Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………
При этом налоговые доходы уменьшились с 35,9% ВВП в первом квартале 2006 года до 35,7% ВВП в первом квартале 2007 года. В сравниваемых периодах выросли акцизы - с 2,3% до 3,7% ВВП, доходы государственных целевых бюджетных фондов – с 6,3% до 8% ВВП, подоходный налог – на 0,3 п.п., налог на прибыль – на 0,2 п.п. Сократились налог на добавленную стоимость – с 9,8 до 9,7% ВВП, налог на недвижимость – с 1,4 до 1,2% ВВП и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – с 3,0 до 2,8% ВВП.
Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2007 года профинансированы в сумме 16 666,6 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 16,4% в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 25,3%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 27%; здравоохранение – 14,2%; образование – 13,4% при менее существенном росте расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 7,8%. [16]
В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. [16]
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
|
млрд. рублей | |||
| 2006 год | 2007 год | I | I |
1. ДОХОДЫ - всего | 23 003,2 | 30 824,9 | 14 351,9 | 17 430,9 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 16 751,4 | 22 326,8 | 10 079,8 | 12 317,7 |
Подоходный налог | 1 403,8 | 1 882,3 | 830,2 | 1 126,9 |
Налог на прибыль | 1 629,7 | 2 376,9 | 1 111,9 | 1 426,3 |
Налоги на собственность | 957,0 | 1 148,6 | 535,7 | 586,3 |
НДС | 3 854,5 | 5 909,0 | 2 739,1 | 3 331,5 |
Акцизы | 1 125,8 | 1 368,0 | 644,6 | 1 262,5 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 1 094,8 | 1 682,3 | 831,2 | 973,8 |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ | 5 382,2 | 7 345,5 | 3 378,0 | 4 370,8 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 869,7 | 1 152,6 | 894,2 | 742,4 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 22 546,5 | 30 556,0 | 13 337,2 | 16 666,6 |
2.1 Общегосударственные расходы | 2 533,2 | 4 003,6 | 1 579,3 | 1 982,3 |
2.1 Национальная оборона | 483,0 | 720,1 | 327,7 | 408,8 |
2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 1 000,7 | 1 382,7 | 618,0 | 788,7 |
2.4 Национальная экономика | 4 507,5 | 5 983,5 | 2 413,8 | 3 247,4 |
2.5 Охрана окружающей среды | 314,6 | 384,6 | 120,8 | 102,5 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное | 1 398,8 | 1 671,8 | 576,6 | 667,8 |
2.7 Здравоохранение | 2 256,3 | 2 985,4 | 1 354,5 | 1 661,3 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 528,7 | 705,1 | 307,1 | 418,7 |
2.9 Образование | 2 985,4 | 4 007,9 | 2 008,0 | 2 446,6 |
2.10 Социальная политика | 6 538,4 | 8 711,3 | 4 031,5 | 4 942,5 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
|
|
|
|
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 18 360,1 | 24 610,1 | 11 448,1 | 14 078,5 |
Заработная плата | 3 882,0 | 5 290,0 | 2 603,5 | 3 326,4 |
Начисления на заработную плату | 1 064,8 | 1 477,6 | 720,9 | 920,0 |
Выплата процентов | 243,7 | 229,5 | 127,8 | 154,6 |
Субсидии и текущие трансферты | 9 084,2 | 12 618,2 | 5 818,7 | 7 154,9 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 928,1 | 5 387,2 | 1 809,7 | 2 540,0 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 258,3 | 558,7 | 79,4 | 48,1 |
3. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) | 457 | 269 | 1 015 | 764 |
Финансирование | -457 | -269 | -1 015 | -764 |
Внутреннее финансирование | -693 | -467 | -822 | -719 |
Внешнее финансирование | 236 | 198 | -193 | -45 |
|
|
|
|
|
Справочно: |
|
|
|
|
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
|
|
|
|
Доходы | 5 416,7 | 7 404,7 | 3 404,0 | 4 413,2 |
в т.ч. трансферты республиканского бюджета | 36,1 | 288,9 | 71,8 | 60,0 |
Расходы | 5 226,0 | 6 735,5 | 3 196,5 | 3 940,8 |
Сальдо | 190,7 | 669,3 | 207,5 | 472,4 |
Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.
В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.
Государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны.
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).
Считают, что правильное построение фискальной политики - верный путь высокого развития и обогащения любого государства
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги, государственные закупки и процентные ставки по кредитам. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.
3. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.
Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается.
4. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.
5. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП.
6. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
7. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базылев Н. И., Базылева М. Н.: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: книжный дом, 2004. – 608 с.
2. Киреева Е., Киселев С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов // Финансы. Учет. Аудит. – 2006 - №2 – с. 17-20
3. Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
4. Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика: справочник студента. – М.:
ООО « Издательство АСТ», Филологическое общество «Слово», 2000 – 544с.
5. Крят С., Изменение в законе РБ « О налогах на доходы и прибыль» // Главный бухгалтер. – 2006 - №9 – с.43-44
6. Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА – М, 2004. – 672 с.
7. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений обеспеч. получения высшего образования / Э. А. Лужанина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ МИНФИНА, 2005. – 400 с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, М. Г. Муталимов и др.; под ред. М. И. Плотницкого. - М.: Новое знание.- 2002- 462 с.
9. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
10. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Л. В. Воробьева, Н. Н. Сухарева и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. – 224 с.
11. Основы экономической теории: метод. пособие / под общ. ред. Э. И. Лобковича. – Мн.: ООО «Мисанта», 1995. – 108 - 113 с.
12. Чепикова Е. М., Современные направления исследований фискальной политики // Веснік Беларускага дзяржаýнага эканамічнага універсітэта – 2006 - №1(54) – с.11-16
13. Экономическая теория: учебник – изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М.: ИНФРА - М, 2005. – 672 с.
14. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов/ Т. Ф. Юткина – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Инфра – М., 2001 – 574 с.
15. http://www.belmarket.by/index.
16. http://www.minfin.gov.by/Budge