Формирование механизма регулирования в вертикально интегрированных промышленных отраслях естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, диссертация

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретических проблем, а также разработка методических рекомендаций и практических предложений по организационно-экономическому механизму регулирования естественных монополий, функционирующих в промышленных отраслях, имеющих коммуникационные инфраструктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 4


Глава 1. Теоретические основы регулирования сфер естественных монополий.

1.1. Диалектическая взаимосвязь монополизма и конкуренции
в системе рыночных отношений……………………………………….. 14
1.2. Сущность естественных монополий, мировой опыт контро-
ля и регулирования их деятельности…………………………………… 24
1.3. Экономические предпосылки и необходимость государст-
венного регулирования сфер промышленных естественных
монополий с сетью коммуникационных инфраструктур в регионе… 41


Глава 2.Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий в промышленных отраслях региона.

2.1. Анализ механизма регулирования субъектов промышленных
естественных монополий, действующих на местных товарных
рынках…………………………………………….………………... 52
2.2. Анализ имущественного и финансового положения субъектов
промышленных естественных монополий….………………………. 61
2.3. Анализ механизма ценообразования и тарифной политики
в сферах естественных монополий, имеющих коммуникационную
инфраструктуру……………………………………………………….... 75


Глава 3. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования субъектов
промышленных естественных монополий на региональном
уровне.

3.1. Основные направления совершенствования государственного
контроля и регулирования деятельности субъектов естественных
монополий в регионе…………………………………………………. 87
3.2. Методические основы определения финансового состояния и
платежеспособности субъектов естественных монополий………… 102
3.3.Основные направления регулирования и методика
контроля ценообразования в отраслях промышленных
естественных монополий……………………………………………… 116


Заключение…………………………………………………………………… 131


Список литературы………………………………………………………… 135

Работа содержит 1 файл

Глава1.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

              Например, как и хозяйствующие субъекты, приведенные в таблице 2, предприятие «Теплосеть» в географических локальных границах занимает доминирующее положение по услугам теплоснабжения и злоупотребляет им, нарушая антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях. Это предприятие, вступив в сговор с другим производителем тепла, действующим в том же населенном пункте, и местной администрацией устанавливали завышенные тарифы для промышленных потребителей. Только за полгода сумма завышения тарифов на тепловую энергию составила 1,3 млрд. неденоминированных рублей. Все действия хозяйствующего субъекта и местной администрации по повышению тарифов осуществлялись с нарушением норм Федеральных Законов [70, 72, 74]. Незаконные действия предприятия “Теплосеть” и местной администрации были пресечены антимонопольным органом в установленном порядке. Однако этого могло не произойти, если бы в регионе была создана и действовала система регулирования местных естественных монополий.

  Одним из перспективных направлений по созданию конкурентной среды, а, следовательно, и ослаблению рыночной силы указанных выше субъектов естественных монополий, десятилетиями функционирующих в определенных географических границах рынка услуг по теплоснабжению, по праву можно считать внедрение в практику децентрализованных источников теплоснабжения с применением оборудования и технологии производства тепла, разработанных фирмами «Юнкерс», «Де Дитрих» и другими, а также некоторыми отечественными производителями. В отличие от тех неудобств, которые постоянно испытывают на себе потребители теплоэнергии по причине частых аварий на тепловых сетях и неудовлетворительной работы котельных (ведомственных и ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго») и особенно Орловской ТЭЦ АО «Орелэнерго», вышеуказанные локальные источники теплоснабжения позволяют в любое время года и суток по заданной программе поддерживать комфортное отопление и горячее водоснабжение не только в жилых помещениях, но и в зданиях другого назначения (административных, соцкультбыта и др.). Кроме того, как показывает анализ работы таких котельных в г. Орле, децентрализованное теплоснабжение позволяет значительно снизить теплопотери (все тепловые сети расположены внутри здания) и, что  не менее важно для нынешних условий, - существенно уменьшить издержки на производство теплоносителя. Если, к примеру, стоимость отопления одного 5-ти этажного 7-подъездного дома, подключенного к теплосетям АО «Орелэнерго» по расчетам ЖРЭО г. Орла в октябре  и ноябре месяце  прошлого  года соответственно составила 14791  и

 



51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема снабжения теплоэнергией, отпущенной АО «Орелэнерго»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Схема снабжения теплоэнергией, отпущенной котельными



51

 

 



51

 

21031 тыс. рублей, то от индивидуальной котельной эти затраты в указанные месяцы не превысили 7760 и 8397 тыс. рублей. С положительной стороны зарекомендовали себя такие котельные и с точки зрения надежности и безопасности их работы. Наличие в составе их оборудования соответствующих приборов безопасности, а также вывод аварийных сигналов на диспетчерские пульты управления практически исключают перерывы в подаче потребителям теплоносителя и горячей воды.

Вместе с тем децентрализованное теплоснабжение потребителей с использованием оборудования и технологии, разработанных иностранными фирмами, вряд ли в ближайшее время создаст серьезную конкуренцию на рынке теплоэнергии традиционным субъектам естественных монополий, функционирующих в этой сфере деятельности.  Потребуется не одно десятилетие для того, чтобы индивидуальные котельные по-настоящему заявили о себе на рынке услуг и «невидимая рука рынка» заставила бы ныне действующих монополистов по теплоснабжению ориентироваться не только на выгоду от своей деятельности, но и на интересы потребителей всех категорий. Отсутствие продукции, сходной по потребительским свойствам тепловой и электрической энергии, производимой в условиях естественной монополии (таблица 2), не позволяет рассчитывать на достижение баланса интересов его участников без регулирующих институтов на этих товарных рынках.  Практика хозяйствования в промышленно-развитых странах доказала, что рынок в этом случае не способен все автоматически расставить по своим местам и что отрасли производственной инфраструктуры не способны успешно функционировать без вмешательства в их деятельность со стороны государства.

Необходимость вмешательства государства в деятельность субъектов отечественных естественных монополий, функционирующих в сети промышленных инфраструктур, во многом объясняется и тем, что  в ходе последних преобразований в российской экономике в этих отраслях по-прежнему доминирует государственная форма собственности. Их  функционирование зависит от государственного субсидирования текущих операций и получения инвестиций из местного бюджета на модернизацию и обновление основных фондов. Так как в сложившейся экономической ситуации, когда рыночный механизм не в состоянии в короткие сроки сформировать в инфраструктурных секторах экономики конкурентную среду путем вхождения на рынок промышленных услуг хозяйствующих субъектов со значительно меньшими масштабами производства, освобождение производителей тепло- и электроэнергии от жесткого надзора со стороны государства приведет к еще большему усугублению положения их клиентов. При государственном воздействии на субъекты естественных монополий, имеющие потенциальную возможность использовать свои производственные мощности для выпуска побочной нерегулируемой продукции, решается и такая важная проблема, как предотвращение отнесения производителем части затрат с продукции, обслуживаемой рыночными силами и коммерческими интересами, на регулируемую продукцию. Правда, в результате такого «перекрестного субсидирования» иногда имеют место случаи, когда за счет благоприятных конкурентных условий на рынке нерегулируемой продукции у субъекта естественной монополии появляются дополнительные финансовые средства на улучшение качества регулируемой продукции, однако чаще всего такая политика монополиста все же значительно ущемляет интересы основных его клиентов [57, 149] и в первую очередь малообеспеченные слои населения.

В подавляющем большинстве случаев предприятия сфер естественных монополий всячески стремятся повысить тарифы на продукцию регулируемой сферы деятельности, чтобы получить максимальную прибыль в условиях постоянного спроса на эти товары и услуги.

Все это негативно влияет на реформирование плановой экономики в рыночную и является симптомом того, что субъекты естественных монополий, действующие в сети промышленных инфраструктур, должны быть подвергнуты регулированию со стороны исполнительной власти.



51

 

 



Информация о работе Формирование механизма регулирования в вертикально интегрированных промышленных отраслях естественных монополий