Естественная монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:17, реферат

Описание работы

Редкий экономист на сегодняшний усомнится в том, что сферы естественных монополий являются ключевыми для народного хозяйства практически любого государства. Ведь что такое естественные монополии? Традиционно к ним относят большинство инфраструктурных отраслей: это такие жизненно важные услуги жилищно-коммунального хозяйства, как обеспечение холодной и горячей водой, канализацией, тепловой и электрической энергией, проводной телефонной связью; кроме этого к ним относят транспортировку по магистральным трубопроводам энергоресурсов (нефти, и газа).

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Определение и сущность естественной монополии .......................................4
Экономическая теория естественной монополии............................................6
Естественная монополия в контексте политэкономии и регулирования..........7
Краткий обзор теорий регулирования..............................................................8
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы............................................................................................17

Работа содержит 1 файл

монополия.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

Государственный Комитет связи и информатизации телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан

Ташкентский Университет  Информационных технологий

 

Факультет: Экономика и Управление

Кафедра: Экономика

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

По дисциплине: «Административно-хозяйственное  право»

Тема: «Естественная монополия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ким Анна

Группа 113-11.

 

 

Ташкент – 2013

Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Определение и сущность естественной монополии .......................................4

Экономическая теория естественной монополии............................................6

Естественная монополия  в контексте политэкономии и  регулирования..........7

Краткий обзор теорий регулирования..............................................................8

Заключение.........................................................................................................15

Список литературы............................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Редкий экономист на сегодняшний  усомнится в том, что сферы  естественных монополий являются ключевыми  для народного хозяйства практически  любого государства. Ведь что такое  естественные монополии? Традиционно  к ним относят большинство  инфраструктурных отраслей: это такие  жизненно важные услуги жилищно-коммунального  хозяйства, как обеспечение холодной и горячей водой, канализацией, тепловой и электрической энергией, проводной  телефонной связью; кроме этого к  ним относят транспортировку  по магистральным трубопроводам  энергоресурсов (нефти, и газа). В  Узбекистане к регулируемым сферам естественных монополий согласно нынешнему  законодательству также относят  железные дороги, услуги портов и аэропортов, добычу нефти и газа, а также  почтовые услуги. Вышеперечисленные  отрасли, конечно же, затрагивают  самый широкий круг интересов. Если для домохозяйств рост тарифов на услуги естественных монополий, что  называется, «бьёт по карману» и  истощает семейный бюджет, то для бизнеса  и народного хозяйства это  означает рост себестоимости продукции, а значит и падение конкурентоспособности  товаров, как на внутреннем, так и  на внешних рынках. Пол горя, если б товар весь шёл заграницу, а  ведь если продукция реализуется  у нас же в республике, так ведь опять это негативно сказывается  на толщине кошельков населения, теперь уже косвенно. Представьте  только, расходы на электричество, газ, тепловую энергию и воду заложены в себестоимость чуть ли ни всей продукции и услуг народного  хозяйства, начиная от спичек и услуг  парикмахера вплоть до автомобилестроения. Именно поэтому данные отрасли принято  относить к базовым отраслям. Любое  повышение цен в базовых отраслях вызывает последующий рост цен и  обязательно прокатится волной по всему  народному хозяйству. А рост цен  в экономике есть ни что иное, как знакомое всем явление инфляция.

 

 

 

 

 

 

Определение и сущность естественной монополии

Статья 3. Основные понятия 

В настоящем Законе применяются  следующие основные понятия:

естественная  монополия — состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) — (далее — товаров);

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектом естественной монополии.

Естественная монополия  – это особая рыночная ситуация, при которой экономически целесообразным является наличие единого предприятия, обеспечивающего весь рынок. В такой  ситуации обычная антимонопольная (или ещё называемая антитрестовской) политика неуместна. Ситуация естественной монополии может возникать по двум известным причинам. Первая и  более широко известная причина  относится к особенностям предложения, вторая – к особенностям спроса:

1. Наличие значительных  размеров экономии на масштабе (её также называют увеличивающейся  отдачей от масштаба); и

2. Склонность к универсальности  или стандартизации – ситуация, при которой потребители склонны  потреблять товары и услуги, которыми  пользуются все остальные (например, универсальные услуги телефонных  компаний, операционные системы  и др.)

Так или иначе, в основе обеих предпосылок возникновения  естественных монополий лежит одно – технология. В первом случае особенности  технологии влияют на возникновение  естественных монополий со стороны  предложения, во втором – со стороны  спроса. Именно технологические инновации  привели в своё время к возникновению  естественных монополий (например, появление  и развитие железных дорог в 18 веке, электрических, телефонных, водопроводных  и отопительных сетей, – в начале 20 века, и другие). И именно технологическое развитие на сегодняшний день подрывает статус естественных монополий (например, развитие сотовых услуг как альтернатива универсальным услугам наземных телефонных линий, рассредоточенное производство тепла и электроэнергии, и т. д.). В своё время, данное свойство технологий и их ключевую роль в развитии капиталистических рынков определил известный австро-американский экономист Джозеф Шумпетер, который охарактеризовал данный процесс как «созидательное разрушение» (creative destruction). Шумпетерианцы рассматривают инновации и технологическое развитие как стержень эволюционного развития капиталистических рынков.

Статья 15. Обязанности субъектов  естественных монополий 

Субъекты естественных монополий  обязаны:

-представлять государственному  антимонопольному органу отчет  о своей деятельности в порядке,  установленном законодательством; 

-предоставлять равные  условия для потребителей на  приобретение своих товаров. В  случае недостаточности мощностей  для обслуживания всех потребителей  регулировать распределение товаров  среди потребителей в соответствии  с решениями Кабинета Министров  Республики Узбекистан;

-вносить изменения в  договоры по представлениям государственного  антимонопольного органа в порядке,  установленном законодательством; 

-не допускать ущемления  прав потребителей в части  получения товара в необходимых  объемах и надлежащего качества;

-предоставлять уполномоченному  органу достоверную информацию  для установления цен (тарифов).

-на конкурсной основе, в порядке, установленном законодательством,  производить закупку основных  средств, которые учитываются  при утверждении цен (тарифов)  или их предельных уровней; 

-вести раздельный учет  прямых затрат на производство (реализацию) товаров, осуществляемых  в условиях естественной монополии. 

Субъекты естественных монополий  могут нести и иные обязанности  в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

 

Экономическая теория естественной монополии

 Своим появлением термин  естественная монополия обязан  классической школе экономикса, для анализов которой ключевым  являлось статическое соотношение  спроса и предложения. Неоклассики  же для своего анализа попытались  изобразить это взаимоотношение  спроса и предложения на монопольных  рынках в виде графической  модели. Графически ситуация естественной  монополии изображается следующим  образом: 

Как видно из графика, при  пересечении кривых спроса и предложения  достигается оптимальное производство и одновременно минимальный масштаб  эффективности производства MES (минимизируются средние издержки АС при условии  единого производителя). Иными словами  удовлетворение спроса наиболее эффективно при наличии единого производителя, который в состоянии воспользоваться  эффектом масштаба и максимально  снизить свои средние издержки AC до уровня PR.

 Если допустить, что  любой монополист стремится максимизировать  свою прибыль, то он будет  производить на уровне точки  пересечения предельного спроса MR и предельных издержек MC (производство  в количестве QM), а доход получать  на уровне пересечения кривой  спроса с QM, то есть по цене PM за единицу товара. Что мы  имеем в итоге:

1) Монополист, не обременённый  регулированием и максимизирующий  свою прибыль, производит меньшее  количество товара (услуги) (QM), чем  потенциально возможно (QR);

2) Потребитель вынужден  платить за монопольный товар  чистую прибыль в пользу монополиста  в размере (PM – PR) за единицу  товара, или всего QM * (PM- PR).

При фиксировании цены на уровне PR со стороны регулирующего органа, монополист производит количество QR дабы не нести убытки и покрывать все  свои издержки. Альтернативно, регулирующий орган может определить обязательное производство на уровне QR, цена при  этом, которую будут платить потребители, тоже окажется на уровне PR. На практике могут использоваться оба метода регулирования (как это имеет  место в Узбекистане) .

 Надо отметить, что  кривая спроса D далеко не всегда  может пересекать кривую средних  издержек AC в её минимальной точке.  Спрос D может быть не достаточно велик по отношению к минимальному масштабу эффективности MES и пересекать кривую средних издержек AC в её убывающем отрезке. В этом случае назначение регулируемой цены в точке пересечения спроса и предложения принесёт убытки фирме-монополисту, однако монополия будет оставаться наиболее оптимальной формой производства. В данном случае, как правило, применяется политика субсидирования естественных монополий (посредствам различных льгот или дотаций) дабы обеспечить экономическую жизнеспособность отрасли.

 

Естественная монополия в контексте  политэкономии и регулирования

 Не смотря на то, что в сфере естественных монополий  наличие монополиста видится  наиболее эффективным (cost effective), естественные монополии традиционно  рассматривались как провал рынка  (market failure). Это видно из предположений  и результатов вышеприведенной  модели естественных монополий.  Модель делает следующие предположения:

1) Информация (об издержках,  ценах, спросе и т. д.) доступна  для всех заинтересованных групп  и она безупречна.

2) Фирма стремится максимизировать  свою прибыль.

3) Точка производства  товара (услуги), максимизирующая прибыль,  достигается при равенстве предельных  издержек предельному доходу, а  цена при этом назначается  на уровне спроса.

Как уже было упомянуто, в  условиях монополии, такие предположения  дают основания делать вывод, что  имеет место провал рынка: цена, навязываемая потребителям, намного выше средних  издержек, и товар производится не в достаточном количестве дабы удовлетворить  спрос.

 Делая следующие предположения,  модель оправдывает внедрение  регулятивной политики в сфере  естественных монополий: Первое, регулятор имеет полную информацию  о состоянии рынка (издержках  производства, спросе, и т. д.). Второе, регулятор в состоянии фиксировать  цены или производство монопольного  товара ввиду обладания соответствующими  полномочиями. Таким образом, дабы  скорректировать «провал рынка», регулятор фиксирует цену на  уровне, покрывающем только средние  издержки производства. При этом обеспечивается наибольшее удовлетворение спроса.

 В целом, теоретическое  определение естественной монополии  редко подвергается дебатам со  стороны экономистов. На практике  же, всё обстоит иначе. Даже  в государствах с развитой  рыночной экономикой дебаты по  поводу отнесения той или иной  индустрии к естественным монополиям  продолжаются по сей день. Поэтому  важно понимать, почему данный  вопрос так ревностно дискутируется  как политиками и чиновниками,  так и экономистами-теоретиками.

 Общеизвестно, что рыночная  экономика не одобряет необоснованного  вмешательства в рыночные механизмы.  Однако именно ситуация естественной  монополии является одним из  тех редких исключений, которая  традиционно допускала, а в  некоторых случаях даже оправдывала  вмешательство, будь то через  государственное или независимое  регулирование. Другой ситуацией,  оправдывающей государственное  вмешательство, традиционно считаются  так называемые «общественные  товары» (public goods) – образование,  национальная оборона и безопасность, национальное здравоохранение, охрана  природы, содержание улиц, парков, дорог и т. д.

 

Краткий Обзор Теорий Регулирования

 Итак, мы увидели, что  сферы естественных монополий  оправдывают некоторое вмешательство  в форме регулирования. Какие  факторы объясняют, почему определенные  рынки/отрасли подвергаются экономическому  регулированию, а другие нет?  Кроме того, экономическое регулирование  определяет выигравших и проигравших  – а что определяет, кто выиграет  или проиграет? Ниже приведены  основополагающие характеристики  трёх альтернативных теорий регулирования:

Информация о работе Естественная монополия