Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2006 года.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

При этом налоговые доходы уменьшились с 35,9% ВВП в первом квартале 2006 года до 35,7% ВВП в первом квартале 2007 года. В сравниваемых периодах выросли акцизы - с 2,3% до 3,7% ВВП, доходы государственных целевых бюджетных фондов – с 6,3% до 8% ВВП, подоходный налог – на 0,3 п.п., налог на прибыль – на 0,2 п.п. Сократились налог на добавленную стоимость – с 9,8 до 9,7% ВВП, налог на недвижимость – с 1,4 до 1,2% ВВП и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – с 3,0 до 2,8% ВВП.

Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2007 года профинансированы в сумме 16 666,6 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 16,4% в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 25,3%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 27%; здравоохранение – 14,2%; образование – 13,4% при менее существенном росте расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 7,8%. [16]

 В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. [16]

Консолидированный бюджет Республики Беларусь

 

 

 

млрд. рублей

 

2006 год

2007 год

I
 полугодие
 2006 года

I
полугодие
 2007 года

1. ДОХОДЫ - всего

23 003,2

30 824,9

14 351,9

17 430,9

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

16 751,4

22 326,8

10 079,8

12 317,7

Подоходный налог

1 403,8

1 882,3

830,2

1 126,9

Налог на прибыль

1 629,7

2 376,9

1 111,9

1 426,3

Налоги на собственность

957,0

1 148,6

535,7

586,3

НДС

3 854,5

5 909,0

2 739,1

3 331,5

Акцизы

1 125,8

1 368,0

644,6

1 262,5

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1 094,8

1 682,3

831,2

973,8

1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ
 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

5 382,2

7 345,5

3 378,0

4 370,8

1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

869,7

1 152,6

894,2

742,4

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

22 546,5

30 556,0

13 337,2

16 666,6

2.1 Общегосударственные расходы

2 533,2

4 003,6

1 579,3

1 982,3

2.1 Национальная оборона

483,0

720,1

327,7

408,8

2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение  безопасности

1 000,7

1 382,7

618,0

788,7

2.4 Национальная экономика

4 507,5

5 983,5

2 413,8

3 247,4

2.5 Охрана окружающей среды

314,6

384,6

120,8

102,5

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное
 строительство

1 398,8

1 671,8

576,6

667,8

2.7 Здравоохранение

2 256,3

2 985,4

1 354,5

1 661,3

2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства  массовой информации

528,7

705,1

307,1

418,7

2.9 Образование

2 985,4

4 007,9

2 008,0

2 446,6

2.10 Социальная политика

6 538,4

8 711,3

4 031,5

4 942,5

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

 

 

 

 

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

18 360,1

24 610,1

11 448,1

14 078,5

Заработная плата

3 882,0

5 290,0

2 603,5

3 326,4

Начисления на заработную плату

1 064,8

1 477,6

720,9

920,0

Выплата процентов

243,7

229,5

127,8

154,6

Субсидии и текущие трансферты

9 084,2

12 618,2

5 818,7

7 154,9

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

3 928,1

5 387,2

1 809,7

2 540,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

258,3

558,7

79,4

48,1

3. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ)

457

269

1 015

764

Финансирование

-457

-269

-1 015

-764

Внутреннее финансирование

-693

-467

-822

-719

Внешнее финансирование

236

198

-193

-45

 

 

 

 

 

Справочно:

 

 

 

 

ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

Доходы

5 416,7

7 404,7

3 404,0

4 413,2

в т.ч. трансферты республиканского бюджета

36,1

288,9

71,8

60,0

Расходы

5 226,0

6 735,5

3 196,5

3 940,8

Сальдо

190,7

669,3

207,5

472,4

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

Государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Таким       образом,       фискальная            политика,       проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны.

Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования государственных   расходов, то есть прямая функция налогов.

2. Поддержание   социального   равновесия      путем   изменения соотношения   между       доходами    отдельных   групп   с   целью сглаживания     неравенства между ними,  недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

3. Государственное  антициклическое  и  противоинфляционное, секторальное,     отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

Считают, что правильное построение фискальной политики - верный путь высокого развития и обогащения любого государства

На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги, государственные закупки и процентные ставки по кредитам. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

3. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как  в результате этого  неравенство в материальном положении сокращается.

4. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

5. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП.

6. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

7. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Базылев Н. И., Базылева М. Н.: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений /  Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: книжный дом, 2004. – 608 с.

2.      Киреева Е., Киселев С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов // Финансы. Учет. Аудит. – 2006 - №2 – с. 17-20

3.      Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3. Учебное пособие для студентов  экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.

4.      Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика: справочник студента. – М.:

ООО « Издательство АСТ», Филологическое общество «Слово», 2000 – 544с.

5.      Крят С., Изменение в законе РБ « О налогах на доходы и прибыль» // Главный бухгалтер. – 2006 - №9 – с.43-44

6.      Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА – М, 2004. – 672 с.

7.      Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей  учреждений обеспеч. получения высшего образования / Э. А. Лужанина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ МИНФИНА, 2005. – 400 с.

8.      Макроэкономика: учеб. пособие/ М.И. Плотницкий,  М. Г. Муталимов и др.; под ред. М. И. Плотницкого. -  М.: Новое знание.- 2002- 462 с.

9.      Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.

10. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие /  М. И. Плотницкий, Л. В. Воробьева, Н. Н. Сухарева и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта,   2004. – 224 с.

11. Основы экономической теории: метод. пособие / под общ. ред. Э. И. Лобковича. – Мн.: ООО «Мисанта», 1995. – 108 - 113 с.

12. Чепикова Е. М., Современные направления исследований фискальной политики // Веснік Беларускага дзяржаýнага эканамічнага універсітэта – 2006 - №1(54) – с.11-16

13. Экономическая теория: учебник – изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М.: ИНФРА -  М, 2005. – 672 с.   

14. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов/ Т. Ф. Юткина – 2-е изд. перераб. и доп.  – М.: Инфра – М., 2001 – 574 с.

15. http://www.belmarket.by/index.php?article=832

16.    http://www.minfin.gov.by/Budget/Y2006/M1_6/D1_6.htm

 

 

 



Информация о работе Фискальная политика