Методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:59, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Экономические функции государства……………………………….4
Методы государственного регулирования экономики…………….6
Разграничение методов государственного регулирования………..7
Методы государственного регулирования экономики региона…..9
Административные методы регулирования регионального
развития………………………………………………………………11
Формирование и саморазвитие рынка……………………………..16
Задачи государства…………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Методы государственного регулирования экономики.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Всероссийская государственная  налоговая академия МинФина РФ 

                                          

РЕФЕРАТ

Тема: «Методы государственного регулирования экономики» 
 
 
 
 

Выполнил: Хасанов Руслан

   ГМО 102,   1 курс 
 
 
 
 

2011г.  Москва 

         Содержание 

     Введение……………………………………………………………….3

     Экономические функции государства……………………………….4

     Методы  государственного регулирования экономики…………….6

     Разграничение методов государственного регулирования………..7

     Методы  государственного регулирования экономики региона…..9

     Административные  методы регулирования регионального

     развития………………………………………………………………11

     Формирование  и саморазвитие рынка……………………………..16

     Задачи  государства…………………………………………………..17

     Заключение……………………………………………………………18

          Список литературы………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 

     Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. 

     Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов. 

     Содержание  государственного регулирования экономики  определено целями, стоящими перед  государством, а также средствами и инструментами, которые имеет  государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

     • информационную поддержку участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

     • обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

     • выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства  на экономику страны.

     Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.

     Экономика — это система рационального  и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

     Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке производство — распределение - обмен — потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности. 

     Экономические функции государства 

     В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она  различается по масштабам, формам и  методам воздействия государства  на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое  вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

     Независимо  от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более  или менее успешно функционирует  смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

  • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
  • поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
  • перераспределение доходов и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
  • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
  • стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
  • предпринимательская деятельность.

     Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой -- на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

     Для опыта всех стран со смешанной  экономикой присущи не только эти основные направления, характеризующие экономическую роль государства, но и то, что государство играет эту роль, включаясь в саму систему рыночного механизма, пользуясь его регуляторами, опираясь на его закономерности, а не игнорируя их.

     Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций. Хотя вполне очевидно, что такая его функция, как предпринимательская деятельность, безусловно, ослабевает в процессе разгосударствления. 
 
 

     Методы  государственного регулирования  экономики 

     Свои  регулирующие функции государство  выполняет посредством административных и экономических методов. Для  командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем. 

     Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в планово экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене.

     В отличие от этого, экономические, или косвенные, методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде. 
 

     Разграничение методов государственного регулирования 

     Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений. 

     Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

     Административные  методы подразделяются на методы

    • запрета,
    • разрешения,
  • принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.  

     Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

     Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может  либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом  случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

     Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней  системы административных методов  и созданием новой системы  экономических регуляторов. 

Методы  государственного регулирования экономики региона
Региональное  экономическое пространство представляет собой систему экономических  связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда. 
 
Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур. 
 
Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда. 
 
Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. 
 
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
  1. эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
  2. поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
  3. проведение общегосударственной инновационной политики;
  4. регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
  5. регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального  развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики. 
 
В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (табл. 1). 
 
 
 

Административные  методы регулирования  регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

  • административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
  • правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
  • рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

 
Таблица 1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 

    Административные  методы
    Экономические методы
Основаны  на конкретно-адресных заданиях, ориентированных  на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии
Выражают  прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления Оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности
Основная  доля ответственности за принимаемые  решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены Предполагают  полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные  распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают хозяйствующие  субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска
 

 
Административные методы предусматривают  возможности применения принуждения  в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. 
 
С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами. 
 
Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими. 
 
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона. 
 
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении. 
 
Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов. 
 
Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением. 
 
Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти. 
 
Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней. 
 
Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов. 
 
Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.). 
 
Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального). 
 
Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.

Реализация  контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики