Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Исторические аспекты фискальной политики……………..…………...6

Взгляды великих экономистов в отношении фискальной политики………….6

Глава II Теоретические основы фискальной политики………………....…….11

Понятие, цели фискальной политики………………………………………11

Типы фискальной политики………………………………………………...12

Дискреционная политика государства……………………………………..13

Недискреционная политика государства…………………………………..15

Проблемы при проведении фискальной политики………………………..17

Глава III Реализация фискальной политики в России…………………...……19

Фискальная политика в России………………………………………………....19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

фискальная политика курс.docx

— 47.99 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I Исторические аспекты фискальной политики……………..…………...6

 

Взгляды великих  экономистов в отношении фискальной политики………….6

 

Глава II Теоретические основы фискальной политики………………....…….11

 

    1.  Понятие, цели фискальной политики………………………………………11

 

    1.  Типы фискальной политики………………………………………………...12

 

    1.  Дискреционная политика государства……………………………………..13

 

    1.  Недискреционная политика государства…………………………………..15

 

    1.  Проблемы при проведении фискальной политики………………………..17

 

Глава III Реализация фискальной политики в России…………………...……19

 

Фискальная  политика в России………………………………………………....19

 

Заключение……………………………………………………………………….23

 

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

Введение

 

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах  такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Тема  фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Фискальная  политика является очень сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить  отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда  не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как  ни одна нация не будет сидеть, сложа  руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как  только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и  непоследовательной.

Тема  фискальной политики и ее роль в  государственном регулировании  экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика  РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Первый  вид фискальной политики – дискреционная. Основными орудиями дискреционной фискальной политики являются: изменение программ, общественных работ и других программ, связанных с расходами; изменение программ расходов «трансфертного» типа; циклическое изменение налогов.

Второй  вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании  макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений  фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Основной  задачей хозяйственной политики представители теории предложения  считают определение оптимальных  ставок налогообложения и налоговых  льгот и выплат. Снижение налогов  рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический  рост и борьбу с инфляцией. Оно  усилит стремление получать большие  доходы, окажет стимулирующее влияние  на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

С начала экономических реформ в России Правительство  взяло ориентир на введение чрезвычайно  высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.

Фискальная  политика государства предполагает использование возможностей правительства  взимать налоги и расходовать  средства государственного бюджета  для регулирования уровня деловой  активности, решения реальных социальных задач.

В данной  работе рассмотрены основные принципы построения налоговой системы российского  государства,  важнейшие  функции  государственного управления  налогообложением . Также определены задачи и цели фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I   Исторические аспекты фискальной политики

Взгляды великих экономистов в отношении фискальной политики

 

Налоги  возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги это основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, на его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В историческом развитии механизма взимания налогов  обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На втором этапе (16-19 вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Все правила и законы налогообложения выработаны.

На самых ранних ступенях развития Государства, начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом, бывало как принудительная выплата. Причем процентная ставка была достаточной. В Библии сказано: «Всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

По мере развития государства наряду с десятиной  церковной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала в  различных странах на протяжении многих столетий — от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взимался поземельный налог; в Китае, Вавилоне, Персии — поголовный или  подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или  одной двадцатой части доходов. В те времена уже были и акцизы в виде превратных сборов (у ворот  города). Это позволяло концентрировать  и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов, водопроводов, дорог и на другие общественные цели.

Многое  в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По мере разрастания Римского государства  происходили изменения в налоговой  системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых  зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет.

Длительное  время римские провинции обходились без государственных финансовых органов, которые бы профессионально  устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении  вело к полному произволу, злоупотреблениям и коррупции. Преобразование финансового  хозяйства и прежде всего налоговой  системы начал Юлий Цезарь: он для  каждой общины определил сумму, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы

Началом финансового устройства в Древней  Руси является установление даней. Первоначально они были почти единственным источником доходов и служили удовлетворению потребностей князя и дружины. В дальнейшем содержание государственного аппарата потребовало уже реализации других задач. Каждая новая потребность вызывала новую повинность или подать.

В целом  понятие налога в Древней Руси основывалось на древнем понятии  о государстве. Государь рассматривался не как Глава государства, а как  вотчинник, и доходы его не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд.

Все население  делилось на две большие группы. Первая - класс, свободный от податей. В первую группу входили: княжеские слуги, духовенство, обеленные люди, относящиеся к податному сословию, но освобожденные по каким - либо причинам. Вторая - податное сословие (городские обыватели, земледельцы).

В качестве предметов, с которых взимались  подати, в основном выделялись три: земля; двор, дом (дым), поголовная подать.

Фома  Аквинский дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должна быть установлена договоренность, относительно  равенства вещей. Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство.

В своих  взглядах на торговлю и торговый доход, Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себе и своей семье средств существования и использования для благотворительных дел.

Раздумывая  про происхождение  денег, Фома Аквинский  придерживался мысли, что они  возникли вследствие договорённости между  людьми. Их главное назначение – улучшить справедливый обмен. При этом, само понятие денег и монеты он не рассматривал, признавая  необходимость денег как средства оборота. Он рассматривал их и как меру стоимости.

Фома  Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, следовательно, нет и справедливости, поскольку деньги изобретены для обмена. Первый и главный результат пользования  деньгами, состоит в их употреблении или трате. Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать  еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинский соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, но и процента.

В кейнсианской теории фискальная политика ориентируется на изменение в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме правительственных расходов. Основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть изменение величины дефицита или излишка федерального бюджета.

По Keйнcy, во  время спада, налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема - налоги возрастают, что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

Так как  налоги ведут к потере, а государственные  расходы - к увеличению потенциальной  покупательной способности в  экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций.

Исследование  влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось  Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении налогов становится значительным стимулом эффективного производства. Фридмен Милтон - идеолог монетарной школы, рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую ступень эффективности производства.

Информация о работе Фискальная политика