Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на отлично отлаженный механизм рыночной системы, ее саморегулирующие потенции, он достаточно часто, регулярно дает сбои, притом такого масштаба и размаха, что экономика вновь приходит в нормальное равновесное состояние в течение достаточно долгого времени. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства – и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами) и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.
Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации1. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования.
Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике является принцип «не навреди» или «не помешай рынку». Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы. Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики 4
1.1 Меркантелисты 5
1.2 Классическая теория 5
1.3 Кейнсианская теория 6
1.4 Неоклассическая теория 7
2. Общие принципы государственного регулирования экономики 9
2.1 Государственное регулирование экономики: сущность, объекты и причины 9
2.2 Цели и задачи государственного регулирования 17
2.3 Формы государственного регулирования экономики 20
2.4 Методы государственного воздействия на рыночную экономику 26
2.5 Инструменты государственного регулирования экономики 31
3. Государственное регулирование национальной экономики: сравнительный анализ США и России 40
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (2).doc

— 270.50 Кб (Скачать)

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:- экономический цикл;- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение;- платежный баланс;- цены;- НИОКР;- условия конкуренции;- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи.

Основные экономические  инструменты - это:

1)регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2)установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3)операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Государственное регулирование экономики – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочивание, корректировку и поддержание социально–экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Также под государственной  экономической политикой понимается проводимая государством генеральная линия экономических действий, дающая желаемую направленность экономическим процессам через совокупность предпринимаемых правительством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение проводимый правительством страны курс.

Государственная экономическая  политика призвана выражать, воплощать  цели, интересы страны, государства  и народа.

Рыночная система несовершенна и весьма далека от приписываемой ей гармонии и способности все и вся регулировать самостоятельно. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
  • игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
  • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.);
  • не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
  • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  • ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
  • подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

Рынок определяет равновесную  цену, производство во многих сферах, в  то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.

Субъектами государственного регулирования являются: носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

К носителям хозяйственных  интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных  интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных  интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти, и Центральный национальный банк.

Объекты государственного регулирования экономики - это все  те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической  жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость и безработица; денежное обращение; платежный баланс; цены и их колебания; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и регулирование экологии; внешнеэкономические и политические связи.

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики  является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Особое внимание государственное  регулирование экономики уделяет  обращению денег. Основное направление  регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших  объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают  в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические  уровни: фирма, регион, отрасль, сфера производства (промышленность, сельское хозяйство), национальная экономика (социальные отношения, экология), международные отношения (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы).4

При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку  они все действуют в рамках одной системы.

Принципы государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято  выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

  • социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
  • организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
  • организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Социально-политические принципы – это наиболее общие  принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

Особое место среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности5. Это означает, что суровое и неуклонное соблюдения законов и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее.

Важное место среди  принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и низших звеньев аппарата.

 

2.2 Цели и задачи государственного регулирования

Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего  общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен (минимальная инфляция) и устойчивость  национальной валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие;

- справедливое распределение доходов;

- охрана окружающей среды и  природных ресурсов.

Решение первых трех перечисленных  целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства  относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения. Для изменения неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца (рисунок 1)6, которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

 

 

Если имеет место равенство  доходов, то оно отражается прямой линией ОЕ. Если имеет место неравенство в доходах, то линия ABCDE отражает фактическое распределение доходов и называется кривой Лоренца7.

 

G=S(T)/SΔOEF

 

G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах — коэффициент Джинни.

Чем больше отклонение кривой Лоренца  от биссектрисы ОЕ, тем будет больше площадь фигуры Т и тем больше будет коэффициент G.

В реальности фактическое распределение дохода показано линией ОАВСОЕ. Величина G может колебаться теоретически от 0 до 1, но на практике не достигает этих крайних значений.

Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1.

Неравенство в распределении доходов существует как в странах рыночной экономики, так и в нашей стране.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности.

В настоящее время  российское правительство исходит  из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей. По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его цели, методы и инструментарий