Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка.

    1. Факторный анализ рентабельности торговой организации

 

 

Сумма прибыли зависит  от ряда факторов, таких как: изменение  объема розничного товарооборота, уровня валовой прибыли, расходов на реализацию и налогов, взимаемых за счет реализованных  торговых надбавок, суммы прибыли  или убытка от операционных и внереализационных  операций, потерь от порчи ценностей  и т.д.

Анализ влияния факторов на изменение рентабельности совокупного  капитала произведем способом цепной подстановки.

 

 – факторная модель,   (2.1)

 

 

где, R – рентабельность совокупного  капитала;

 П – прибыль (убыток) от деятельности;

 СК – стоимость совокупного капитала [9, с.316].

 

Rо = По / СКо = 1,31%,

Rусл = П1 / СКо = 52 / 3 050 = 1,70%,

Rф = П1 / СК1 = 1,51%.

 

Изменение рентабельности совокупного  капитала за счет:

  1. прибыли отчетного периода:

 

ΔRП = Rусл – Rо = 1,70 – 1,31 = +0,39 пункта;

 

  1. среднегодовой стоимости совокупного капитала:

 

ΔRСК = Rф – Rусл = 1,51 – 1,70 = -0,19 пункта.

 

Итого: ΔRОБЩ = Rф – Rо = ΔRП + ΔRСК = 1,51 – 1,31 = +0,39 + (-0,19) = +0,2 пункта.

 

Таким образом, торговое предприятие ОАО «Мебель, хозтовары» с каждого рубля совокупного капитала получила 1,51% прибыли при плане – 1,31%, что на 0,2 пункта больше за счет положительного влияния одного фактора – роста прибыли отчетного периода. За счет этого фактора рентабельность совокупного капитала увеличилась бы на 0,39 пункта, однако за счет роста среднегодовой стоимости совокупного капитала это возможное увеличение сократилось на 0,19 пункта, что в конечном итоге привело к 0,2 пункта (+0,39 + (- 0,19)).

Аналогичным приемом изучают  влияние указанных выше факторов на динамику уровня рентабельности совокупного  капитала. Пересчитанный уровень рентабельности при фактической сумме прибыли прошлого года и фактических среднегодовых остатках совокупного капитала отчетного года составил 1,13% (39 / 3 453 х 100). Таким образом, рост активов предприятия на 1 120 млн р. снизил уровень рентабельности на 0,54 пункта (1,13 – 1,67), а увеличение суммы прибыли на 13 млн р. способствовало повышению уровню рентабельности совокупного капитала на 0,38 пункта (1,51 – 1,13).

Аналогично определяется влияние других факторов, связанных  с изменением суммы прибыли, на уровень  рентабельности совокупного капитала. Расчет влияния факторов произведем в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 - Алгоритм расчета влияния факторов (в части  изменения суммы прибыли) на уровень  рентабельности совокупного капитала ОАО «Мебель, хозтовары»

 

Факторы

По сравнению с планом влияние

По сравнению с прошлым  годом

На сумму прибыли, млн. р.

На уровень рен-

табельности, %

Влияние на сумму

прибыли, млн. р.

Влияние на уровень рентаб., %

1

2

3

4

5

1.Изменение  объема товарооборота

2.Изменение уровня

дохода от реализации

3.Изменение уровня налогов  и др. обязательных

платежей, взимаемых за счет валовой прибыли 

4.Изменение уровня расходов  на реализацию 

5.Изменение суммы

внереализационных доходов

6.Изменение суммы

внереализационных расходов

 

+0,7

 

+23,4

 

 

 

 

 

+6,2

 

 

-27,3

 

 

+21

 

 

-12

 

+0,02

 

+0,76

 

 

 

 

 

+0,21

 

 

-0,89

 

 

+0,68

 

 

-0,39

 

+2,7

 

+78,1

 

 

 

 

 

+4,0

 

 

-97,8

 

 

+139

 

 

-113

 

+0,08

 

+2,28

 

 

 

 

 

+0,12

 

 

-2,86

 

 

+4,06

 

 

-3,30

 Итого:

+12

+0,39

+13

+0,38


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Результаты таблицы 2.3.1 показывают, что если не было бы отрицательного влияния ряда факторов, то уровень рентабельности совокупного капитала по сравнению с планом увеличился бы на 1,28 пункта (0,89 + 0,39). За счет предупреждения влияния отрицательных факторов уровень рентабельности мог бы возрасти в динамике на 6,16 пункта (2,86 + 3,3).

Сумма прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов, влияние  которых на уровень рентабельности совокупного капитала можно определить способом долевого участия. Для этого  необходимо найти долю влияния каждого  фактора в сумме отклонения от плана или в динамике по балансовой прибыли и полученные результаты последовательно умножить на размер влияния прибыли на уровень рентабельности совокупного капитала. Итак, перевыполнение плана розничного товарооборота привело к росту прибыли на 0,7 млн р. (+118 х 0,59 / 100) при общем увеличении по сравнению с планом прибыли отчетного периода на 12 млн р. (табл.2.1.1). Следовательно, перевыполнение плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельности совокупного капитала на 0,02 пункта (0,7 / 12 х (+0,39)).

Способом долевого участия  можно также измерить влияние  на рентабельность совокупного капитала изменения средних остатков отдельных  видов активов торгового предприятия.

В таблице 2.3.2 проведем анализ влияния изменения остатков отдельных  видов активов на уровень рентабельности совокупного капитала торговой организации.

 

Таблица 2.3.2 - Алгоритм расчета влияния изменения остатков отдельных видов активов на уровень рентабельности совокупного капитала ОАО «Мебель, хозтовары»

 

Факторы

По сравнению с планом

По сравнению с прошлым  годом

изменение остатков отдельных  видов активов, млн р.

влияние на уровень рентабельности, %

изменение остатков отдельных  видов активов, млн р.

влияние на уровень рента-

бельности, %

1

2

3

4

5

1.Изменение среднегодовых  остатков внеоборотных активов

2.Изменение 

среднегодовых остатков оборотных активов

 

 

 

 

+280

 

 

 

+123

 

 

 

 

-0,13

 

 

 

-0,06

 

 

 

 

+373

 

 

 

+747

 

 

 

 

-0,18

 

 

 

-0,36

ИТОГО:

+403

-0,19

+1 120

-0,54


Примечание – Источник: собственная разработка.

Как видно из таблицы 2.3.2 рост остатков отдельных видов активов повлек к снижению уровня рентабельности как по сравнению с планом на 0,19 пункта, так и в динамике на 0,54 пункта. При этом остатки как внеоборотных, так и оборотных активов увеличились как по сравнению с планом, так и с прошлым годом.

Средние остатки внеоборотных актив математически можно представить  как отношение объема товарооборота  к уровню их фондоотдачи. Влияние  фондоотдачи внеоборотных активов  на рентабельность совокупного капитала можно также определить способом долевого участия. В таблице 2.3.3 определим данное влияние.

Снижение фондоотдачи  по сравнению с планом привело  к относительному увеличению средних  остатков внеоборотных активов на 252 млн р. (1480 – 1228), что привело к  уменьшению уровня рентабельности совокупного  капитала на 0,117 пункта [(-0,13) х (+252 / 280)].

Аналогично в таблице 2.3.4 определим влияние изменения  фондоотдачи внеоборотных активов  на динамику показателя рентабельности совокупного капитала торговой организации.

 

Таблица 2.3.3 - Алгоритм расчета среднегодовых остатков внеоборотных активов при различных условиях по ОАО «Мебель, хозтовары»

Показатель

Расчет

1-й

2-й

3-й

1. Розничный товарооборот  в действ. ценах, млн р.

2. Уровень фондоотдачи  внео-

боротных активов, р.

3.Средние остатки внеоборот-

ных активов, млн р.

План

5050

План

4,208

План

1200

Факт

5168

План

4,208

Пересчитанные

1228

Факт

5168

Факт

3,491

Факт

1480


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Таблица 2.3.4 - Алгоритм расчета среднегодовых остатков внеоборотных активов при различных условиях по ОАО «Мебель, хозтовары»

Показатель

Расчет

1-й

2-й

3-й

1. Розничный товарооборот  в действующих ценах, млн р.

 

2. Уровень фондоотдачи  внеоборотных активов, р.

 

3.Средние остатки внеоборотных  активов, млн р.

Прошлый

год

4883

Прошлый

год

4,411

Прошлый

год

1107

Отчетный

год

5168

Прошлый

год

4,411

Пересчитанные

1172

Отчетный

год

5168

Отчетный

год

3,492

Отчетный

год

1480


Примечание – Источник: собственная разработка.

Как показывают данные таблицы 2.3.4 в отчетном году произошло снижение фондоотдачи в динамике на 0,919 р. (3,492 – 4,411), что относительно увеличило остатки внеоборотных активов на 308 млн р. (1480 – 1172) и уменьшило уровень рентабельности совокупного капитала на 0,149 пункта [(-0,18) ∙ (+308 / 373)].

По результатам анализа  уровня рентабельности торгового предприятия  можно сделать вывод, что торговое предприятие ОАО «Мебель, хозтовары» не достигло высоких темпов роста прибыльности как по сравнению с планом, так и в динамике.

Так, уровень рентабельности продаж в 2008 году составил 0,64% к обороту и по сравнению с прошлым годом снизился на 0,3% к обороту. Рост остатков активов повлек к снижению уровня рентабельности как по сравнению с планом на 0,19 пункта, так и в динамике на 0,54 пункта. Кроме того, снижение фондоотдачи в динамике на 0,919 р. привело к уменьшению рентабельности совокупного капитала на 0,149 пункта.

Все это свидетельствует  об ухудшении финансовой устойчивости торговой организации, снижении эффективности хозяйствования.

 

  1. Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары»

 

    1. Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек

 

Организации более выгодно, если в расходах на реализацию находится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объёма реализации товаров. Если при спаде объема продаж переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту издержек обращения и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

Для увеличения объема розничного товарооборота можно использовать как ценовые, так и не ценовые  методы стимулирования продаж. Под  неценовыми средствами стимулирования понимают использование возможностей коммерческого, технологического, организационного и экономического характера, направленных на увеличение продаж, но не связанных  с изменением цены товара.

Среди неценовых средств  стимулирования особая роль принадлежит  устным консультациям и рекламе  продавца. Работник торгового зала (или продавец) должен иметь  высокую  квалификацию и хорошие знания товаров, уметь сравнивать аналогичные товары разных производителей, хорошо знать  область применения товаров, предлагать новые товары и модифицированные.  При предложении товара он должен учитывать приемлемое для покупателя соотношение «цена-качество». Только тогда возможно увеличение объема продаж, а, следовательно, и рентабельности работы всей организации в целом.

Результативным средством  неценового стимулирования также является рациональное размещение и эффектная  выкладка товаров. Главной задачей  менеджера торгового зала является наиболее выгодное представление всего  ассортимента и каждого товара в  отдельности. Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплексности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и  массы товаров, специфических свойств  товара. Особое внимание следует уделить  товарам с высокой оборачиваемостью, они должны занимать большую часть  демонстрационного зала магазина. Их необходимо рассредоточить с тем, чтобы  получить больше продаж и предотвратить  скопление покупателей.

Информация о работе Анализ рентабельности