Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Содержание
В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов, кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, т.к. две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные службы: было бы дорого и неоправданно строить второй набор водопроводных и канализационных труб в городе.
Чтобы предотвратить злоупотребления со стороны естественных монополий, их деятельность должно контролировать государство. Как правило, им позволяют иметь норму прибыли несколько выше, чем у остальных компаний, но это не всегда оправданно, т.к. монополия гарантирует прибыль. Также естественным монополиям часто позволяют проводить ценовую дискриминацию, для максимизации их прибыли.
В
последней главе
Целью
данной работы является изучение проблемы
естественных монополий, причин их возникновения
и особенностей функционирования, а
также опасности, которую они
представляют для экономики и методов
их регулирования с рассмотрением приложения
теоретических знаний, накопленных экономической
наукой в нашей стране.
Монополия (англ. Monopoly) от греч. monos – один и poleo – продаю.
Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Таким образом, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.
Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его возрастания:
Монополистическую конкуренцию - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.
Олигополию - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Чистую монополию - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.
В зависимости от характера и причин возникновения монополии подразделяют на:
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
Искусственная монополия. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти предприятия преднамеренно изменяют структуру рынка:
Таким
образом, можно выделить две основные
причины возникновения монополий: желание
захватить рынок, с целью диктовать рынку
свою цену и условия, и невозможность выхода
на рынок по причине редкости используемого
ресурса, высокой доли постоянных издержек,
относительно переменных (т.е. необходимость
больших капитальных вложений и растянутый
срок их окупаемости) или специальные
ограничения на данный тип деятельности.
Если в первом случае обществом вводится
специальное антимонопольное законодательство,
то во втором – зачастую требуется специально
защищать естественные монополии от разорения,
датируя их из государственного бюджета.
Естественные монополии. Максимизация прибыли естественной монополии.
Естественная монополия – монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.
Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени).
Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
Осуществить
ценовую дискриминацию первой степени
на практике удается редко. Чаще по
разным ценам монополист продает не каждую
единицу продукции, а определенные ее
партии. Так, теплоэлектроцентраль может
учесть, что минимально необходимое количество
электроэнергии и тепла потребители возьмут
по очень высоким ценам, а если на последующие
порции своей продукции она будет снижать
цены, то общий объем выручки и, возможно,
прибыль возрастут. В этом суть ценовой
дискриминации второй степени.
Рис.1
Увеличение прибыли за счет ценовой дискриминации
При отраслевом спросе, представленном на (рис. 1), и отсутствии ценовой дискриминации сочетание PM,QM обеспечивает максимальную прибыль, равную площади нижнего заштрихованного прямоугольника. Если монополист сможет продать Q1 ед. продукции по цене P1, а оставшуюся партию QM – Q1 по цене PM, то его прибыль возрастет на площадь верхнего заштрихованного прямоугольника.
Рассмотрим,
как следует устанавливать
Прибыль от реализации всей продукции определяется по формуле:
p
= P1(q1)q1 + P2(q1, q2)q2 – TC(q1, q2)
Условия ее максимизации:
(1)
Поскольку dTC/dq1 = dTC/dq2 = dTC/dQ, то условие (1) можно представить в виде:
(2)
Так как P1 и P2 определяются по одной и той же кривой спроса, то dP2/dq1 = dP2/dq2. Учитывая также, что по определению предельной выручки MR = P + qdP/dq, и соответственно qdP/dq = MR – P, то первое условие максимизации прибыли можно записать в следующем виде: MR1 + MR2 – P2 = MC. Тогда из системы уравнений (2) следует MR2 = MR1 + MR2 – P2 MR1 = P2. Таким образом, при разделении всего объема выпуска на две партии с целью их реализации по разным ценам прибыль будет максимальной, если соблюдаются следующие соотношения:
(3)
Из решения системы (3) находятся значения q1 и q2, на основе которых по функции отраслевого спроса определяются цены P1 и P2.
Полученный вывод можно распространить на любое число партий. Общее правило установления цен, максимизирующих прибыль при осуществлении ценовой дискриминации второй степени, таково: предельная выручка от продажи i-той партии должна равняться цене (i + 1)-й партии, а предельная выручка от продажи последней партии – предельным затратам: MR1 = P2; MR2 = P3; ...; MRn= MC.
Ценовую дискриминацию третьей степени можно осуществить тогда, когда отраслевой спрос предстает перед продавцом в виде отдельных групп покупателей (сегментов рынка) с различными функциями спроса. В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.
Общая прибыль от продажи на n сегментах рынка определяется по формуле:
Условием ее максимизации является уравнение:
Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам.