Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;
исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;
выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;
проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;
выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

Введение

Социально - экономическое развитие  страны во многом зависит от государственной фискальной политики. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налогово-бюджетных инструментов в процессе регулирования социально-экономических пропорций территориального и отраслевого развития. Значимость государственных расходов и налогов в обеспечении макроэкономической стабильности обусловлена возможностью сознательно и целенаправленно определять их воздействие на экономические процессы. В настоящее время экономика Казахстана демонстрирует высокие темпы роста. Тем не менее, вызывают беспокойство качество и устойчивость этого роста, обусловленного в первые годы эффектом девальвации национальной валюты и интенсивным импортозамещением, а в последние главным образом благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых товаров. В этой связи стали актуальными проблема конкурентоспособности экономики страны, выявление факторов, формирующих конкурентные преимущества, и здесь усиливается значение фискальной политики. В частности, необходимо создание благоприятного налогового климата для производственной и предпринимательской деятельности, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслей и направлений движения капитала. Вызывает беспокойство и бюджетная зависимость от сырьевого экспорта. Как известно, в условиях нестабильности внешней конъюнктуры становятся нестабильными доходы бюджета, что требует частого пересмотра либо величины государственных расходов, либо налоговых ставок, либо размеров заимствований. Колебания экспортных цен на сырьевые товары сказываются и на финансовом состоянии частного сектора, что в условиях неразвитости финансового системы приводит к колебаниям потребительского и инвестиционного спроса и темпов роста экономики. В связи с этим очевидна необходимость снижения зависимости бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров, что предполагает наличие продуманного налогово-бюджетного регулирования в стране. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области налогово-бюджетного регулирования. Анализ фискальной политики государства необходим для оценки эффективности налогово-бюджетной системы в стране.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;
  • исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;
  • выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;
  • проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;
  • выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.

Объектом исследования являются фискальная политика, ее основные составляющие. Предметом исследования является совокупность налогово-бюджетных  отношений, подвергающихся регулированию  посредством различных методов  и инструментов.

Актуальность рассматриваемой  проблемы определили выбор темы, поставленная цель и задачи определили логику и  структуру курсовой работы, которая  состоит из введения, заключения, четырех  глав, списка использованной литературы и приложения. Основной текст работы изложен на 35 страницах (без списка использованной литературы и приложений). Курсовая работа содержит 11 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Дискреционная фискальная политика» раскрываются основные теоретические положения в области дискреционной фискальной политики, рассмотрены основные инструменты дискреционной фискальной политики, их структура и роль в социально-экономическом развитии общества.

Во второй главе «Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы»  раскрываются теоретические положения в области недискреционной фискальной политике, рассматривается воздействие встроенных стабилизаторов на экономику страны.

В третьей главе «Проблемы, недостатки, сложности фискальной политики» рассматриваются вопросы, связанные с проблемами, недостатками и сложностями фискальной политики. В четвертой главе «Фискальная политика Казахстана» исследованы основные тенденции и проблемы развития межбюджетных отношений в Республике Казахстан. 

В заключении формулируются  основные выводы в соответствии с  поставленной целью и задачами.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы ученых-экономистов, посвященные проблемам налогово-бюджетного регулирования, межбюджетных отношений. Таких как Дж. Кейнс, Э. Хансен, А. Лаффер, Э.Аткинсона, П. Самуэльсона, О.Врублевская, А. Илларионов, Мельников В.Д., Худяков А.И., Ермекбаева Б.Ж., Мустафина А.К и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Дискреционная фискальная политика.

 

    1.  Дискреционная фискальная полтика 

Современная фискальная политика определяет основные направления  использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и  главные источники пополнения казны. Фискальная политика – это воздействие государства на экономические процессы  и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере  налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения  

Фискальная политика как способ  финансового регулирования  экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Под дискреционной политикой понимают сознательное  манипулирование правительством  государственными  расходами  и  налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Ее  еще  называют активной фискальной  политикой. Она может  осуществляться  с  помощью  как прямых,  так  и  косвенных  инструментов.   К   первым   относят   изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым  – изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Регулирование налогообложения  и бюджетных расходов  различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада  производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что  способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).

Проведение дискреционной  фискальной политики может оказаться  эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВНП правительство должно учитывать:

1) действие 3х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;

2)  действие кривой Лаффера.

 

 

1.2 Правительственные закупки и равновесный внутренний национальный продукт

Рассмотрим механизм  дискреционной  фискальной  политики. Для того чтобы сделать потенциально сложные рассуждения максимально понятными введем следующие упрощающие предпосылки: 

  1. государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на  инвестиции; 
  2. чистый  экспорт равен нулю;
  3. уровень  цен  постоянен;
  4. первоначально  в  экономике  не существует  налогов; 
  5. фискальная  политика  оказывает   воздействие   на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.

Эти предпосылки позволят нам получить систематизированное представление о том, как изменения правительственных расходов и налогов влияют на экономику. Проанализируем влияние изменения  государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.

Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. долл., вне зависимости от того, какова величина ВНП (Приложение1,таб.2). Добавив правительственные закупки к частным расходам (С+In+Xn), получаем более высокий уровень совокупных расходов. Совокупные расходы и национальный продукт равны при более высоком уровне ВНП. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, вызовет перемещение графика совокупных расходов и приведет к росту величины равновесного ВНП. Следует отметить, что правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора.


Мультипликатор государственных расходов Мg показывает  изменение  выпуска продукции, дохода в результате изменения  расходов  государства.  Его  можно рассчитать по формуле:


 

 

 

Мультипликатор государственных  расходов  равен  мультипликатору  инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный  эффект.  Рост государственных закупок создает дополнительный  спрос, который вызывает первичное приращение дохода, равное  росту государственных  расходов.   Изменение государственных расходов приводит в движение  такой же процесс мультипликации национального  дохода,  как  и  изменение  частных инвестиций. Поэтому  мультипликатор  государственных  расходов равен:


 

 

Увеличение правительственных расходов финансируется не за счет роста налоговых поступлений. Рост налогов ведет к снижению величины равновесного ВНП. Поэтому, чтобы возникло стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

В терминах подхода потоков утечек – инъекций правительственные закупки, представляют собой вливание расходов. В результате утечки сбережений и импорта происходит падение потребления внутреннего продукта ниже объема внутреннего дохода после уплаты налогов, создавая потенциальный разрыв в расходах. Этот разрыв может быть покрыт инъекциями инвестиций, экспорта или правительственных закупок. Уровень равновесного национального продукта устанавливается при S+M=In+X+G (Приложение1, таб.2). Правительственные закупки (G) суммируются с уровнем частных расходов (С+In+Xn). В результате величина совокупных расходов возрастает до (С+In+Xn+G) (Приложение2, рис.1а).

Уровень равновесного ВНП после включения в анализ величины G определяется в точке пересечения графиков (S+M) и (In+Xn+G). Сокращение величины государственных расходов (G) вызовет смещение вниз графика совокупных расходов и графика (In+X+G) (Приложение 2, рис1). Но в любом случае результатом является краткое сокращение равновесного ВНП.

1.3 Налогообложение и равновесный внутренний национальный продукт 

 

Инструментом дискреционной  фискальной политики являются изменения  в налогообложении. Рассмотрим, как  повлияет на  объем  национального  продукта введение аккордного (паушального) налога, который, по определению, представляет собой налог постоянной величины, или более точно, налог, который даст одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине чистого национального продукта.

Допустим, что величина этого налога составляет 20 млрд. долл., так что правительство получает 20 млрд. долл. налоговых поступлений при каждой и любой величине чистого национального продукта. Рассмотрим воздействие роста государственных налоговых сборов с нуля до 20 млрд. долл. при каждой величине чистого национального продукта. По данным таблицы (Приложение3, таб.3) видно, что величина располагаемого дохода отличается от чистого национального продукта на величину налогов. Доход после уплаты налогов (DI) сократился на 20 млрд. долл. – на величину налогов – для каждого уровня ВНП. Так как DI  состоит из потребительских расходов и сбережений, то снижение располагаемого дохода вызовет снижение потребления и сбережения. Мультипликаторы личного потребления и личного сбережения (МРС и MPS) показывают каким будет это снижение.  МРС показывает, какая часть падения дохода после уплаты налогов (DI) произойдет за счет потребления, а MPS показывает, какая часть падения DI будет приходиться на падение сбережений. Считая, что МРС равен ¾ и MPS – ¼ , можно сделать вывод: если правительство собирает 20 млрд. дол. налогов при любом размере ВНП, то размер ожидаемого потребления будет при каждом значении ВНП сокращаться на 15 млрд.долл., а размер сбережений при каждом ВНП будет сокращаться на 5 млрд.долл.

Таким образом, налогообложение  вызывает сокращение дохода после уплаты налогов относительно ВНП на ее величину налогов. Это сокращение DI, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ВНП. Размер сокращения С и S определяется величиной МРС и MPS. Для определения величины сокращения потребления нужно умножить сумму увеличения налогов на МРС. Умножение суммы роста налогов на MPS даст величину снижения сбережений.

Альтернативный подход, базирующийся на принципе анализа потоков утечек - инъекций, подтверждает эти выводы. Условия равновесия в соответствии с анализом потоков утечки – инъекции выглядят следующим образом. Сбережения после уплаты налогов плюс импорт плюс налоги равны планируемым инвестициям плюс государственные закупки: Sa+M+T=In+X+G.

Увеличение налогов  выглядит как смещение графика совокупных расходов (Ca+In+Xn+G) вниз (Приложение4, рис.2). Такое смещение совокупных расходов является результатом только снижения потребительского компонента графика совокупных расходов. Таким образом, рост налогов вызовет смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и сокращение величины равновесного чистого национального продукта.

Информация о работе Фискальная политика