Формирование механизма регулирования в вертикально интегрированных промышленных отраслях естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, диссертация

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретических проблем, а также разработка методических рекомендаций и практических предложений по организационно-экономическому механизму регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях, имеющих коммуникационные инфраструктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 4


Глава 1. Теоретические основы регулирования сфер естественных монополий.

1.1. Диалектическая взаимосвязь монополизма и конкуренции
в системе рыночных отношений……………………………………….. 14
1.2. Сущность естественных монополий, мировой опыт контро-
ля и регулирования их деятельности…………………………………… 24
1.3. Экономические предпосылки и необходимость государст-
венного регулирования сфер промышленных естественных
монополий с сетью коммуникационных инфраструктур в регионе… 41


Глава 2.Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий в промышленных отраслях региона.

2.1. Анализ механизма регулирования субъектов промышленных
естественных монополий, действующих на местных товарных
рынках…………………………………………….………………... 52
2.2. Анализ имущественного и финансового положения субъектов
промышленных естественных монополий….………………………. 61
2.3. Анализ механизма ценообразования и тарифной политики
в сферах естественных монополий, имеющих коммуникационную
инфраструктуру……………………………………………………….... 75


Глава 3. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования субъектов
промышленных естественных монополий на региональном
уровне.

3.1. Основные направления совершенствования государственного
контроля и регулирования деятельности субъектов естественных
монополий в регионе…………………………………………………. 87
3.2. Методические основы определения финансового состояния и
платежеспособности субъектов естественных монополий………… 102
3.3.Основные направления регулирования и методика
контроля ценообразования в отраслях промышленных
естественных монополий……………………………………………… 116


Заключение…………………………………………………………………… 131


Список литературы………………………………………………………… 135

Работа содержит 1 файл

Глава1.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

- классификационная схема действующих в мировой практике систем регулирования естественных монополий;

- теоретико-правовые и организационно-экономические основы   механизма

регулирования субъектов естественных монополий на этапе перехода высокомонополизированной экономики субъекта Российской Федерации к рыночным методам хозяйствования;

- методика исследования производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения субъектов естественных монополий, обеспечивающая необходимые условия для эффективного их регулирования на региональном уровне;

- концепция и методические основы ценообразования в отраслях естественных монополий в условиях формирования региональных рыночных методов хозяйствования.

Практическая значимость  исследования заключается в возможности использования содержащихся в диссертации теоретических положений и практических рекомендаций:

-  при разработке государственной политики и стратегии регулирования товарных рынков естественных монополий,  функционирующих на региональном уровне;

- в практике деятельности региональных и местных органов власти и управления, а также антимонопольных органов, хозяйствующих субъектов с целью сведения к минимуму экономических потерь и социальных конфликтов, связанных с адаптацией к рыночным условиям за счет обеспечения баланса интересов производителей и потребителей в сферах естественных монополий;

- в практической работе местных органов власти на уровне административно-территориальных образований региона при отработке новых схем управления процессами социально-экономического характера с учетом финансового положения хозяйствующих субъектов и состояния конкретной сферы рынка товаров.

Использование предложений и разработок позволит:            

- создать нормативную базу регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального уровня;

- создать организационно-экономическую и правовую базу, механизмы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, разграничив компетенцию между федеральными и региональными органами регулирования;

- придать  организованный характер товарным рынкам в сферах деятельности естественных монополий за счет совершенствования правовой регламентации и включения механизма регулирования взаимоотношений всех участников данных товарных рынков;

- усовершенствовать системы регулирования в сферах деятельности естественных монополий, в том числе ценовую, финансово-инвестиционную, хозяйственную;

- осуществить на основе классификации видов деятельности  дерегулирование тех сфер деятельности, которые не относятся к естественным монополиям, с последующим развитием в них конкурентной среды;

-  осуществить поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при обеспечении социальной защиты;

-  достигнуть в конечном итоге баланса интересов производителей и потребителей продукции субъектов естественных монополий.

Апробация и реализация результатов исследования, доведенных автором до конкретных выводов и рекомендаций, нашли свое отражение при разработке предложений по комплексному прогнозированию социально-экономического и научно-технического развития Орловской области в период формирования рыночных отношений. Приведенные в диссертации методика исследования производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, их финансового состояния и платежеспособности, а также порядок ценообразования на их товары (услуги) нашли применение в практической работе территориальных управлений Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (далее – ГАК России (ныне – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства)), органах местного самоуправления.

По результатам диссертационного исследования автором были сделаны доклады на семинаре по конкурентной политике в Объединенном Венском институте (Австрия, г. Вена, февраль 1997г.), на II Международной конференции «Конкурентная политика в условиях переходной экономики» (г. Москва, февраль 1997 г.), на Международной научной конференции «Центральная Россия на рубеже ХХI века»    (г.Орел,  июль  1995 г.), научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Орловского государственного технического университета (Орел, 1995-1998 г.г.).

Результаты исследования нашли также отражение в учебном пособии «О реформировании хозяйствующих субъектов в рамках процедур банкротства», которое используется для подготовки антикризисных управляющих.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 14 публикациях общим объемом 5,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация объемом 150 страниц основного текста состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 152  наименований, 7 приложений. В основном тексте диссертации имеются 14 таблиц и 13 рисунков.

 

 

 

 

Глава 1.   Теоретические основы регулирования сфер естественных монополий.

 

 

1.1 Диалектическая взаимосвязь монополизма и конкуренции в системе рыночных отношений.

 

 

Экономическая реформа России, в основу которой положен переход от командно-административной системы управления к рыночному методу хозяйствования, в корне изменила или нарушила прежние хозяйственные связи и каналы распределения финансовых, сырьевых и трудовых ресурсов. Система управления предприятиями естественных монополий и прежде всего функционирующих в сети промышленных инфраструктур осталась до настоящего времени по существу на дореформенном уровне. Во многом такое положение, сложившееся в отраслях естественных монополий, вызвано прежде всего отсутствием в нашей стране практического опыта и профессиональных навыков регулирования их деятельности,  а также соответствующих научных разработок, позволяющих теоретически обосновывать процессы регулирования в этих важнейших секторах экономики.

Естественная монополия – многоуровневая экономическая категория, рассмотрение которой возможно в различных аспектах: философских,  политэкономических, экономических, социологических, политических, технологических, исторических, правовых, демографических и т.п. Не последнюю роль в сохранении консерватизма в управлении естественными монополиями играет недостаточное освещение в отечественной научной литературе такой проблемы, как разумное соотношение монополизма и конкуренции в системе рыночных отношений.

К сфере естественных монополий относятся субъекты отраслей, в которых средние валовые издержки минимальны в связи со значительной экономией на масштабах производства, так как один хозяйствующий субъект обслуживает, как правило, весь рынок товаров целиком. К субъектам естественных монополий также следует отнести хозяйствующие субъекты, владеющие уникальными естественными ресурсами. Экономическая теория относит к сферам естественных монополий так называемые предприятия общественного пользования: электро-, водо-, газоснабжения, телефонной службы и т.п.

Действующее  российское законодательство 73 относит к сфере естественных монополий виды деятельности, приведенные в таблице 1 (стр.2 приложения). Сферы хозяйственного комплекса, относимые наукой и действующим законодательством к естественным монополиям, в их соподчиненности с видами экономической деятельности в соответствии с действующими классификаторами ОКОНХ, ОКДП 85, 86, 87, 88, представлены в  той же таблице. Проведенная систематизация видов экономической деятельности указывает на объективную необходимость не только научно обоснованного отнесения отдельных видов деятельности к сферам регулируемых естественных монополий, но также на необходимость разграничения сфер и видов деятельности по уровням регулирования, осуществления реструктуризации и т.д.

Анализ сопряжения определенных действующим законодательством сфер экономической деятельности субъектов естественных монополий с группировками существующих классификаторов показывает, что наиболее типичными являются вертикально интегрированные отрасли естественных монополий, имеющие коммуникационную инфраструктуру, предназначенную для продвижения товара к потребителю. В условиях региона к таким сферам деятельности в первую очередь следует отнести промышленные отрасли: электро- и теплоэнергетику, имеющие все вышеуказанные признаки.

Рассмотрение субъектного состава этих отраслей как объекта исследования в настоящей работе целесообразно по следующим обстоятельствам:

-                     во-первых, эти сферы обеспечивают жизнедеятельность всего общественно-экономического организма;

-                     во-вторых, они являются отраслями, определяющими формирование экономики всех остальных отраслей;

-                     в-третьих, данные отрасли являются наиболее сложными и наукоемкими организационно-экономическими системами;

-                     в-четвертых, отсутствие достаточной правовой регламентации взаимоотношений между участниками товарных рынков в сферах деятельности естественных монополий делает их неадекватными по отношению к изменившимся экономическим условиям.

Таким образом, субъектом промышленной естественной монополии, применительно к региональной экономике, является юридическое лицо, непосредственно занятое производством и реализацией товаров с использованием присущей ему коммуникационной инфраструктуры в условиях естественной монополии в географических границах локального товарного рынка.

Как показывает практика последних лет, сложность перехода нашей страны от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике обуславливается прежде всего тем, что до недавнего времени у нас отсутствовали практически все элементы, необходимые для функционирования рыночного механизма. Отсутствовало так называемое «рыночное полотно экономики».

При всем известном в мировой практике многообразии опосредуемых рынком связей и зависимостей, без которых невозможны полноценные экономические отношения, в хозяйственном механизме социалистического общества, как правило, предпочтение отдавалось планово-командным методам управления из единого центра. В основе построения такого метода управления народнохозяйственным комплексом лежала идея сознательного регулирования государством стихии рынка путем «втискивания» реалий хозяйственной жизни в рамки плановых показателей и приказов сверху. Этому способствовала всеохватывающая монополизация производства, при которой хозяйствующие субъекты - монополисты действовали в условиях полного отсутствия как реальных, так и потенциальных конкурентов.

Парадоксальность сложившейся в нашей стране в последнее десятилетие ситуации заключается в том, что взятый стратегический курс на демонтаж командно - административной системы управления путем практически неуправляемого расчленения общественного народнохозяйственного комплекса до сих пор осуществляется без должных теоретических разработок ряда вопросов, касающихся особенностей перехода к рыночным методам хозяйствования в условиях сверхмонополизированной экономики. Отсутствие форм, методов и степени влияния взаимосвязи монополизма и конкуренции на создание новой экономической среды в российских условиях послужило причиной формирования в нашей стране хозяйственного механизма, не отвечающего основным требованиям современной рыночной экономики.

Российскими реформаторами был проигнорирован тот факт, что естественный ход развития рыночной экономики базируется на действии двух противоположных тенденций общественного воспроизводства - центробежной и центростремительной. Центростремительная тенденция включает в себя различные процессы, имеющие лишь интеграционный характер, в то время как в основе действия центробежной тенденции лежит как стремление  хозяйствующих субъектов к монополизму, так и их взаимная конкуренция.

Взаимосвязь конкуренции, предполагающей разъединение субъектов экономики с процессами, имеющими интеграционные последствия (монополизм) и потому носящими антиконкурентный характер, отражает действие диалектически связанных  и одновременно противоположных тенденций развития рыночной экономики. Характер указанной взаимосвязи, ограничивающий возможности как конкуренции, так и  монополизации экономики, свидетельствует о том, что эти ограничения должны быть восполнены развитием другой (противоположной) интегративной тенденции, являющейся, в свою очередь, носителем новых свойств, не присущих конкуренции. К числу таких свойств, например, можно отнести систему маркетинга, которая, возникнув в результате развития методов неценовой конкуренции, стала действенным механизмом интеграции субъектов экономики, базирующейся, по мнению Ф. Котлера [44] на общности интересов товаропроизводителей и потребителей.

В сформированной системе  рыночной экономики, как показывает мировой опыт, наряду с имеющим место антагонизмом между конкуренцией и монополией, последняя может существовать только потому, что она постоянно находится в состоянии конкурентной борьбы. При этом конкуренция, в свою очередь, будучи антиподом монополии и представляя собой наиболее эффективно действующий механизм соперничества субъектов рынка, во всех случаях формирования рынка находится под мощным влиянием монопольных сил.

Информация о работе Формирование механизма регулирования в вертикально интегрированных промышленных отраслях естественных монополий