Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:13, лекция
Фискальная политика( от лат. fiscus - государственная казна) - особая форма экономической политики, которая реализуется посредством изменений, вносимых правительством в размеры и условия налогообложения, а также в объемы, структуру и порядок осуществления государственных расходов.
Ее материальной основой служат значительные финансовые ресурсы, которые централизовано аккумулируются государством и в последствии перераспределяются по каналам государственного бюджета.
Проводимая государством фискальная политика включает в себя два относительно независимых компонента: так называемую дискреционную фискальную политику и политику встроенных стабилизаторов.
1.Фискальная политика, ориентированная на совокупный спрос.
2.Фискальная политика, ориентированная на совокупное предложение. Кривая А. Лаффера.
3. Бюджетный дефицит: виды, источники покрытия, последствия.
1) ТЕМА 7: "ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"
3. Бюджетный дефицит: виды, источники покрытия, последствия.
1.Фискальная политика государства и ее влияние на состояние национальной экономики.
До сих пор, рассматривая условия достижения равновесного ВВП и эффект мультипликатора, мы не принимали во внимание государственный сектор и его возможности относительно вмешательства в экономику .
Теоретические основы использования государственных расходов для влияния на естественный ход экономических процессов были заложены Дж.М.Кейнсом. Разработанные английским экономистом рецепты бюджетного регулирования стали основой антикризисной политики, которая проводилась американским президентом Ф.Рузвельтом, и сыграла решающую роль в преодолении Великой депрессии 1929-33 годов.
Фискальная политика( от лат. fiscus - государственная казна) - особая форма экономической политики, которая реализуется посредством изменений, вносимых правительством в размеры и условия налогообложения, а также в объемы, структуру и порядок осуществления государственных расходов.
Ее материальной основой служат значительные финансовые ресурсы, которые централизовано аккумулируются государством и в последствии перераспределяются по каналам государственного бюджета.
Проводимая государством фискальная политика включает в себя два относительно независимых компонента: так называемую дискреционную фискальную политику и политику встроенных стабилизаторов.
Встроенные (автоматические) стабилизаторы - это экономические механизмы, автоматически реагирующие на изменение макроэкономической конъюнктуры без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относятся:
А) изменение налоговых поступлений при использовании прогрессивной системы налогообложения.
Прогрессивные налоги – налоги, ставка которых увеличивается при росте базы налогообложения (доходов).
Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период активного роста ВВП (в стадии процветания) налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности (сокращение совокупного спроса) и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада производства налоговые поступления автоматически сокращаются, сумма изъятых доходов уменьшается и происходит постепенное увеличение покупательной способности экономических субъектов, что автоматически сдерживает экономический спад. Другими словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к уменьшению совокупного спроса, и наоборот, в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое, и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.
Кроме того в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений создает тенденцию к сокращению дефицита государственного бюджета и появлению бюджетного "излишка", а это, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции. В период же экономического спада происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, а это вызывает и усиливает дефицит бюджета, что оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада производства.
T,G
дефицит
G - государственные расходы(
Т - налоговые поступления;
Y - обьем производства, выраженный в экономическом показателе ВВП.
Б) трансфертные платежи – безвозмездная денежная помощь со стороны государства.
Пособия по безработице и различные социальные субсидии, дотации, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п. препятствуют резкому сокращению совокупных расходов в период экономического спада. А в фазе подъема, которая характеризуется сокращением безработицы, трансферты или прекращаются, или уменьшаются, что сдерживает совокупный спрос на товары и услуги.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения (доходов) и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость трудоспособного населения, инфляцию и экономический рост.
Изменения в государственных расходах вызывают мультипликативные изменения в доходе через соответствующие колебания потребления и сбережений.
DGà DY1àDG’àDY2à…..
Механизм этих изменений, подобный действию расходного мультипликатора, с которым вы уже познакомились в теме 6.
Увеличение государственных расходов, как и увеличение частных расходов, вызовет смещение графика совокупных расходов вдоль биссектрисы и приведет к увеличению значения равновесного ВВП
Рис. Влияние государственных расходов на внутренний объем производства.
Первичные изменения совокупного спроса, то есть импульс, который запускает эффект мультипликатора, может исходить от:
Мультипликатор государственных расходов(Mg) – это числовой коэффициент, который показывает, какие изменения в ВВП вызовет изменение государственных расходов на 1 денежную единицу.
Он определяется по формуле:
То есть общий эффект от изменения государственных расходов DY=Mg*G.
Основным источником бюджетных государственных расходов являются налоговые поступления.
Налоги – это платежи с доходов (имущества) юридических и физических лиц, которые осуществляются в бюджеты разных уровней на принципах обязательности, срочности, принудительности и безвозмездности. Для их обозначения в макроэкономике используется буква Т (от англ. taxation - налогообложение).
Подобно государственным расходам налоги являются мощным механизмом регуляции экономики, поскольку принимают важное участие в формировании чистых конечных результатов экономической деятельности и одновременно отвечают как за стимулы к труду и предпринимательской активности, так и за образование ресурсов развития экономических субъектов.
Основа действия дискреционного налогового регулирования – эффект мультипликатора, который имеет ряд отличий от мультипликатора государственных расходов.
Напомним, что государственные расходы - это непосредственный компонент ВВП, и их изменение сразу отражается на однонаправленных изменениях этого макроэкономического показателя.
Y= C+Ig+G+Xn Þ DGàDY (GàY; ¯Gà¯Y)
Между тем, как изменение
общеэкономической нормы
В начале изменения касаются потребительских расходов, которые обратно зависят от уровня налогообложения.
Y= C(Y-T)+Ig+G+Xn
Личный располагаемый доход, откорректированный в результате налоговых изменений на величину Т, распределяется домохозяйствами между потреблением и сбережениями. Пропорции деления определяются показателями "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению".
DT=-(DС+DS)=-(DT*MPC+DT*MPS)
Знак "минус" отражает обратный характер изменений: в случае сокращения налогов платежеспособность населения и его расходы растут, в случае увеличения - падают.
К экономическому круговороту поступает(оставляет ли его) лишь часть откорректированного дохода, связанная с потреблением. Именно она и вызывает соответствующие изменения равновесного ВВП (рис.8).
DTà-DC*MPCàDY (Tà¯C*MPCà ¯Y; ¯TàC*MPC àY)
Налоговый мультипликатор(MT) – это числовой коэффициент, который показывает количественные изменения ВВП в результате изменения налоговых поступлений на 1 денежную единицу.
Он рассчитывается по формуле:
Учитывая, что показатель МРС всегда меньше 1, регулирующий потенциал налогов, вычисленный с помощью налогового мультипликатора, уступает государственным расходам.
Теоретической базой фискальной политики, ориентированной на совокупное предложение, является теория экономики предложения.
Согласно этой теории, сокращение налогов приведет не только к росту совокупного спроса, но и к увеличению совокупного предложения в результате:
- увеличение производственных
мощностей (рост сбережений и
повышение прибыльности
- усиление стимулов к производительному труду и предпринимательской деятельности;
- снижение цены на ресурсы на налоговый компонент.
Проблема поиска оптимальной ставки налогообложения связана с именем А.Лаффера, который, теоретически обосновав зависимость "уровень налогообложения - объем производства - база налогообложения - доходы бюджета", сделал вывод, что рост налоговой ставки лишь до определенной границы способен быть источником роста бюджетных поступлений. За этой же границей налоговые ставки блокируют мотивационные механизмы к производительному труду, приводят к увеличению издержек производства, роста цен, сужения рынка, сдерживают экономическую активность и, в итоге, предопределяют сокращение базы налогообложения(внутреннего продукта), в том числе и за счет роста судьбы доходов теневой экономики в ВВП.
Теоретические построения американского экономиста нашли свое подтверждение в хозяйственной практике. Мировой опыт свидетельствует, что экономика наилучшим образом функционирует(темпы экономического роста 10%-15%) при налогообложении прибыли по ставке 10%-12%. При ставке меньше 10% накопление капитала происходит быстрее, чем создаются условия его эффективного использования. Оптимальные ставки налога 20%-30% обеспечивают темпы экономического роста 3%-6% в год. Если же ставка налога на прибыль поднимается до 30-55%, происходит постепенное "сворачивание" экономической жизни.
Кривая Лаффера - связь между налоговыми ставками и налоговыми доходами государственного бюджета.
t
100%
topt
0
3. Бюджетный дефицит: виды, источники покрытия, последствия.
Дискреционная политика может меняется в зависимости от фазы экономического цикла. Например, в период спада производства дискреционная фискальная политика должна носить стимулирующий характер и складываться из: