Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………
W
Стимулирующая фискальная политика в кейнсианской концепции.
Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N1.
Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части. Речь идет о так называемой дискреционной политике и политике встроенных стабилизаторов.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Регулирование налогообложения и государственных расходов различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги). Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lag - запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны. Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг решения), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения). Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т. е. приведут к проциклическим последствиям
Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению государства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства.
Выделяют два вида дискреционной политики:
- сдерживающая.
- стимулирующая.
Сдерживающая политика проводится в условиях быстрого роста экономики. Для того чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. При этом следует быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродится в стагфляцию. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения – налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). [5, с. 11-16]
Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный (автоматический) стабилизатор – это эффективное средство воздействия на процессы национального воспроизводства, способствующее сглаживанию волн промышленного цикла и их приближению к линии тренда экономического развития, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства. Однако они не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано позаботиться правительство страны.
Такими автоматическими стабилизаторами являются:
1. система автоматических изменений в налоговых отчислениях, сущность которой состоит в том, что государством разрабатывается шкала ставок налоговых отчислений в зависимости от величины получаемого дохода или заработной платы. Если доходы возрастают, увеличивается сумма отчислений в виде налога, но в случае их сокращения ограничивается и размер налоговых поступлений.
Поскольку рост налогов вызывает снижение совокупного спроса, государство должно следить за тем, чтобы налоги не превышали допустимый предел. Эту функцию и выполняет прогрессивная налоговая система, являясь «встроенным стабилизатором». При росте валового национального дохода растут доходы, но при этом по прогрессивной налоговой системе растет и величина налогов.
2. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует также отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т. е. здесь практически отсутствует временной лаг. [7, 176-177]
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг. Он может быть выражен формулой:
Кмл = ΔВНП / ΔJ,
где Кмл - коэффициент мультипликатора государственных расходов; ΔВНП – приращение валового национального продукта; ΔJ – приращение государственных расходов.
Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз общий прирост ВНП превосходит прирост государственных расходов.
Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов практически равен мультипликатору инвестиций. С точки зрения экономической теории такая зависимость закономерна, поскольку государственные расходы создают дополнительный спрос на товарную массу.
Таким образом, повышение государственных расходов на определенную величину вызывает изменение национального дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что в свою очередь вызывает рост объема и результатов национально производства.
ГЛАВА3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств. Основное звено этой системы – госбюджет.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.
Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей страны. В некоторых странах (Республика Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель).[7, 172]
Контрольная функция бюджета заключается в проведении контролирующих мер за процессом использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы. В некоторых государствах эту функцию выполняет казначейство. С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.
Бюджет имеет свою структуру, основными составляющими которой служат расход и доход государства. Расходная часть бюджета подразделяется на расходы: на содержание государственного аппарата, оборону, социально-экономические цели, стимулирование внешнеэкономической деятельности и т.п. Доходная часть бюджета формируется за счет прямых и косвенных налогов.
Основной источник формирования государственного бюджета – налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
фискальную (является основной, используя ее, государство формирует денежные фонды)
экономическую (которая предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг.).
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Как свидетельствует мировой опыт, налоговая система в современных условиях должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т.п. В то же время она не должна способствовать развитию таких негативных явлений в экономике, как монополизм, рост издержек непосредственного производства, спекулятивная активность и т.д.