Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………
на тему: «ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране, и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.
В данной курсовой работе выделяются четыре основные главы - в первой и второй главе дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, инструментах и механизме действия, в третьей - рассматривается налоговая система, ее механизм и принципы, а в четвертой - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику Правительства Республики Беларусь.
Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить разнообразные книги экономического содержания, журналы: Чепикова Е. М., Современные направления исследований фискальной политики // Веснік Беларускага дзяржаýнага эканамічнага універсітэта - №1(54) – с.11-16, Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика: справочник студента. – М.: ООО « Издательство АСТ», Филологическое общество «Слово», 2000 – 544 с., Крят С., Изменение в законе РБ « О налогах на доходы и прибыль» // Главный бухгалтер. – 2006 - №9 – с.43-44, Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с. и т. д.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная политика – область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Однако каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Фискальная политика государства – система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Осуществление фискальной политики имеет смысл лишь при условии, что правительство может доказать способности ее успешной реализации.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:
1. обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста,
2. подавление инфляции,
3. обеспечение полной занятости,
4. достижение равновесия платежного баланса.
Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным и внебюджетными фондами.
Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через рынок благ. Государственные расходы (G) увеличивают объем совокупного спроса, присоединяясь к расходам на потребление и инвестиции: [10, 152]
AD = C + I + G
Наращивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет своего рода инъекции в национальную экономику.
Налоги, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения частного сектора, то есть являются как бы утечками дохода. При данной величине дохода объем потребления и сбережения обратно пропорционален величине налогового обложения. Следовательно, направленность воздействия государственных расходов и налогов на величину национального дохода прямо противоположна.
Различаются они между собой и по объему воздействия: величина воздействия налогов меньше, чем воздействие государственных расходов. Объясняется это тем, что сумму изменения налогообложения следует скорректировать на величины предельной склонности к потреблению и сбережению.
Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.
Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован. [9, 151-160]
Номинальная ставка
процента (i)
i1
i2
0
Цена (Р)
P1
P
0
Эффект «вытеснения» в классической концепции фискальной политики.
При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i2. Затем повышение ставки процента с i2 до i1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р до Р1. Такое явление получило название “эффект вытеснения”. Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику.
С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.
Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП
Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину ΔG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.
Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM0, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставки. [9, 151-160]