Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:01, реферат
Во второй половине XX в. стали появляться научные работы, ставящие под сомнение обоснованность введения естественных монополий и их общественную полезность.
Задачи реформирования естественных монополий
Во второй половине XX в. стали появляться научные работы, ставящие под сомнение обоснованность введения естественных монополий и их общественную полезность. По мере развития капиталистического общества стали очевидны слабые стороны «монополистической» концепции развития инфраструктурных отраслей:
1) Аллокативная неэффективность, заключающаяся в завышении цены и занижении объемов производства конечной продукции в силу стремления монополии увеличить свою прибыль.
2) Х-неэффективность,
заключающаяся в раздувании
Так, ОАО
«Газпром» может позволить себе
даже в условиях мирового финансового
кризиса увеличить среднюю
3) Слабое
использование достижений
4) Бюрократизация,
налаживание неформальных
Наиболее ярые критики называют естественные монополии «узаконенной коррупцией» и для этого есть свои основания. Так как естественные монополии регулируются со стороны государства, то происходит тесное переплетение этих структур с государственными органами, что приводит к развитию бюрократизации и взяточничества.
Кроме
того, государственным органам
Нередки примеры прямого назначения во главе естественных монополий выходцев из государственных структур (в России так происходит фактически со всеми естественными монополиями).
5) Негативное
влияние на развитие
Как уже
упоминалось, естественными монополиями
чаще всего становятся отрасли, связанные
с инфраструктурой, а потому оказывающие
влияние на большинство остальных
отраслей в экономике. Таким образом,
компании, поддерживающие неформальные
отношения с естественными
6) Прочие
издержки общества от
Наличие нерыночных механизмов осуществления деятельности в инфраструктурных отраслях в силу их высокой значимости неизбежно приводит к появлению существенных перегибов и перекосов во всей экономике.
Это может проявляться в использовании различных «серых» схем (например, «толлинг», применявшийся компаниями братьев Черных в 1995-2000 гг.), отсутствии у предприятий стимулов к экономии и утрате ими конкурентоспособности на мировой арене, снижении инвестиционной привлекательности экономики государства и др.
Таким
образом, «естественность» монополий
в инфраструктурных отраслях не является
очевидным фактом. Издержки общества
от существования единственного
производителя в этих отраслях значительны
и, как показывает опыт, зачастую перекрывают
все преимущества такой системы.
В то же время методы прямого регулирования
естественных монополий (установление
тарифов, регулирование максимальной
нормы прибыли, ограничения на участие
в уставном капитале других компаний
и др.) решают эти проблемы лишь мы
отчасти, так как не воздействуют
на главную причину их появления
- отсутствие стимулов к повышению
эффективности
Поэтому приоритетными задачами государственной политики в области реформирования естественных монополий являются:
-создание
необходимых условий для
-стимулирование
процессов развития новых
-повышение
инвестиционной
-учет
и разделение интересов
-развитие конкурентного рынка;
-появление новых, независимых компаний;
-принятие
мер по решению проблем
-обновление
основных фондов и повышение
эффективности производства.
В России
монополизированным признается рынок
с долей на нем одного хозяйствующего
субъекта или связанной экономическими
и/или организационными отношениями
группы хозяйствующих субъектов 65%
и более. В интервале между 35% и
65% использование доминирующего
положения должно доказать Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства РФ (МАП РФ).
Доля менее 35% как признак монополизации
рынка не рассматривается.
Создание конкурентной среды
В России
в рамках единой корпорации часто
объединяется как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
а) Конкуренция
между различными инфраструктурами.
Она подразумевает, что фирмы, предоставляющие
услуги (часто это распределительные
компании), могут воспользоваться
для этого различными инфраструктурами.
Или, другими словами, потребители
услуг могут сами решить, через
какую инфраструктуру они будут
получать услуги. В области электроэнергетики
конкуренция между
б) Конкуренция
«на одной инфраструктуре». В
настоящее время она играет первостепенную
роль в энергетической и газовой
отраслях. Если альтернативная инфраструктура
продолжает оставаться недоступной, то
открытие единственной имеющейся сети
для свободного (открытого) доступа
заинтересованных сторон может позволить
нескольким поставщикам одновременно
поставлять схожую услугу. Если с технической
точки зрения это возможно, то будет
работать конкуренция «на одной
инфраструктуре». При этом необходимо
обеспечить справедливый доступ к сети,
предотвратить дискриминирующее других
участников поведение фирмы, владеющей
сетью (назначение завышенных тарифов,
доступ на несправедливых условиях). При
данной форме конкуренции
Концепция
доступа третьей стороны (ДТС) характеризует
общее направление
Транспортные
активы, к которым может быть открыт
доступ - те мощности, которые необходимы
третьей стороне для
Разделение существует на двух уровнях: при внедрении режима ДТС к газопроводным компаниям обычно предъявляются требования разделить транспортные функции и функции торговца. Это главное и базовое разделение. Когда оно осуществлено можно ставить вопрос о втором разделении услуг, связанных непосредственно с транспортировкой (хранение и регулирование нагрузки и пр.) Например, законодательство США требует от газопроводов «разделения» входящих в услугу транспортировки компонентов; в Новой Зеландии физического разграничения не происходит, но законодательство требует раздельного ведения счетов.
Публикуемая информация тарифов разнится от страны к стране. В США, Канаде и Великобритании информация о тарифах и принципах их расчета публикуется. В Новой Зеландии никакие общие тарифы не публикуются; уровень тарифов определяется в процессе переговоров, но после переговоров тарифы и другие условия контакта публикуются. В Австралии условия доступа к газопроводу определяются в ходе коммерческих переговоров. Принципы установления расценок и технические принципы подключения свободно предоставляются потенциальным отправителям, но условия контракта публикации не подлежат.
Электроэнергетические
и газовые компании часто имеют
вертикальную интегрированную структуру.
Введение режима свободного доступа
не требует обязательного «
в) Конкуренция «за» рынок (франшизная конкуренция). Если первые два вида конкуренции не могут быть реализованы, то конкурентное начало может быть внесено посредством периодически повторяющихся тендеров за право предоставления монопольной услуги в течение определенного периода времени (эта модель часто применяется в отношении железных дорог). Вся конкуренция сосредоточена в одном моменте - моменте тендера. Условия тендера подразумевают, что компания, выигравшая его, остается под определенным контролем. Тот факт, что по истечении срока концессии будет организован новый тендер, дает компании-победительнице стимул повышать эффективность и создавать себе хорошую репутацию. Результатом этой формы конкуренции часто становятся частно-государственные партнерства. Государство не выступает более в качестве поставщика услуги, оно поручает это на определенных условиях частной компании.
В качестве
примера можно привести систему,
получившую развитие в Мексике. Концессии
(разрешения) на ведение бизнеса
распределения газа выдаются на 12-летний
срок победителям двухступенчатого
тендера. Тендер организуется регулирующими
властями, когда они приходят к
заключению о необходимости реализации
нового проекта в бизнесе
г) Ярдстик конкуренция (самая слабая, по сути прямой конкуренции не влечет). Элемент соревновательности привносится через сравнение данной компании и результатов ее работы с другими компаниями, действующими в сходных условиях. В ситуации, когда рынок характеризуется присутствием нескольких региональных компаний, регулирующие органы могут сравнивать показатели их функционирования и использовать эти данные при формировании своей политики. Например, в Англии водоснабжение и отчасти электроэнергетика были приватизированы не как национальные, а как региональные монополии, что предоставляло необходимую базу для развития данного вида конкуренции.
В каждом
конкретном случае вопрос о наиболее
подходящей форме конкуренции должен
рассматриваться индивидуально, принимая
во внимание технологические характеристики
отрасли, необходимость соблюдения
общественных интересов, доступные
методы регулирования и пр.
Контроль над правами собственности
Вертикально-