Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:59, реферат
Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
Введение……………………………………………………………….3
Экономические функции государства……………………………….4
Методы государственного регулирования экономики…………….6
Разграничение методов государственного регулирования………..7
Методы государственного регулирования экономики региона…..9
Административные методы регулирования регионального
развития………………………………………………………………11
Формирование и саморазвитие рынка……………………………..16
Задачи государства…………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………….21
Всероссийская
государственная
налоговая академия
МинФина РФ
РЕФЕРАТ
Тема:
«Методы государственного
регулирования экономики»
Выполнил: Хасанов Руслан
ГМО 102, 1 курс
2011г.
Москва
Содержание
Введение……………………………………………
Экономические
функции государства……………………………
Методы государственного регулирования экономики…………….6
Разграничение методов государственного регулирования………..7
Методы государственного регулирования экономики региона…..9
Административные методы регулирования регионального
развития……………………………………………
Формирование и саморазвитие рынка……………………………..16
Задачи
государства…………………………………………………
Заключение………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Государственное
регулирование — комплекс мер, действий,
применяемых государством для коррекций
и установления основных экономических
процессов.
Государственное
регулирование экономики воздействует
на три взаимосвязанных части воспроизводственного
процесса: регулирование ресурсов, производства
и финансов.
Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:
• информационную поддержку участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;
• обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;
•
выполнение мероприятий развития государственного
сектора экономики — важнейшего
инструмента воздействия
Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика — это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
Экономика
является последовательным движением,
воспроизводством общественного богатства
по цепочке производство — распределение
- обмен — потребление. С точки зрения
производства экономика отражает систему
экономических связей в обществе, и основе
этой связи лежит господствующий тип собственности.
Экономические
функции государства
В
развитых странах со смешанной экономикой
роль государства в функционировании
экономики далеко не одинакова. Она
различается по масштабам, формам и
методам воздействия
Независимо
от специфики экономического, культурного,
национально-исторического
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой -- на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.
Для опыта всех стран со смешанной экономикой присущи не только эти основные направления, характеризующие экономическую роль государства, но и то, что государство играет эту роль, включаясь в саму систему рыночного механизма, пользуясь его регуляторами, опираясь на его закономерности, а не игнорируя их.
Представленный
перечень экономических функций государства
свидетельствует, что его экономическая
роль отнюдь не сводится к руководству
государственным сектором экономики,
т. е. к предпринимательской деятельности
в рамках определенной группы предприятий,
собственником которых оно является. Экономическая
роль государства предполагает его деятельность
по регулированию экономики в целом, всех
его секторов как единой системы. Следовательно,
разгосударствление и приватизация, как
правило, означающие количественное сокращение
государственного сектора экономики,
может сопровождаться как ослаблением
регулирующей роли государства, так и
ее усилением и расширением выполняемых
им экономических функций. Хотя вполне
очевидно, что такая его функция, как предпринимательская
деятельность, безусловно, ослабевает
в процессе разгосударствления.
Методы
государственного регулирования
экономики
Свои
регулирующие функции государство
выполняет посредством
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в планово экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене.
В
отличие от этого, экономические,
или косвенные, методы государственного
регулирования не ограничивают свободы
предпринимательского выбора. Например,
снижение налогов на бизнес или, скажем,
понижение учетной ставки процента являются
типичными методами экономического регулирования,
направленного на рост производства и
усиление инвестиционной активности предприятий.
Последние увеличивают капиталовложения
и объем производства не потому, что у
них нет иного выхода. Они полностью свободны
в выборе производственной программы
и инвестиционной политики. Просто снижение
налогов и учетной ставки процента делают
рост производства и инвестиций более
выгодным, чем прежде.
Разграничение
методов государственного
регулирования
Разграничение
между административными и
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Административные методы подразделяются на методы
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Переход
от командной экономики к рыночной
сопровождается кардинальными изменениями
в системе методов
Методы государственного регулирования экономики региона |
Региональное
экономическое пространство представляет
собой систему экономических
связей, постоянно развивающихся и углубляющихся
в процессе переплетения, взаимного дополнения
и обеспечения экономической целесообразности
хозяйствующих структур, между которыми
имеет место устойчивое территориальное
разделение труда. Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур. Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда. Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
Среди
методов регулирования Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте. |
Информация о работе Методы государственного регулирования экономики