Естественная монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, влияния естественных монополий на экономику, форм и последствий.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
рассмотреть общие понятия монополий, сущность и их поведение на рынке;
проследить взаимоотношения государства и естественных монополий;
рассмотреть деятельность естественных монополий на примере МУП «Водоконал»;
изучить влияние естественных монополий на экономику России.

Содержание

Ведение.
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие и сущность естественных монополий
Государство и естественные монополии
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОКОНАЛ» Г. УРЮПИНСКА
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Доход монополии и установление монопольной цены
Максимизация прибыли и монопольная прибыль
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая монополия естеств.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

ВЕДЕНИЕ

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые  экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно  относиться по-разному, общество борется  с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое  зло или считать  только их основой  экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в  какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Тема естественных монополий является одной из самых  актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно  выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, влияния естественных монополий на экономику, форм и последствий.

 Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:

  • рассмотреть общие понятия монополий, сущность и их  поведение на рынке;
  • проследить взаимоотношения государства и естественных монополий;
  • рассмотреть деятельность естественных монополий на примере МУП «Водоконал»;
  • изучить влияние естественных монополий на экономику России.

Объектом исследования является деятельность предприятия МУП «Водоконал».

Предмет исследования – деятельность естественных монополий в экономике России.

В данной работе будут рассматриваться последствия установления власти фирмы над рынком. Вы увидите, что власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издержек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монополией, превышает ее предельные издержки.

Работа состоит  из введения, трех глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

 

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Понятие и сущность естественных монополий

 

Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п. [14, с.85].

Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется  значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого [12, с.36].

В некоторых  отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. [14, с.87] В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа [5, с.29].

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

Первый относится  к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.

Третий по счету  компонент - главный по значимости с  точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам [7, с.63].

Естественно, что  предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством [9, с.71].

 

         1.2  Государство и  естественные монополии

 

В разных  странах  перечень естественных монополий и  интенсивность государственного вмешательства  в  их  деятельность  неодинаковы. Но, как правило, это  отрасли, связанные  с добычей или переработкой энергетического  сырья, предоставлением  транспортных  или  иных  коммунальных  услуг. Формы  государственного  участия  в управлении  деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных  отраслей  или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь  отдельных аспектов  деятельности  частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития) [14, с.102].

В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных  масштабов. Здесь  активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное  регулирование  применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение,  также  различные отрасли  связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в  пределах  одного  и  того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества было  бы чрезмерно  расточительным, то государство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по  ограничению здесь  конкуренции. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания  потребителей. В обмен на  ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного  пользования, последние  были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся  к  ним за услугами [10, с.48].

 Государственное  воздействие на  экономику этих  отраслей проявлялось прежде  всего в их регулировании в  области  финансов, заработной  платы, цен,  также качества  продукции и предоставляемых  услуг.  Кроме того, количество  кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или  федеральной власти  путем выдачи  на них специальных разрешений- сертификатов. Цель такого регулирования- обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам [12, с.70].

Надо  учитывать, что регулирование такого типа  осуществляется в интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию этих  отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии  и природного  газа, возложены н специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера  регулирования Федеральной энергетической комиссии- это межштатная торговля электроэнергией  и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста  межштатных операций функции контроля над тарифами все  больше  переходили  от комиссий  штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования  преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств  и сбыт  продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым  для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей  общественного  пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такое регулирование осуществлялось, как  правило, путем установления  верхнего  предела  цены, который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции [8, с.96].

 Основным  принципом построения такой цены  является  возмещение  издержек  плюс "разумная" прибыль. Под  "разумной" прибылью понимается  такая норма прибыли, которая  выше процента, получаемого по  правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной  торговле  прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на  основной капитал, иногда  чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала  (за вычетом амортизационных отчислений) [17, с.11].

Информация о работе Естественная монополия