Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Введение 3
1. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования : её сущность, цели и инструменты 4
1.1 Дискреционная фискальная политика 8
1.2 Автоматическая фискальная политика 10
1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики 12
1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14
1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15
2. Фискальная политика в Республике Беларусь 17
2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике 17
2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус 21
3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности 31
Заключение 38
Список использованных источников
Введение 3
1. Фискальная политика как инструмент
макроэкономического регулирования :
её сущность, цели и инструменты 4
1.1 Дискреционная фискальная политика 8
1.2 Автоматическая фискальная политика 10
1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики 12
1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14
1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15
2. Фискальная политика
в Республике Беларусь
2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике 17
2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус 21
3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности 31
Заключение 38
Список использованных источников
Приложения
Введение
Основной задачей государства
на всех этапах его развития является
стабилизация экономики. В нынешнее
время государство активно
Тема фискальной политики
и ее роль в государственном
Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
- сущности фискальной политики и теоретические подходы к обоснованию ее эффективности,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- содержания проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды отечественных авторов, посвященных финансовой политики государства, учебные пособия, статьи экономических газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.
1. Фискальная политика как
регулирования : её сущность, цели и инструменты
Одним из основных инструментов
макроэкономического
Согласно классической концепции
фискальная политика рассматривается
лишь как инструмент финансового
обеспечения выполнения государством
своих функций, но не как стабилизационная
политика. Классическая концепция основывается
на логике рикардианства, согласно которой
инструменты фискального
Согласно кейнсианской концепции
фискальная политика является основным
инструментом макроэкономического
регулирования, так как по мере роста
государственных расходов растет совокупный
спрос и национальный доход. Прирост
последнего обеспечивает рост сбережений,
который является дополнительным источником
финансирования государственных расходов.
При этом фискальная политика особо
эффективна в период экономического
спада как стимулирующая
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета. [3, с.175]
Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. [4, с. 5]
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы –
часть расходов бюджета, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность государства. Они включают
расходы, предназначенные для инвестиций
в действующие или создаваемые
организации; средства, предоставляемые
в виде бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам; средства, выделяемые
на проведение капитального ремонта; расходы,
при осуществлении которых
Текущие расходы – часть
расходов бюджета, обеспечивающая текущее
функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и бюджетных учреждений, а также
государственную поддержку
Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 1.1), а равновесный объём производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y=∆G x mg , где mg - мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь даёт прирост потребления на величину b x ∆G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2 x ∆G и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = ∆G;
первое изменение потребления = b x ∆G;
второе изменение потребления = b2 x ∆G;
∆Y=∆G(1+b+b2 +…).
Рисунок 1.1. Мультипликатор государственных расходов
Мультипликатор государственных расходов ∆Y/∆G=1/1-b.
Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса. [5, с.116]
Налоги есть нормативная
форма обложения доходов
Практика экономической
жизни располагает широким
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.
В соответствии с государственным
устройством и бюджетной
Если налоговые отчисления снижаются на ∆Т, то располагаемый доход Yd=Y - T возрастает на величину ∆Т (см. рис. 1.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆Т x b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объём производства Y1 до Y2 на величину ∆Y= -∆Т x b : 1- b, где ∆Y : ∆Т= -b : 1 - b – мультипликатор налогов.[5, с. 119]
Рисунок 1.2. Мультипликатор налогов
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. [6, с.424]
Через государственный бюджет
правительство реализует
Если государственные
расходы и автономные налоговые
отчисления возрастают на одну и ту
же величину, то и равновесный объём
производства возрастает. В этом случае
говорят о мультипликаторе
Мультипликатор
1.1 Дискреционная фискальная политика
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) политику автоматических стабилизаторов. Проанализируем их подробнее.
Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. [7, с.355]
Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.[7, с.356]
Дескриционная фискальная политика – это активная фискальная политика государства, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла бывает двух видов (рис.1.3)
Рисунок 1.3. Разновидности дискреционной фискальной политики
1)экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;
2)рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов. [3, с.175]
1.2 Автоматическая фискальная политика
Другой вид фискальной политики, получивший название недескриционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.