Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть влияние фискальной политики на государственный бюджет.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
Раскрыть понятие государственного бюджета;
Рассмотреть понятие фискальной политики и ее виды;
Выяснить механизмы фискальной политики и их воздействие на государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 82.71 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является сметой доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени затрагивающей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует профессиональных политиков, экономистов и многих других. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает споры и постоянные дискуссии.

Бюджет  на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Финансирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Данная тема достаточно актуальна  сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Ныне экономисты различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Цель работы – рассмотреть влияние фискальной политики на государственный бюджет.

Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  задач:

  1. Раскрыть понятие государственного бюджета;
  2. Рассмотреть понятие фискальной политики и ее виды;
  3. Выяснить механизмы фискальной политики и их воздействие на государственный бюджет.

Объектом  настоящей курсовой работы является государственный бюджет.

Предмет исследований – влияние фискальной политики на государственный бюджет.

Этой  проблемой занимались такие экономисты, как Павлова Л., Астапов К., Балацкий Е., Ермилова Е., Ермакова Е., Сидорова Н. и многие другие.

В данной курсовой работе выделяются две основные главы – в первой говорится о теоретических основах государственного бюджета и фискальной политики, во втором – о механизмах фискальной политики.

При подготовке данной работы использовались: монографическая  литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и др.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы:

государственный бюджет и  фискальная политика.

1.1. Понятие государственного бюджета.

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с  указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль  бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко  выделяются два этапа.

В эпоху  классического капитализма государство, как известно, активно не вмешивалось в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в  мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что  через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.1

Бюджет  является важным рычагом воздействия  на ход общественного воспроизводства  и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных  расходов и налогообложения правительства  могут регулировать объем совокупного  спроса (величину потребительских и  инвестиционных расходов), тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Первая  из них выражается в увеличении государственных  расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляционные тенденции. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис2.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных  структурных сдвигов: для более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание  западным ученым рассматривать его  в качестве плана финансового  хозяйства, который служит средством  достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного  бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Государственный бюджет составляется правительством и  утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Государственные закупки - это спрос правительства  на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) - это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Следует отметить, что структура доходной и расходной частей государственного бюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы 1 (Приложение 1).

Между государственным  бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг - постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком - излишек бюджета. Это можно проиллюстрировать с помощью рисунка, представленного в Приложении 2.3

Если правительственные расходы  превышают доходы, то возникает дефицит  государственного бюджета (рис. 1.1). При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит  =  Расходы  -  Доходы



 

                                                   Закупки товаров и услуг       Сумма социальных  выплат

 

Рисунок 1.1. Бюджетный дефицит.

 

Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов.

В этом случае  бюджетный дефицит  можно представить следующим  образом (рис. 1.2):

 

Бюджетный дефицит = Закупки  товаров и услуг – Чистые налоги


 

Рисунок 1.2. Бюджетный дефицит.

 

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние  колебания объема национального  выпуска. В периоды депрессии, когда  ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета  кроются в том, что во время  спадов  налоговые поступления  от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Связь между бюджетом и объемом  ВВП можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1.3.

 

                                Налоговые поступления, ед.

                              


Бюджетный

избыток

 

Сбалансированный

бюджет

                                              200

 

 

   Бюджетный

     дефицит

 

                                                       0                     1000                    2000    Y,ден.ед.

 

Рисунок 1.3. Связь между бюджетом и объемом ВВП.

 

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов4.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит  – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов5.

Действительно, если государство выплачивает  денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа  источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический  дефициты. Структурный дефицит бюджета  возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:6

 

Встр = G – t * Yf,               (1.1.)

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

       Yf   - ВВП при условии полной занятости;

        t -  ставка подоходного налога.

 

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

 

Вцикл =  t * (Yf – Y),               (1.2.)

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

      Y -  фактический ВВП за данный год.

 

Итак, главным  звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием  источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.)

 

 

1.2. Понятие фискальной политики

Одним из основных инструментов макроэкономического  регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Информация о работе Фискальная политика