Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа
Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.
Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65
В розничной продуктовой торговле кассовая зона по-прежнему остается самым рентабельным местом в магазине. Даже при идеальной организации работы кассы здесь покупатели в среднем задерживаются на некоторое время дольше, и предлагаемые к продаже продукты находятся сравнительно долго в поле их зрения. Вследствие этого в кассовой зоне самый высокий уровень импульсивной покупки по сравнению с другими отделами магазина. Ни какая другая зона не может достичь такого оборота и такой прибыли на такой маленькой площади.
Важное значение в организации
обслуживания покупателей имеет
и выкладка товаров, которая выступает
действенным средством
Также одним из важнейших способов увеличения розничного товарооборота являются все мероприятия, связанные с рекламой товаров той или иной марки вместе их реализации покупателям. Также не маловажно использовать такие возможности увеличения объема розничного товарооборота как продажи товаров в кредит, по каталогам, путем проведения презентаций, с доставкой на дом по заказам покупателей, выставки, ярмарки, базары, торговля через торговые автоматы, внемагазинные формы продажи: мелкорозничная и передвижная форма торговли, как дополнение к стационарной сети.
Кроме неценовых средств
стимулирования продаж, возможно, также
использовать ценовые средства содействия
продажам. Достаточно распространенным
ценовым средством
Однако рост прибыльности торгового предприятия в первую очередь зависит от суммы и уровня дохода, остающегося в распоряжении организации. На уровень дохода, остающегося в распоряжении организации, большое влияние оказывает структура товарооборота. Торговое предприятие ежегодно сталкивается с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При этом, чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, т.е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. Однако, в то же время, необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки, т.е. реализуемые товары должны быть максимально рентабельными. Но, выгодная закупка товаров сама по себе еще не означает высокой рентабельности. Поэтому важно обеспечить правильную сбытовую политику непосредственно в магазине, т.е. разместить товары так, чтобы он принес больше прибыли. Все товары условно делятся на три группы высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров позволит максимизировать прибыль и минимизировать затраты. Однако, нельзя реализовывать только высокорентабельные товары. В торговом зале и товарных запасах всегда должны присутствовать товары с разным уровнем прибыли в единице продукции, что создает возможность продавцу сделать дополнительные скидки с цены за счет сокращения доли прибыли и тем самым увеличить объем реализации и выровнять дополнительную прибыль, полученную вследствие ускорения оборачиваемости.
Важнейшим резервом роста
доходности торговой организации является
совершенствование структуры
Финансовые результаты организации с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависят от изменения физического объема реализации. Организация же с высокой долей постоянных расходов вынуждена в значительно большей мере опасаться снижения объемов реализации.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объём продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчётным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
Маржинальный анализ тесно связан с понятием операционного или предпринимательского риска, расчет которого базируется на определении силы операционного рычага.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение валовой прибыли от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчётах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой, валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между валовой прибылью от реализации и переменными затратами.
Значения данных показателей рассчитываются по следующим формулам
ВМ = ВП – ПЗ, (3.1)
, (3.2)
где ВМ – валовая маржа;
ВП – валовая прибыль; ПЗ – переменные затраты;
ОР – операционный рычаг;
П – прибыль.
Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это такая валовая прибыль от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
(3.3)
(3.4)
где ТБ – точка безубыточности;
ПЗП – постоянные затраты;
ВМОТН – валовая маржа в относительном выражении;
ПЗ – переменные затраты;
ВП – валовая прибыль.
Разница между достигнутой фактической валовой прибылью от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. Он показывает насколько можно снизить объем реализации еще не терпя убытков.
ЗФП = ВП – ТБ; (3.5)
(3.6)
где ЗФП – запас финансовой прочности;
ВП – валовая прибыль;
ТБ – точка безубыточности. [7, с.417].
На основании приведенной методики расчета показателей по данным торговой организации в таблице 3.1.1 проведем операционный анализ деятельности ОАО «Мебель, хозтовары».
Таблица 3.1.1 – Операционный анализ по ОАО «Мебель, хозтовары» млн р.
Показатели |
Значение | |
начало года |
конец года | |
1. Прибыль от реализации 2. Переменные затраты 3. Постоянные затраты 4. Прибыль 5. Валовая маржа |
840 553 241 46 287 |
969 652 283 33 317 |
Окончание таблицы 3.1.1 | ||
6. Операционный рычаг 7. Валовая маржа (относительное выражение) 8. Точка безубыточности 9. Запас финансовой прочности 10. Запас финансовой прочности (%) |
6,2
0,34 709 131 0,16 |
9,6
0,33 858 111 0,11 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании рассчитанных показателей на рисунке 3.1 отобразим точку безубыточности деятельности торговой организации и зоны возможных прибылей и убытков.
Затраты, млн р.
936 2 постоянные затраты
283
500 858 969
Рисунок 3.1 – График точки безубыточности деятельности ОАО «Мебель, хозтовары»
Примечание – Источник: собственная разработка.
На графике условными обозначениями обозначены:
На данном рисунке наглядно видно расположение зоны возможной прибыли и убытков.
Для обеспечения безубыточного режима функционирования торговой организации необходимо валовой прибыли в сумме 858 млн р. За 2008 год валовая маржа увеличилась на 30 млн р. и составила 317 млн р.
Сила воздействия операционного рычага на начало года составляла 6,2, на конец года составила 9,6. Таким образом, увеличение воздействия операционного рычага показывает на рост предпринимательского риска.
Запас финансовой прочности на конец года составляет 111 млн р. или на 20 млн р. меньше значения на начало года. Таким образом, за 2008 год уменьшился объем реализации, который можно снижать еще не терпя убытков. Об этом же свидетельствует и уменьшение запаса финансовой прочности в процентах с 0,16 на начало года до 0,11 на конец года.
Как показывают данные таблицы 3.1.1 показатели, характеризующие финансовое положение предприятия ухудшились, что является отрицательным моментом для предприятия.
Воздействие инноваций на
жизнедеятельность общества, экономики
и государства и интенсивность
их внедрения зависит от влияния
множества организационно-
Инновации, имея четкую ориентацию
на конечный результат и обеспечивая
определенный технический или социально-
ОАО «Мебель, хозтовары» для
обеспечения устойчивого
Наиболее актуальными для предприятия является применение ресурсосберегающих технологий в практической деятельности предприятия.
Ресурсосбережение – это комплекс архитектурно-строительных, конструктивных и инженерных решений и мероприятий, при которых достигается минимизация энергетических затрат (тепла, электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, сырья и материалов) на предприятии или здание.
Основной мотивацией для использования ресурсосберегающих технологий на ОАО «Мебель, хозтовары» должны стать:
На предприятии в последнее время уделяется значительное внимание процессам энергосбережения. Так, с целью экономии тепловой энергии на административной здании в 2004 году был установлен прибор учета расхода тепла, в результате удалось сократить расходы на отопление.
Динамика роста экономии на оплате топливно-энергетических ресурсов по ОАО «Мебель, хозтовары» за 2004-2006 годы представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1- Рост экономии на оплате топливно-энергетических ресурсов за 2004-2006 годы
Примечание – Источник: собственная разработка.
Для предприятия наиболее важны использование следующих инновационных технологий: