешней экономической политики государства.
Сторонники
теории “экономики предложения” считают,
что государственное
Таковы
различные взгляды на экономическую
роль государства. При всей их противоречивости
и несовпадении можно определенно
отметить: различия касаются форм и
доли государственного вмешательства
в экономику. Современный рынок невозможен
без вмешательства государства. Рынку
присущи антисоциальные действия и тенденции,
приводящие к нарушению не только микро-,
но и макропропорций, а следовательно,
к финансовым, экономическим, энергетическим
и другим кризисным явлениям и процессам.
Опыт показал, что их ограничивают только
государственные регуляторы.
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.
Цели
государственного регулирования, находясь
в тесной взаимосвязи, неравнозначны по
значению и масштабам воздействия. В дереве
целей государственного регулирования
экономики можно выделить цели генеральные
и конкретные. Среди генеральных приоритетными
являются достижение экономической и
социальной стабильности. Конкретные
цели различаются по объектам государственного
регулирования, но всегда исходя из необходимости
увязки общественных и частных интересов.
Эффективность государственного регулирования
предопределяется наличием сильной законодательной,
исполнительной и судебной властью.
Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов.
Основные инструменты государственного регулирования:
Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.;
Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.;
Информация о работе Методы государственного регулирования экономикой