Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение 3
1. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования : её сущность, цели и инструменты 4
1.1 Дискреционная фискальная политика 8
1.2 Автоматическая фискальная политика 10
1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики 12
1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14
1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15
2. Фискальная политика в Республике Беларусь 17
2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике 17
2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус 21
3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности 31
Заключение 38
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Фиск.политика!.docx

— 134.86 Кб (Скачать)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

1. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования :  её сущность, цели и инструменты     4                                           

1.1 Дискреционная фискальная политика       8

1.2 Автоматическая фискальная политика             10

1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики             12

1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14

1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение                  15

2. Фискальная политика  в Республике Беларусь            17

2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике                   17

2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус   21

3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности    31

Заключение                  38

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной задачей государства  на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет  инструменты вмешательства в  экономику. К основным 2 видам вмешательства  государства в рыночную экономику  можно отнести бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику.

Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании  экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика  Республики Беларусь переживает трудности  в связи с мировым финансовым кризисом, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

- сущности фискальной политики и теоретические подходы к обоснованию ее эффективности,

- видов фискальной политики,

- инструментов фискальной политики,

- содержания проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

         При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды отечественных авторов, посвященных финансовой политики государства, учебные пособия, статьи экономических газет, статистические данные,  а также материалы сайтов Интернета.

1. Фискальная политика как инструмент  макроэкономического

регулирования :  её сущность, цели и инструменты  

 

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования  является фискальная политика. Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.  [1, с. 91]

Согласно классической концепции  фискальная политика рассматривается  лишь как инструмент финансового  обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой  инструменты фискального воздействия  приводят лишь к перераспределению  средств от частного сектора к  государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального  дохода и занятости) в экономике.

Согласно кейнсианской концепции  фискальная политика является основным инструментом макроэкономического  регулирования, так как по мере роста  государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост  последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо  эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.   [2, с. 92]

Инструментами бюджетно-налоговой  политики государства выступают  государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета. [3, с.175]

Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также  правительственные закупки товаров и услуг. [4, с. 5]

Расходы бюджета в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие и капитальные.

Капитальные расходы –  часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые  организации; средства, предоставляемые  в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается  или увеличивается государственное  имущество и пр.

Текущие расходы – часть  расходов бюджета, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также  государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.[3, с.179]

  Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 1.1), а равновесный объём производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y=∆G x mg , где m - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс  начинается, когда расходы возрастают на ∆G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь даёт прирост потребления на величину b x ∆G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2 x ∆G и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение  расходов = ∆G;

первое изменение потребления = b x ∆G;

второе изменение потребления = b2 x ∆G;

∆Y=∆G(1+b+b2 +…).

Рисунок 1.1. Мультипликатор государственных расходов

Мультипликатор  государственных  расходов ∆Y/∆G=1/1-b.

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора  Кейнса. [5, с.116]

Налоги есть нормативная  форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся  обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход  государства, необходимый для его нормального функционирования.[4, с.7]

Практика экономической  жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно  уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны  платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие  в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным  устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные  и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный  бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные  налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно  индивидуальные акцизы и поимущественный  налог.[4, с.7]

Если налоговые отчисления снижаются на  ∆Т, то располагаемый доход Yd=Y - T возрастает на величину ∆Т (см. рис. 1.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину  ∆Т x b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объём производства Y1 до Y2 на величину ∆Y= -∆Т x b : 1- b, где ∆Y : ∆Т= -b : 1 - b – мультипликатор налогов.[5, с. 119]

Рисунок 1.2. Мультипликатор налогов

 

Государственный бюджет –  это баланс доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом  власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. [6, с.424]

Через государственный бюджет правительство реализует экономическую  и социальную, внутреннюю и внешнюю  политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения  его доходов зависит реализация программ экономического и социального  развития, устойчивость финансового  положения страны. Он может активно  влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование  структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. [1, с.116]

Если государственные  расходы и автономные налоговые  отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объём  производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного  бюджета, который всегда равен или  меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета не предполагает абсолютного  устранения любых бюджетных дефицитов  или излишков. Речь идёт о сбалансировании  изменений в доходной и расходной  частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆T=∆G, где под символом ∆T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G – все изменения расходов бюджета. [5, с.121]

 

1.1 Дискреционная фискальная политика

 

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную  и б) политику автоматических стабилизаторов. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. [7, с.355]

Первая зависимость состоит  в том, что рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции  и занятость трудоспособного  населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов  уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем  выпуска продукции и занятость  рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.[7, с.356]

Дескриционная фискальная политика – это активная фискальная политика государства, осуществляемая в целях  сглаживания экономического цикла бывает двух видов (рис.1.3)            

                                                                                                                                                                                                                                              


                                            


                                                                                                  


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3. Разновидности  дискреционной фискальной политики

1)экспансионистская  (стимулирующая),  направленная  на  стимулирование  совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;

2)рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов. [3, с.175]

 

1.2 Автоматическая  фискальная политика

 

Другой вид фискальной политики, получивший название недескриционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Информация о работе Фискальная политика