Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей, а также исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2006 года.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Налоговый механизм включает совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение  действий налогового законодательства. По средствам налогового механизма  обеспечиваются устойчивость и целевая направленность  функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

В основе построения налоговой системы заложены  два принципа – функциональный (регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических  лиц) и территориальный (определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлений в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти – городские, районные, поселковые).

Современная система налогообложения включает следующие принципы:

                  принцип справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от  уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

                  принцип определенности, простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания  налогов были заранее известны плательщикам;

                  принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международных уровнях;

                  принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий  развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

                  принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

                  принцип обязательности уплаты налогов.

Соответствующие законодательные акты устанавливают методы построения и взимания  налогов, т.е. определяют его элементы. К ним относятся: налоговые ставки (выраженная  в процентах доля дохода, которая в соответствии с законодательством подлежит отчислению в государственный бюджет в виде налога), налоговая база (размер имущества, который подлежит налогообложению) и налоговые льготы (ограничение налоговой базы).  Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных  налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития  производства и увеличение  налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода»  от уплаты налогов. [14, 570-571]

Согласно рассуждениям американского экономиста А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций  снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет  экономический рост. Графическое изображение зависимости налого­вых поступлений от величины налоговой ставки получило на­звание кривой А. Лаффера.

 

 

 

 

R             

 

                           Q

Rx                              

                                       

 

 

 

 

 

O                      Kx                                     K

 

 

На графике буквенными символами обозначаются: К – налоговая ставка на доходы; R – сумма налоговых поступлений; Кх – налоговая ставка, обеспечивающая наибольшую сумму поступлений; Q – пороговое значение в динамике кривой.

Кривая, изображенная на графике, показывает, что, увеличение налоговой ставки (К) на определенном участке сопровождается увеличением суммы  налоговых поступлений, но по достижении определенной границы (Q)  кривая начинает  падать, означая,  что дальнейшее повышение ставки налога  будет приводить к сокращению суммы налоговых поступлений. Предприниматели в этой ситуации оказываются  незаинтересованными в наращивании объемов своего производства.

Кривая Лаффера демонстрирует, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать обра­зованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвести­ционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расши­рению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний проис­ходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в тече­ние цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что ре­зультаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.

Таким образом, налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением  экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

На сегодняшний день налоговая система республики Беларусь сформирована налоговыми платежами, адаптированными к применению в рыночной экономике, что позволяет сделать вывод о завершенности этапа реформирования налогообложения, характерного для стран с переходной экономикой, и о необходимости нового реформационного периода, соответствующего государственной стратегии социально-экономического развития.

В XXІ век наша страна вступила со своей стратегией развития, которая определена ведущими политиками и учеными и базируется на Национальной стратегии  устойчивого развития  Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. и Основных направлениях социально-экономического развития страны на период до 2010 г.

Обеспечение устойчивого экономического роста органично связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и ценовую политику. В связи с этим, наряду с другими методами государственного регулирования, налоговая политика должна соответствовать  основным направлениям социально-экономического развития республики  и обеспечить устойчивый экономический рост, расширение экспорта  и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних рынках, рост реальных денежных доходов населения и социальную стабильность. [2, 18]

Осуществленные мероприятия позволили с 2003 г. реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам почти на 3% к ВВП, сместить структуру налогообложения в пользу прямых налогов, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых

платежей. [2, 19]

Что касается выработки современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.

Впрочем, нет сомнений в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной  степени  должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания  государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность  государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию. В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%.

В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений  в пользу налогов. Т.е. основная масса  доходов бюджета  формируется  за счет налоговых  поступлений (90-94%). В итоге налоговая  нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП. Причем, среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это – НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения. [2, 19-20]

В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 17430,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 50,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,6%. При этом 19,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. [16]

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в первом полугодии 2007 года по сравнению с первым полугодием 2006 года сократилась с 52,1 до 51,2%, или на 0,9 п.п. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снизился с 51,1 до 50,5% в сравниваемых периодах (падение – на 0,6 п.п.), а недоимка – с 1 до 0,7 % ВВП (падение – на 0,3 п.п.), табл. 1. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 июля 2007 года составила 227,8 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом года на 19,1%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,47% на 1.07.2006 г. до 0,89% на 1.07.2007 г. [15]

Динамика централизации доходов консолидированного бюджета[15]

 

 

Показатели

 

Ед. изм.

2006 г.,

январь-июнь

2007 г.,

январь-июнь

 

 

 

 

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

28108,3

34502,4

 

 

 

 

2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН)

млрд. руб.

14351,9

17430,9

 

 

 

 

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

295,2

227,8

 

 

 

 

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета

%

2,1

1,3

 

 

 

 

5. Централизация с учетом недоимки

%

52,1

51,2

в том числе:

 

 

 

уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

51,1

50,5

уд. вес недоимки в ВВП

%

1,0

0,7

 

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2007 года коэффициент энергетичности доходов составил 1,03, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 3 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2006 года коэффициент энергетичности доходов был 1,18).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за сопоставимые периоды 2006-2007 годов, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы выросли на 0,5 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а неналоговые – сократились на 1,9 п.п. [16]

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

за январь-июнь 2006-2007 гг., %[16]

Показатели

январь-июнь 2006

январь-июнь

2007

Налоговые доходы - всего

70,2

70,7

в том числе:

 

 

Прямые налоги на доходы и прибыль

15,6

16,1

в т.ч. - подоходный налог

5,8

6,5

Налоги на фонд заработной платы

1,8

1,8

Налоги на собственность

3,7

3,4

Налоги на товары и услуги

39,1

38,4

в т.ч. - НДС

19,1

19,1

- акцизы

4,5

7,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,8

5,6

Взносы на государственное социальное страхование

23,5

25,1

Неналоговые доходы

6,2

4,3

Итого доходов

100,0

100,0

Информация о работе Фискальная политика