Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, диссертация
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретических проблем, а также разработка методических рекомендаций и практических предложений по организационно-экономическому механизму регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях, имеющих коммуникационные инфраструктуры.
Введение…………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические основы регулирования сфер естественных монополий.
1.1. Диалектическая взаимосвязь монополизма и конкуренции
в системе рыночных отношений……………………………………….. 14
1.2. Сущность естественных монополий, мировой опыт контро-
ля и регулирования их деятельности…………………………………… 24
1.3. Экономические предпосылки и необходимость государст-
венного регулирования сфер промышленных естественных
монополий с сетью коммуникационных инфраструктур в регионе… 41
Глава 2.Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий в промышленных отраслях региона.
2.1. Анализ механизма регулирования субъектов промышленных
естественных монополий, действующих на местных товарных
рынках…………………………………………….………………... 52
2.2. Анализ имущественного и финансового положения субъектов
промышленных естественных монополий….………………………. 61
2.3. Анализ механизма ценообразования и тарифной политики
в сферах естественных монополий, имеющих коммуникационную
инфраструктуру……………………………………………………….... 75
Глава 3. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования субъектов
промышленных естественных монополий на региональном
уровне.
3.1. Основные направления совершенствования государственного
контроля и регулирования деятельности субъектов естественных
монополий в регионе…………………………………………………. 87
3.2. Методические основы определения финансового состояния и
платежеспособности субъектов естественных монополий………… 102
3.3.Основные направления регулирования и методика
контроля ценообразования в отраслях промышленных
естественных монополий……………………………………………… 116
Заключение…………………………………………………………………… 131
Список литературы………………………………………………………… 135
Большое внимание при планировании уделяется инвестиционной политике, осуществляемой за счет собственных средств хозяйствующих субъектов и кредитов. При этом особо крупные финансовые вложения в инвестиции без ведома муниципалитета не планируются, и если данный вопрос решается им положительно, то в обязательном порядке принимается во внимание основополагающий принцип возвратности вложений. Формально такое предварительное условие выражается в капитализации части прибыли, ведущей к увеличению имущества местных субъектов естественных монополий, и поэтому вопросу распределения их прибыли также уделяется первостепенное значение. Для особо крупных хозяйственных образований, например, таких, как Стокгольмский Концерн, в состав которого входят предприятия энерго- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, обработки мусора, муниципальные домовладения и другие жизненно важные объекты, принят следующий порядок распределения прибыли: третья часть ее до налогообложения выплачивается непосредственно в городской бюджет, а остальное остается в распоряжении Концерна. При этом вся оставшаяся прибыль перед налогообложением перераспределяется между входящими в него муниципальными хозяйствующими субъектами, часть из которых, как правило, являются убыточными, и только после этого производятся расчеты с городским бюджетом. Если же и после такого перекрестного субсидирования отдельно хозяйствующие субъекты не в состоянии поправить свое финансовое положение, то большая часть их акций продается в частные руки.
Наиболее успешно функционирует в вышеназванном Концерне акционерное общество «Стокгольм - энержи», на примере которого можно рассмотреть так называемую «шведскую модель» организации электро- и теплоснабжения потребителей в крупном городе [57]. Будучи естественным монополистом, данное акционерное общество в 60-х годах было национализировано и получило статус муниципального предприятия. Кроме электрической энергии это предприятие реализует тепловую энергию. При этом используется не только попутное тепло, полученное в процессе выработки электроэнергии, но и специально выработанное тепло при помощи электрической и частично солнечной энергии. Одним из важнейших факторов успешной работы акционерного общества «Стокгольм - энержи» является диверсификация его деятельности, выражающаяся в том, что отсутствует неразрывная технологическая взаимосвязь между производством электрической и тепловой энергии. Параллельно развивается и такое новое оригинальное направление, как «центральное охлаждение» - подача холодной воды из морских и озерных глубин для охлаждения помещений в летнее время. С одной стороны, это в определенной степени как бы сглаживает отрицательное воздействие фактора сезонности на деятельность акционерного общества (в части реализации тепловой энергии), а с другой, -имеется альтернатива использованию более энергоемких кондиционеров.
Услугами АО «Стокгольм - энержи» пользуются около 460 тыс. клиентов, в том числе 330 потребителей электроэнергии высокого напряжения (крупная промышленность), 10 тыс. средних и 50 тыс. мелких промышленных потребителей электроэнергии, 23 тыс. частных домов с системой электроотопления, 380 тыс. потребителей электроэнергии, проживающих в квартирах города, и 6 тыс. потребителей центрального отопления. За год акционерным обществом выписывается около двух миллионов счетов, производится от 200 до 400 проверок электросчетчиков у потребителей, рассылается до 1000 отключений за неуплату. Функционируя на объединенном рынке услуг по теплоснабжению, акционерное общество применяет такие гибкие методы работы с клиентами, как долгосрочные контракты с системой льгот и скидок, предоставление дополнительных услуг и др. Плата за электро- и теплоэнергию производится с учетом показаний счетчиков, установка которых у потребителей возложена на хозяйствующие субъекты, оказывающие соответствующие услуги. В основе определения потребностей в теплоэнергии в каждом конкретном доме лежат обязательные государственные строительные нормы и стандарты, касающиеся степени теплоизоляции и обеспечения принудительной вентиляции помещений. Договорные отношения по обеспечению теплоэнергией устанавливаются предприятиями теплофикации только с юридическими лицами, а по муниципальному жилому фонду - договоры подписываются районными бюро по недвижимости. Теплоснабжающие организации имеют право отключать неплательщиков от сети. Однако отключение жилых домов в зимнее время не допускается. Убытки, которые в связи с этим могут понести поставщики тепла, покрываются не городским бюджетом, а за счет других клиентов сети. В случае снижения качества обслуживания потребителей тепловой энергией акционерным обществом выплачивается неустойка.
Представленный выше краткий обзор опыта регулирования естественных монополий инфраструктурных отраслей экономики в некоторых высокоразвитых странах свидетельствует о том, что природа подлежащих решению вопросов по рассматриваемой проблеме в различных странах во многом зависит от существующей организации и структуры естественных монополий, общей экономической и политической ситуации в стране устоявшихся традиций, а также наличия соответствующей нормативно-законодательной базы по данному вопросу. В этой связи был бы совершенно не оправданным механический перенос рассмотренного опыта на российскую экономику без учета всех тех радикальных изменений, которые произошли в нашей стране за последние годы.
1.3 Экономические предпосылки государственного регулирования сфер промышленных естественных монополий с сетью коммуникационных инфраструктур в регионе.
На переходном этапе, когда в нашей стране еще не сформировался рыночный механизм хозяйствования и не заработали в полную силу рыночные регуляторы, концепция государственного управления сферами естественных монополий должна строиться не только с учетом мирового опыта, но и в тесной взаимосвязи с той экономической ситуацией, которая складывается в том или ином регионе России. Так, например, практика проведения в Орловской области глубокой структурной перестройки в экономике, ориентированной на рыночный механизм хозяйствования, со всей очевидностью показала, что переход в режим рыночного саморегулирования таких промышленных естественных монополий, как тепло- и энергоснабжение со всей их сетью промышленных инфраструктур, в настоящее время и в ближайшей перспективе вряд ли возможен по ряду объективных причин. Основная из этих причин заключается в том, что указанные естественные монополии относятся к таким секторам экономики, где рынок не открыт к конкуренции, а все попытки создать в этих сферах деятельности дублирующие производства или искусственно дробить уже имеющиеся технологические системы нецелесообразны ни с технической, ни с экономической точек зрения. Не так просто, например, сформировать конкурентную среду на рынке услуг, на котором функционируют такие субъекты естественных монополий как акционерное общество «Орелэнерго» (далее - АО «Орелэнерго») и государственное унитарное дочернее производственное предприятие «Орелоблтеплоэнерго» (далее - ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго»). О бесперспективности в ближайшее время сформировать конкурентную среду на рынке услуг по тепло- и электроснабжению со стороны других предприятий можно судить по данным таблицы 2, свидетельствующим о рыночной силе действующих на этих рынках субъектов промышленной естественной монополии.
Если руководствоваться методическими рекомендациями ГАК России, в соответствии с которыми географические границы товарного рынка определяются территорией, где покупатели приобретают тот или иной товар, то в данном случае хозяйствующие субъекты с полным основанием считаются стопроцентными монополистами со всеми вытекающими отсюда негативными для их клиентов последствиями при злоупотреблении ими своим доминирующим положением.
Не способствует созданию должной конкуренции в сети промышленных инфраструктур и специфика деятельности действующих в них традиционных монополистов, что обусловлено прежде всего исторически сложившимися условиями их хозяйствования. Работающие в настоящее время производители тепло- и электроэнергии уже многие десятилетия обслуживают одни и те же коммуникационные инфраструктуры и, располагая высокой концентрацией материальных, трудовых и финансовых ресурсов, в нынешних экономических условиях, мало дают шансов на появление с чьей-либо стороны реальной конкуренции в этих сферах деятельности. Что же касается непосредственно самих субъектов естественных монополий, функционирующих на рынке производства, передачи и распределения тепло- и электроэнергии (таблица 2), то несмотря на их совместное присутствие на этом рынке, каждый из них обслуживает только «своих клиентов» в пределах давно сложившихся географических границ их расположения. По этой причине они также не являются конкурентами. Не могут быть конкурентами и субъекты естественных
51
рынков услуг по электро- и теплоснабжению в Орловской области на 1.01.97г.
№
п.п. | Наименование субъекта естественной монополии |
Наименование услуг |
Доля на рынке услуг в % | |
В географических границах региона | В географических локальных границах | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | АО «Орелэнерго»
| Теплоснабжение Электроснабжение | 17 76 | 100 100 |
2 | ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго" | Теплоснабжение | 42 | 100 |
3 | Ведомственные котельные | Теплоснабжение | 41 | 100 |
4 | Децентрализованные источники Теплоснабжения многоквартир-ных жилых домов | Теплоснабжение | менее 0,1 | 100 |
|
51
монополий, функционирующие, например, на рынке снабжения теплоэнергией, отпускаемой АО «Орелэнерго» (рис.2), так как в этом случае деятельность ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго» на данном рынке ограничивается лишь передачей теплоэнергии, закупленной у вышеуказанного хозяйствующего субъекта.
Не пересекаются экономические интересы у субъектов естественных монополий и на рынке снабжения теплоэнергией, отпускаемой как ведомственными котельными, так и котельным ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго» (рис. 3), которое в данном сегменте рынка является крупнейшим хозяйствующим субъектом. В состав этого предприятия входят 5 межрегиональных филиалов теплоэнергетических сетей и 19 рабочих тепловых участков. Данное предприятие имеет котельные во всех городах и райцентрах Орловской области, кроме городов Мценска и Малоархангельска, а так же поселков Красная Заря, Долгое и Тросна. Основными потребителями у предприятия «Орелоблтеплоэнерго» в данном сегменте рынка являются хозяйствующие субъекты, использующие теплоэнергию на непроизводственные нужды. По статистическим данным устойчивый уровень доли теплоэнергии, отпущенной котельными предприятия «Орелоблтеплоэнерго» на эти цели, составляет по городу Орлу около 80%. По районам области объем этих поставок достигает в среднем от 60 до 90% от общего объема теплоэнергии, отпущенной им котельными всех министерств и ведомств. В значительно меньшем объеме оказывается этот вид услуг для населения области. В анализируемом периоде объем теплоэнергии, отпущенной котельными предприятия «Орелоблэнерго» населению 10-ти райцентров, не превысил 13%, а в остальных райцентрах подобную заботу о населении взяли на себя котельные других министерств и ведомств. В целом же потребители в географических границах расположения предприятия «Орелоблтеплоэнерго», как правило, не имеют альтернативных источников получения теплоэнергии, и поэтому данный хозяйствующий субъект по отношению к ним является бесспорным естественным монополистом.
Относительно крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими снабжение потребителей теплоэнергией, отпущенной котельными (в части ее производства и распределения), являются Мценское муниципальное предприятие «Теплосеть» и Орловское теплоэнергетическое предприятие (рис. 3). Мценское муниципальное предприятие «Теплосеть», имеющее на своем балансе 9 котельных, отпускает теплоэнергию населению и на коммунально-бытовые нужды хозяйствующих субъектов. Орловское теплоэнергетическое предприятие снабжает теплоэнергией весь район Северного парка г. Орла. В пределах географических границ расположения котельных этих хозяйствующих субъектов потребители по техническим причинам не в состоянии поменять поставщиков теплоэнергии, следовательно, у последних всегда имеется потенциальная возможность с выгодой для себя использовать свое монопольное положение.