Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач молого.doc

— 416.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ

 

2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование налогово-бюджетной системы - неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.

 

При подготовке прогнозов социально-экономического развития, особенно для стран с переходной экономикой, следует различать понятия налогово-бюджетной системы и бюджетно-налоговой политики.

 

Налогово-бюджетная система, точнее - налоговая и бюджетная системы страны, представляет собой совокупность длительно действующих, законодательно установленных норм и положений, регламентирующих применение определенного состава и перечня налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также процедур составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Соответственно, изменения этих норм и положений предполагают проведение различных по глубине и масштабам реформ налогового и бюджетного законодательства, имеющих долгосрочные последствия и перспективы. Посредством структурных реформ налоговой и бюджетной систем реализуются следующие основные задачи:

 

- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций и обязательств;

 

- поддержание финансовой стабильности в стране;

 

- снижение негативных последствий налогов, неэффективных государственных расходов и долговых обязательств для поступательного социально-экономического развития;

 

- обеспечение финансовой целостности государства.

 

В частности, в странах с переходной экономикой в ходе таких реформ обеспечивается повышение эффективности действующих налоговой и бюджетной систем, их соответствие общепринятым в мировой практике принципам налогообложения, управления бюджетными расходами, государственным долгом и активами.

 

Бюджетно-налоговая политика - инструмент текущей конъюнктурной политики государства, ориентированной главным образом на поддержание макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки, бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике. Реализуются они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом.

 

Фискальная политика представляет огромный интерес как способ воздействия на экономическую активность, и многие авторы, анализирующие ее механизм, акцентируют внимание не на политике в целом, а на отдельных ее инструментах или видах. Иногда сущность фискальной политики сводится к проблеме построения налоговых систем, уплаты налогов, исчисления налогового бремени, структуры расходов бюджета, организации бюджетного процесса. Мероприятия по регулированию в сфере налогообложения и бюджетной системе отождествляются с фискальной политикой. Именно в этом кроется неверный методологический подход к рассмотрению сущности фискальной политики.

 

Нельзя говорить о цельном анализе фискальной политики по следующей причине. Стандартная схема ее применения такова. Правительства проводят дискреционную фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая политика проводится в условиях быстрого роста экономики. Для того чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. Для стимулирования совокупного спроса используют сокращение чистых налогов и (или) увеличение государственных расходов. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения — налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). Таким образом, на практике рассматривается не совокупность мер определенной дискреционной фискальной политики, а отдельные меры бюджетного и налогового регулирования.

 

Именно так в переходных экономиках часто реализуется фискальная политика, т.е. как две отдельные политики (бюджетная и налоговая), не связанные между собой. Итак, грубо нарушается системный подход к анализу, достаточно полезные выводы и закономерности явления не рассматриваются в совокупности, происходит абстрагирование без последующего синтеза.

 

В настоящее время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г. Панскова, СЮ. Глазьева, В.Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

 

Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.

 

Основными задачами курсовой работы является:

 

- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;

 

- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;

 

- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.

 

Объектом исследования курсовой работы является налогово-бюджетная политика.

 

При написании курсовой работы использовались следующие методы:

 

- анализа;

 

- логический;

 

- сравнения;

 

- дидактический;

 

- статистический.

 

При написании курсовой работы были использованы различные журналы: БЭЖ, Банковский вестник, ФУА, Экономист, Вопросы экономики, Экономика Финансы Управление и др.

 

В статье Игнацкая М. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах, раскрывается проведение налогово - бюджетной политики в зарубежных странах.

 

В статье Аначин О., Венгеренко О. Основные задачи бюджетно-налоговой политики выполнены. Стратегические цели определены, раскрывается проведение бюджетно-налоговой в 2005-2007 годах в Республике Беларусь.

 

фискальная бюджетная налоговая политика

 

 

1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ

 

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

 

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).

 

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации [7, c.287].

 

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

 

- государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

 

чистый экспорт равен нулю;

 

- уровень цен постоянен;

 

- первоначально в экономике не существует налогов;

 

- фискальная политика оказывает воздействие на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

 

Учитывая эти допущения, проанализируем влияние изменения государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход. Предположим, что первоначально совокупный спрос включал планируемые потребительские расходы С, инвестиции I, государственные расходы G1, а экономика находилась в равновесии в точке Е1 (рис. 1.1). Равновесный выпуск — Q1.

 

В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. p. (G1—G2). Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупного спроса также на 20 млрд. р., что обусловит сдвиг прямой С+ I+ G1 вверх, на величину ∆G=G2 — G1, в положение С+I+G2. Совокупный спрос станет превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. [7 c.287]

 

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупным спросом и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е1 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2.

 

 

 

Рис. 1.1. Государственные закупки и равновесный национальный продукт

 

 

Расстояние по вертикали между прямыми С+I+G1 и С+I+G2 показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 — прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных, расходов (они были сведены к закупкам товаров и услуг) MG показывает изменение выпуска продукции (ВВП), дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле [7, c.288].

 

MG=(изменение реального национального продукта (дохода))/ (изменение государственных расходов)

 

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно определить по формуле

 

MG=1/1-MPС

 

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов G:

 

 

∆Q=Q2-Q1=MG*∆G.

 

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупного спроса С+I+G2 вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

 

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов [7, c.289].

 

Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

 

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

 

Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (автономного) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупном спросе C1+I+G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1 (рис. 1.2) [6, c.289].

 

 

 

Рис. 1.2. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт

 

Стремясь снизить темпы инфляции в обществе, государство вводит аккордный налог с населения Т, равный 20 млрд. р. (в данном случае ∆Т=Т). Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями, которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 20 млрд. р. вызовет

 

уменьшение потребления на 15 млрд. р., что приведет к сокращению совокупного спроса на такую же величину. Прямая С1+I+G сдвинется вниз, в положение С2+I+G. Уменьшение спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е1 при объеме выпуска Q2 [7, c.290].

Информация о работе Фискальная политика