Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:16, реферат
Тема курсовой работы: «Фискальная политика и ее механизмы. Особенности фискальной политики РБ.».
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.
В течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.
Реферат
Курсовая
работа: 26 страниц, 6 рисунков, 13 источников.
ФИСКАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА, ДИСКРЕЦИОННАЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА, СДЕРЖИВАЮЩАЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ
ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ,
ИНФЛЯЦИЯ, НАЛОГИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ,
МУЛЬТИПЛИКАТОР, ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР.
Объект исследования – фискальная политика.
Предмет исследования – фискальная политика Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть сущность фискальной политики, в частности ее особенности в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей.
Исследования и разработки:
1.
Дано понятие фискальной
2. Рассмотрены основные механизмы фискальной политики – механизмы дискреционной политики и недискреционной (автоматической) политики;
3.
Рассмотрены особенности фискальной политики
Республики Беларусь, ее недостатки и
направления реформирования.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
____________
Тема курсовой работы: «Фискальная политика и ее механизмы. Особенности фискальной политики РБ.».
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.
В течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. После разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Цель работы – рассмотреть сущность фискальной политики, в частности ее особенности в Республике Беларусь.
Перед нами поставлены следующие задачи :
- изучить понятие «фискальная политика»;
- рассмотреть виды, механизмы и инструменты фискальной политики;
- рассмотреть особенности фискальной политики Республики Беларусь.
Для написания работы использовались научные публикации по данной проблеме, статистические материалы и интернет-источники.
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения [9, c. 223].
Основными целями фискальной политики выступают:
- сглаживание негативов экономического цикла и антикризисные действия;
- достижение высокой занятости;
- снижение темпов инфляции;
- стимулирование экономического роста.
Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии, с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
В зависимости от стоящей перед ним цели государство проводит стимулирующую или сдерживающую фискальную политику. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или осуществлять и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном — снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е гг. XX в. в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер [13, c. 88]. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой — на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности.
Чтобы
разделить эти причины и иметь возможность
оценить правильность принимаемых мер,
используют бюджет полной занятости. Он
показывает, какими были бы дефицит или
излишек государственного бюджета, если
бы экономика функционировала в условиях
полной занятости. Рассмотрим бюджетные
дефициты и излишки
Рисунок
1 – Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет
полной занятости [9,
c. 235, рис. 6.10]
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска QE. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) — Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Tостаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек MN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.
Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости является результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой — сокращение совокупного спроса.
Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.
Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.
Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.