Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Приведенные в таблице 2.1.1 данные свидетельствуют, что наибольшую сумму валового дохода приносит торговой организации розничная торговля и арендная плата. Его размер по сравнению с 2007 годом увеличился на 131 млн р.

Уровень издержек обращения  предприятия за 2007-2008 годы характеризуется  следующими данными, представленными  в таблице 2.1.2.

 

Таблица 2.1.2 – Издержки обращения ОАО «Мебель, хозтовары» за 2007-2008 годы

Статьи издержек

2007 год

2008 год

1

2

3

Амортизация основных средств

28

30

Расходы на оплату труда

268

318

Отчисления на социальные нужды

97

116

Расходы на текущий ремонт зданий

94

72

Расходы на ремонт транспортных средств

40

45

Налоги, включаемые в себестоимость

32

35

Расходы на топливо

71

83

Проценты по краткосрочному кредиту

21

15

Материальные затраты

42

39

Прочие расходы

17

65

Аренда зданий

63

74

Услуги охраны

14

16

Обслуживание банка

23

28

Итого:

810

936


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, наибольший удельный вес в общей сумме расходов на реализацию занимают статьи издержек «расходы на оплату труда» и «отчисления на социальные нужды». Так, в 2008 году их сумма составила 318 млн р. и 116 млн р. соответственно.

Среднесписочная численность  работников предприятия составляет 61 человек и возросла за год на 5 человек. При этом размер среднемесячной заработной платы составли 772,3 тыс р. против 483,5 тыс р. в 2007 году.

По состоянию на 01.01.2009г. восстановительная стоимость основных средств составляет 1558 млн р.

Стоимость чистых активов  ОАО «Мебель, хозтовары» на конец 2008 года составила 1,146, на начало года они составляли 1,112.

 

 

    1. Анализ динамики прибыли и рентабельности общества

 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной  деятельности торговых предприятий, выступают  валовая прибыль, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

В условиях рыночных отношений  эффективность функционирования субъектов  предпринимательской деятельности во многом зависит от прибыльности их работы, возможности накапливать  финансовые ресурсы, обеспечивать интересы собственников, инвесторов и государства, поддерживать конкурентоспособность  своей деятельности. В связи с  этим значительно возрастает значимость анализа прибыли и рентабельности предприятия. Комплексный анализ показателей  прибыли и рентабельности позволяет  оценить эффективность деятельности предприятия и использования  вложенного в  него капитала, определить финансовую устойчивость, разработать  оптимальные стратегические и управленческие решения.

Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности. В процессе анализа изучают динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, выявляют резервы роста чистого  дохода

В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

Прибыль от реализации товаров  зависит от изменения объёма розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счёт реализованных оптовых надбавок, и среднего уровня издержек обращения.

Большое влияние на сумму  прибыли от реализации товаров оказывает  изменение розничных цен. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растёт прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приёмом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объёма товарооборота за счёт изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый год) и делят на 100 [7, с.218].

На прибыль отчетного периода, кроме того, влияют изменения сумм прибыли (или убытков) операционных доходов и расходов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяют прямым счётом.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период.

Торговое предприятие  имеет следующие данные для анализа финансовых результатов, представленные в таблице 2.2.1.

Результаты анализа показывают, что в связи с повышением розничных цен (средний индекс розничных цен на товары в отчетном году по отношению к прошлому составил 1,12 раза) товарооборот ОАО «Мебель, хозтовары» возрос на 554 млн р. (5 168 – 4 614) и за счет этого прибыль от реализации товаров увеличилась в динамике на 5,2 млн р. (554 х 0,94 : 100). План по прибыли отчетного периода перевыполнен на 12 млн р., или на 30%. По сравнению с прошлым годом она возросла на 13 млн р., или на 33,9%. Получено прибыли сверх плана: от реализации товаров – 3 млн р.; от операционных доходов и расходов – 21 млн р., а от внереализационных доходов и расходов получен убыток в размере 12 млн р. В динамике на прибыль отчетного периода положительно повлиял рост прибыли от операционных доходов и расходов на 139 млн р., или на 434,4%. Прибыль от реализации товаров и от внереализационных доходов и расходов уменьшилась по сравнению с прошлым годом соответственно на 13 млн р. и 113 млн р., что отрицательно сказалось на общей сумме прибыли. В динамике на снижение прибыли от реализации товаров отрицательно повлиял рост расходов на реализацию на 142 млн р., или на 17,9%.

На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговых предприятий обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов  составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности рассчитывается не по всей прибыли отчетного периода, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от операционных доходов и расходов, а также внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объёма товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем продаж и считают одним из основных показателей оценки эффективности функционирования торговых предприятий

 

Таблица 2.2.1 - Динамика финансовых результатов ОАО «Мебель, хозтовары» за отчетный период

Показатели

Фактически за прош-

лый год

Отчетный период

Отклонение

В % к прошло-му году

План

Факт

% выпол.

плана

от плана

от прош-

лого периода

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Розничный товарооборот,

 - млн. р. в дейст. ценах

- в сопост. ценах

2. Налоги и другие обязательные платежи:

- сумма, млн р.

- уровень в % к обороту

3. Доход от реализации:

- сумма, млн р.

- уровень в % к обороту

4. Расходы на реализацию:

- сумма, млн р.

- уровень в % к обороту

5. Прибыль от реализации товаров:

- сумма, млн р.

- уровень, в % к обороту

6. Прибыль от операционных доходов и расходов, млн р.

7. Прибыль от внереализационных доходов и расходов, млн р.

8. Прибыль (убыток) отчетного периода, млн р.

9. Рентабельность продаж, %:

 

4 883

4 321

 

 

778

15,93

 

840

17,20

 

794

16,26

 

 

46

0,94

 

32

 

 

-39

 

39

0,94

 

5 050

-

 

 

808

16,00

 

920

18,22

 

890

17,62

 

 

30

0,59

 

150

 

 

-140

 

40

0,59

 

5 168

4 614

 

 

819

15,85

 

969

18,75

 

936

18,11

 

 

33

0,64

 

171

 

 

-152

 

52

0,64

 

102,3

-

 

 

101,4

99,1

 

102,3

102,9

 

105,2

102,8

 

 

102,6

108,5

 

114,0

 

 

-

 

130,0

108,5

 

+118

-

 

 

+11

-0,15

 

+118

+0,53

 

+46

+0,49

 

 

+3

+0,05

 

+21

 

 

-12

 

+12

+0,05

 

+285

+293

 

 

+41

-0,08

 

+285

+1,55

 

+142

+1,85

 

 

-13

-0,35

 

+139

 

 

-113

 

+13

-0,3

 

105,8

106,8

 

 

105,3

99,5

 

105,8

109,0

 

117,9

111,4

 

 

106,3

68,1

 

534,4

 

 

-

 

133,9

68,1


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По ОАО «Мебель, хозтовары» уровень рентабельности продаж в отчётном году составил 0,64% к обороту (табл. 2.2.1) и увеличился по сравнению с планом на 0,05% к обороту, а по сравнению с прошлым годом снизился на 0,3% к обороту. На изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с планом положительно повлияло повышение уровня валовой прибыли (на 0,53% к обороту) и относительное уменьшение налогов, включаемых в выручку от реализации товаров (на 0,15% к обороту) и отрицательно – увеличения уровня расходов на реализацию (на 0,49% к обороту). На снижение уровня рентабельности продаж в динамике отрицательно повлиял относительный рост уровня расходов на реализацию (на 1,85% к обороту) и положительно – повышение уровня валовой прибыли (на 1,55% к обороту) и относительное уменьшение налогов, включаемых в выручку от реализации товаров (на 0,08% к обороту).

Уровень рентабельности, исчисленный  отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных  ресурсах (активах), собственном и  заёмном капитале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с  этим экономисты предлагают определять рентабельность хозяйственных ресурсов как отношением годовой суммы  прибыли к среднегодовой стоимости  долгосрочных, нематериальных и текущих (оборотных) активов. Он показывает, сколько  процентов занимает прибыль в  активах предприятия или сколько  копеек прибыли получено с каждого  рубля совокупного (общего) капитала.

В зарубежной практике менеджмента  его называют уровнем рентабельности совокупного капитала (всех активов). При исчислении рентабельности совокупного  капитала в расчёт следует включать все производственные основные фонды (собственные, арендованные и безвозмездно полученные), другие долгосрочные и  нематериальные активы и все оборотные  средства. Фактическую среднегодовую  стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

Рентабельность совокупного  капитала (всех активов) по анализируемому торговому предприятию ОАО «Мебель, хозтовары» характеризуется следующими данными, представленными в табл. 2.2.2.

Торговое предприятие ОАО «Мебель, хозтовары» с каждого рубля совокупного капитала получила 1,51% прибыли при плане – 1,31%, что на 0,2 пункта больше, в динамике – на 0,16 пункта меньше.

Для изучения влияния факторов на прибыль отчетного периода составим следующие расчёты в таблице 2.2.3.

Большинство факторов положительно повлияли на выполнение плана и динамику прибыли розничного товарооборота предприятия. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то прибыль отчетного периода возросла бы по сравнению с планом на 39,3 млн р. (27,3 + 12) и в динамике – на 210,8 млн р. (97,8+113).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.2 - Информация об уровне рентабельности совокупного капитала ОАО «Мебель, хозтовары»

Показатель 

Фактичес-ки за прошлый год

Отчётный год

Отклонение 

в % к прошлому году

план

факти-чески

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Прибыль (убыток) отчетного периода, млн р. (П)

2. Среднегодовая стоимость  совокупного капитала, млн р. (СК)

3. В том числе:

- внеоборотные активы

- текущие (оборотные) активы

4. Уровень рентабельности  совокупного капитала (стр.1: стр.2 * 100), % (R)

 

39

 

 

2 333

 

1 107

1 226

 

1,67

 

40

 

 

3 050

 

1 200

1 850

 

1,31

 

52

 

 

3 453

 

1 480

1 973

 

1,51

 

130,0

 

 

113,2

 

101,1

102,6

 

115,3

 

+12

 

 

+403

 

+280

+123

 

+0,2

 

+13

 

 

+1 120

 

+373

+747

 

-0,16

 

133,9

 

 

148,0

 

133,7

160,9

 

129,0


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Таблица 2.2.3. Алгоритм расчёта влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли ОАО «Мебель, хозтовары»

Факторы

Влияние на выполнение плана  прибыли

Влияние на динамику прибыли

Расчёт

Сумма, млн р.

Расчёт

Сумма, млн р.

Изменение объёма розничного товарооборота в действующих  ценах

Изменение уровня валового дохода в % к обороту

Изменение уровня налогов  и других обязательных платежей, взимаемых  за счёт валового дохода, в % к обороту

Изменение уровня издержек обращения в % к обороту

Изменение прибыли от операционных доходов и расходов,

Изменение прибыли от внереализационных доходов и расходов

 

(+118 * 0,59): 100

 

5168 * (+0,53): 100

 

 

5168 * (+0,15) : 100

 

5168 * (-0,49) :100

 

 

 

-

 

-

 

+0,7

 

+23,4

 

 

 

+6,2

 

 

-27,3

 

 

 

+21

 

-12

 

(+285)*0,64 : 100

5168 * (+1,55) : 100

 

 

5168 * (+0,08) : 100

 

5168 * (-1,85) :100

 

 

-

 

-

 

+2,7

 

+78,1

 

 

 

+4,0

 

 

-97,8

 

 

 

+139

 

-113

Всего:

-

+12

-

+13

Информация о работе Анализ рентабельности