Естественная монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие естественной монополии, изучить существующие методы государственного регулирования естественных монополий, изучить проблемы регулирования естественных монополий в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Естественная монополия……………………………………………………….4
1.1 Естественная монополия: определения и критерий оптимальности…...4
1.2 Причины государственного вмешательства……………………………..8
2. Регулирование естественных монополий…………………………………...10
2.1 Ценовое регулирование………………………………………………….10
2.1.1 Ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода…………………………………………………...10
2.1.2 Пиковое ценообразование………………………………………….13
2.1.3 Цены Рамсея…………………………………………………………14
2.2 Стимулирующее регулирование или регулирование верхнего тарифа (дефлятор-X) …………………………………………………………………….16
2.3 Конкуренция за монопольный рынок…………………………………...19
2.4 Государственная собственность…………………………………………21
3. Проблемы регулирования естественных монополий в России…………….24
3.1 Федеральный закон «О естественных монополиях»…………………..24
3.2 Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий………………………………………………………..25
3.3 Естественные монополии как объект государственного регулирования……………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.DOC

— 202.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Естественная монополия……………………………………………………….4

     1.1 Естественная монополия: определения и критерий оптимальности…...4

     1.2 Причины государственного вмешательства……………………………..8

2. Регулирование естественных монополий…………………………………...10

     2.1 Ценовое регулирование………………………………………………….10

          2.1.1 Ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода…………………………………………………...10

          2.1.2 Пиковое ценообразование………………………………………….13

          2.1.3 Цены Рамсея…………………………………………………………14

     2.2 Стимулирующее регулирование или регулирование верхнего тарифа (дефлятор-X) …………………………………………………………………….16

     2.3 Конкуренция за монопольный рынок…………………………………...19

     2.4 Государственная собственность…………………………………………21

3. Проблемы регулирования естественных монополий в России…………….24

     3.1 Федеральный закон «О естественных монополиях»…………………..24

     3.2 Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий………………………………………………………..25

     3.3 Естественные монополии как объект государственного регулирования……………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Во всех странах транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются государственному регулированию. В отношении естественных монополий правительство часто образовывает комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. В России влияние естественных монополистов достигло небывалых размеров. До сих пор не выработано единого подхода в вопросах регулирования этих влиятельных гигантов.

Ясно одно: без всестороннего  анализа возможных решений проблемы с ними не справиться.

Цель работы: рассмотреть понятие естественной монополии,  изучить существующие методы государственного регулирования естественных монополий, изучить проблемы регулирования естественных монополий в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1. Естественная монополия

1.1 Естественная монополия: определения и критерий оптимальности

До начала 70-х годов  господствовал единый подход к естественным монополиям. Ключевым моментом считалось наличие экономии от масштаба производства. Классические определения можно встретить в работах Кана, Схерера. В соответствии с ними естественной монополией считается производство, при котором экономия от масштабов производства столь существенна, что одна единственная фирма может обслуживать рынок с меньшими издержками на единицу продукции, чем две или три фирмы.

Если наблюдается экономия от масштаба производства, то кривая средних издержек является постоянно нисходящей. Источник экономии - постоянные издержки, которые в ряде отраслей (естественно-монопольных) очень большие и должны быть сделаны независимо от того, каков в дальнейшем будет объем выпуска. Например, для производства электроэнергии в любом случае необходимо строительство электростанции, а для осуществления железнодорожных перевозок - транспортных путей. С увеличением объема выпуска постоянные издержки "распространяются" на большее количество товаров и, следовательно, средние издержки снижаются.

В последние годы более  адекватным в литературе принято  считать определение естественной монополии, основанное не на концепции экономии от масштаба производства, а на концепции субаддитивности

издержек. Баумоль, Панзар и Вилих дают такое определение: "Отрасль представляет собой естественную монополию, если при всех уровнях выпуска функция издержек фирмы является субаддитивной".  Субаддитивность издержек означает следующее. Если k фирм в сумме производят выпуск y, то их суммарные издержки по производству всего выпуска всегда будут выше, чем издержки одной единственной фирмы по производству всего выпуска y.

Из простейшего примера  однопродуктовой монополии следует, что существование естественной монополии не обязательно связано с наличием экономии от масштабов производства при всех уровнях выпуска.

 


 

 

Предположим, что у  всех фирм, которые могли бы оказывать те же услуги, одинаковая структура издержек. На рисунке 1 кривая средних издержек, нисходящая до уровня выпуска Y', потом идет вверх. Кривая спроса пересекает кривую средних издержек уже в ее восходящей части. Принимая во внимание расположение кривых, можно сказать, что одна единственная фирма сможет обслужить данный рынок с меньшими средними издержками, чем две фирмы или большее их число. В этом смысле ситуация, описанная выше, является естественно-монопольной, несмотря на то, что экономия от масштаба производства наблюдается лишь до определенного момента.

Концепции экономии от масштабов производства и субаддитивности издержек близки, но не идентичны. Различие между ними становится особо важным, когда речь идет о многопродуктовой фирме. При многопродуктовой ситуации экономия от масштаба совсем не обязательно подразумевает субаддитивность. Этот результат не должен вызывать большого удивления, если принять во внимание возникающие при многопродуктовом производстве эффекты общих издержек, взаимодополняющих издержек,

экономии от совместного  производства и пр. Ясно, что экономия от масштаба производства не может в этом случае обрисовать полную картину.

 

Критерий оптимальности

Важным ориентиром в  теории регулирования является критерий оптимальности. С середины 70-х годов в литературе прочно утвердился критерий, предложенный Виллихом. Социально оптимальным результатом деятельности естественной монополии является результат, который обеспечивает наибольший совокупный излишек (совокупный излишек есть сумма потребительского излишка и прибыли).

В обычных условиях совокупный излишек достигает максимума (а  мертвые потери минимизируются), когда (1) цены находятся на уровне предельных издержек; (2) фирма реализует объем продукции, на который предъявляется спрос при этих ценах; (3) минимизирует издержки. Однако в ситуации естественной монополии равенство цен предельным издержкам будет означать прямые убытки для фирмы. На рисунке 2 эти потери составляют площадь NRFPf.

Если отсутствует возможность субсидирования, то оптимальным результатом для естественной монополии будет равенство цены средним издержкам, так как при любой более низкой цене прибыль будет отрицательной.

 


 

Точки F и S отражают два различных варианта концепции оптимальности. F - так называемое "первое наилучшее решение", которое в большинстве случаев для естественной монополии недоступно. S - "второе наилучшее решение". Усилия регулирующих органов, таким образом, должны быть нацелены на создание механизмов, побуждающих монополию работать в режиме "второго наилучшего решения" или близком к нему.

Естественная монополия  чаще всего производит не один продукт (услугу), а несколько. Либо, производя один товар, реализует его на разных рынках, что по сути равнозначно производству двух товаров. Для однопродуктовой фирмы второе наилучшее решение - это равенство цен средним издержкам. Когда естественная монополия производит два продукта, то к результату с нулевой прибылью могут привести многочисленные комбинации цен этих двух продуктов. Задача теории - показать, какая из всех комбинаций цен, обеспечивающих нулевую прибыль, оптимальна с точки зрения общественного благосостояния.

 

 

 

1.2 Причины государственного вмешательства

В странах с  развитыми рыночными экономиками  современная концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования  считается оправданным в тех  случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и (или) экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике  СССР все цены устанавливались в  плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически  не производилось специальное выделение  отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что  естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Регулирование  естественных монополий

2.1 Ценовое  регулирование

Ценовой контроль позволит контролерам устанавливать цены на уровне, который вызывает аллокативную (извлечение максимум пользы из имеющихся ресурсов) и продуктивную эффективность.

 

2.1.1 Ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода

            


 

Без регулирования Qm на рисунке 3 демонстрирует выпуск монополиста, максимизирующий прибыль и спрос определяет рыночную цену Pm. Монополия получает положительную экономическую прибыль, представленную площадью прямоугольника PmFGH. Максимизация благосостояния общества достигается в P1Q1. Другими словами, регулирующие органы должны установить цену P1 (ценообразование по предельным издержкам), с целью максимизации экономического благосостояния. Однако по цене P1 потребители будут приобретать объем Q1, хотя средние издержки составляют NQ1, что больше чем при цене P3. Это реализуется в суммарной отрицательной экономической прибыли, иллюстрируемой площадью прямоугольника P1P2NM. В долгосрочном периоде фирма-монополист не останется в деле. Если продукт или оказываемая услуга соответствует потребностям, единственным способом сохранения фирмы-монополиста в деле является предоставление субсидий в размере P1P2NM.

Политические проблемы, связанные  с субсидированием, его обеспечением и финансированием и трудностями вычисления спроса и предельных издержек, привели к применению ценообразования по средним издержкам. На рисунке 3 такой ценой является Р2, определяемая пересечением кривой спроса и долгосрочных средних издержек. Выпуск в случае ценообразования по средним издержкам Q2, больше чем выпуск нерегулируемой монополии Qm. Также часть издержек благосостояния, возникающих из-за ограниченного выпуска нерегулируемой монополии, исключаются. Рост выпуска, с Qm до Q2 ведет к прибылям потребителям, которые больше чем дополнительные издержки.

С другой стороны, ценообразование  по средним издержкам трудно считать  единственно приемлемым методом  ценообразования. Вследствие ценообразования  по средним издержкам, когда производится Q2, потери благосостояния имеют место вследствие того, что в этой точке средние издержки (на кривой АС) превышают предельные издержки. Графически, треугольник АМО на рисунке 3 демонстрирует эти важные потери в благосостоянии. Используя политику роста доходов, регулирующие органы фиксируют норму дохода на инвестируемый капитал (бухгалтерские прибыли) полученные монополией (справедливая норма прибыли). Разрешая регулируемым фирмам получать общую сумму, состоящую из ежегодных расходов плюс обоснованная прибыль на капитальные инвестиции, называемые справедливой нормой прибыли, было принято Американскими судами и регулирующие органы устанавливали цены на справедливом и оправданном уровне.

Информация о работе Естественная монополия