Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:10, доклад

Описание работы

Естественные монополииФирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии.docx

— 19.10 Кб (Скачать)

Фирма, средние затраты длительного  периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма  может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько  конкурирующих фирм поставляли точно  такое же количество товара.

Постоянные и временные  естественные монополии 

Естественные монополии для  выбора оптимальной государственной  политики подразделяются на временные  и постоянные, что имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства и показан на рис. 4. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами.

Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия  имеет место, если до определенного  объема производства (Q* на рис. 6) эффект отдачи от масштаба положительный, а  затем отрицательный. Кривая средних  затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте  спроса с D до монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции.

Примером может быть междугородная  телефонная связь. В США, например, увеличение спроса на услуги междугородной связи  привело к дерегулированию этой отрасли. Единый монополист, компания AT&T, был разукрупнен, и в настоящее время услуги дальней связи являются конкурентным сектором.

Причины и границы регулирования  естественных монополий 

Наличие естественной монополии создает  определенную дилемму: общество может  выиграть от производства продукции  с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время  эта фирма, пользуясь своим монопольным  положением, имеет возможность устанавливать  более высокие цены и изымать  часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных  цен.

Регулирование естественных монополий  может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли  при одновременном отказе от вмешательства  в оперативное управление фирмы (об альтернативных методах регулирования  естественных монополий см. раздел 3). Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется (см. рис. 5, 6). Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Обсудим некоторые связанные с этим проблемы.

Считается, что потребители в  наибольшей степени зависимы от монополии, если:

- производится товар (услуга) первой  необходимости, т. е. спрос неэластичен; 

- имеется физическая связь между  потребителями и поставщиком  (провода, трубы и т. п.).

Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная  телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.

Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным  основанием для регулирования. Ряд  услуг, перечисленных выше, имеют  близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени  может быть заменена сотовой или  немобильной беспроводной. Путешествие  или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.

Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее  услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими  видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки  часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге  наличие естественной монополии  трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, - обычно называются "Газпром", "ЕЭС России" и  железные дороги. Однако доля товаров  и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем  объеме производимых товаров и оказываемых  услуг этими компаниями незначительна.

Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка  и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция  на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в  принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация  движения действительно представляют собой естественную монополию. В  ряде стран (например, в Норвегии) потребители  могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии.

Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным  или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым  их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения  не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий  объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей  стратегической значимостью для  экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и  снижаются только в результате административного  давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения  газом и электроэнергией имеет  больше отрицательных, чем положительных  сторон, что видно на примере деятельности "Газпрома" и "ЕЭС России". Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя  газ и электроэнергию часто без  всякой надежды на их оплату со стороны  потребителей. Безусловно, будет большим  преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали  исходя из "государственных интересов" и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны  государства, в том числе в  виде отсрочек по уплате налогов. Обе  компании в большей степени ориентировались  на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические  проблемы страны.

Регулирование естественных монополий  должно быть гибким и соответствовать  этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет  место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции  и потребность в регулировании  исчезает. Естественная монополия имеется  только на первых трех этапах, когда  существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование  способствует развитию отрасли, на третьем  и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной  конкуренции. В этом случае и возникает  потребность в дерегулировании.


Информация о работе Естественные монополии