Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

В розничной продуктовой  торговле кассовая зона по-прежнему остается самым рентабельным местом в магазине. Даже при  идеальной организации  работы кассы здесь покупатели в  среднем задерживаются на некоторое  время дольше, и предлагаемые к продаже продукты находятся сравнительно долго в поле их зрения. Вследствие этого в кассовой зоне самый высокий уровень импульсивной покупки по сравнению с другими отделами магазина.  Ни какая другая зона не может достичь такого оборота и такой прибыли на такой маленькой площади.

Важное значение в организации  обслуживания покупателей имеет  и выкладка товаров, которая выступает  действенным средством стимулирования продаж. Она может являться элементом  образа организации и постоянной составляющей культуры обслуживания. Для каждого товара должен быть определен  наиболее целесообразный способ его  выкладки. Этот выбор зависит от особенностей товара, его формы, размеров, потребительских свойств, упаковки, методов продажи и других факторов.

Также одним из важнейших  способов увеличения розничного товарооборота  являются все мероприятия, связанные  с рекламой товаров той или  иной марки вместе их реализации покупателям. Также не маловажно использовать такие возможности увеличения объема розничного товарооборота как продажи товаров в кредит, по каталогам, путем проведения презентаций, с доставкой на дом по заказам покупателей, выставки, ярмарки, базары, торговля через торговые автоматы, внемагазинные формы продажи: мелкорозничная и передвижная форма торговли, как дополнение к стационарной сети.

Кроме неценовых средств  стимулирования продаж, возможно, также  использовать ценовые средства содействия продажам. Достаточно распространенным ценовым средством стимулирования является продажа по сниженным ценам. Продажа по сниженным ценам особенно эффективна в тех случаях, когда  цены играют решающую роль при выборе товара (товары повседневного спроса, сахар, минеральная вода, масло растительное, йогурты и т.д.). Потребителю адресуются соответствующие рекламно-информационные сообщения с целью побуждения к покупке в конкретной торговой точке.

Однако рост прибыльности торгового предприятия в первую очередь зависит от суммы и  уровня дохода, остающегося в распоряжении организации. На уровень дохода, остающегося  в распоряжении организации, большое  влияние оказывает структура  товарооборота. Торговое предприятие  ежегодно сталкивается с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При  этом, чем более разнообразным  будет ассортимент, тем полнее будет  удовлетворен спрос населения, т.е. покупатель заинтересован в возможности  широкого выбора товаров. Однако, в  то же время, необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки, т.е. реализуемые  товары должны быть максимально рентабельными. Но, выгодная закупка товаров сама по себе еще не означает высокой  рентабельности. Поэтому важно обеспечить правильную сбытовую политику непосредственно  в магазине, т.е. разместить товары так, чтобы он принес больше прибыли. Все  товары условно делятся на три  группы высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров позволит максимизировать прибыль и минимизировать затраты. Однако, нельзя реализовывать только высокорентабельные товары. В торговом зале и товарных запасах всегда должны присутствовать товары с разным уровнем прибыли в единице продукции, что создает возможность продавцу сделать дополнительные скидки с цены за счет сокращения доли прибыли и тем самым увеличить объем реализации и выровнять дополнительную прибыль, полученную вследствие ускорения оборачиваемости.

Важнейшим резервом роста  доходности торговой организации является совершенствование структуры розничного товарооборота, увеличение в его  объеме удельного веса непродовольственных  товаров.

Финансовые результаты организации  с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависят  от изменения физического объема реализации. Организация же с высокой долей постоянных расходов вынуждена в значительно большей мере опасаться снижения объемов реализации.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование  категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объём продаж, зону безопасности и  сумму прибыли по отчётным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

Маржинальный анализ тесно  связан с понятием операционного  или предпринимательского риска, расчет которого базируется на определении  силы операционного рычага.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение валовой прибыли от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчётах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой, валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между валовой прибылью от реализации и переменными затратами.

Значения данных показателей  рассчитываются по следующим формулам

 

 ВМ = ВП – ПЗ,     (3.1)

 

,     (3.2)

 

где ВМ – валовая маржа;

ВП – валовая прибыль; ПЗ – переменные затраты;

ОР – операционный рычаг;

П – прибыль.

Чем больше сила воздействия  операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Порог рентабельности (точка  безубыточности) – это такая валовая прибыль от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

 

 (3.3)

 

 (3.4)

 

 

где ТБ – точка безубыточности;

ПЗП – постоянные затраты;

ВМОТН – валовая маржа в относительном выражении;

ПЗ – переменные затраты;

ВП – валовая прибыль.

 

Разница между достигнутой  фактической валовой прибылью от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. Он показывает насколько можно снизить объем реализации еще не терпя убытков.

 

ЗФП = ВП – ТБ;    (3.5)

 

(3.6)

 

где ЗФП – запас финансовой прочности;

ВП – валовая прибыль;

ТБ – точка безубыточности. [7, с.417].

 

На основании приведенной методики расчета показателей по данным торговой организации в таблице 3.1.1 проведем операционный анализ деятельности ОАО «Мебель, хозтовары».

 

Таблица 3.1.1 – Операционный анализ по ОАО «Мебель, хозтовары» млн р.

Показатели

Значение

начало года

конец года

1. Прибыль от реализации

2. Переменные затраты

3. Постоянные затраты

4. Прибыль

5. Валовая маржа

840

553

241

46

287

969

652

283

33

317

Окончание таблицы 3.1.1

6. Операционный рычаг

7. Валовая маржа (относительное  выражение)

8. Точка безубыточности

9. Запас финансовой прочности

10. Запас финансовой прочности  (%)

6,2

 

0,34

709

131

0,16

9,6

 

0,33

858

111

0,11


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

На основании рассчитанных показателей на рисунке 3.1 отобразим  точку безубыточности деятельности торговой организации и зоны возможных  прибылей и убытков.

 

 

                                                                           реализация

                     Затраты, млн р.


                                                                                    3                          общие издержки


                                              


                                                          1

                                                                                         4

936                   2                                         постоянные затраты                  

 


283                                                                                                    Доходы от реализации,

                                                                                                        млн р.         


500     858  969

Рисунок 3.1 – График точки безубыточности деятельности ОАО «Мебель, хозтовары»

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

На графике условными  обозначениями обозначены:

  1. точка окупаемости
  2. зона убытков
  3. зона прибыли
  4. зона (поле) безопасности

 

На данном рисунке наглядно видно расположение зоны возможной прибыли и убытков.

Для обеспечения безубыточного  режима функционирования торговой организации необходимо валовой прибыли в сумме 858 млн р. За 2008 год валовая маржа увеличилась на 30 млн р. и составила 317 млн р.

Сила воздействия операционного рычага на начало года составляла 6,2, на конец года составила 9,6. Таким образом, увеличение воздействия операционного рычага показывает на рост предпринимательского риска.

Запас финансовой прочности на конец года составляет 111 млн р. или на 20 млн р. меньше значения на начало года. Таким образом, за 2008 год уменьшился объем реализации, который можно снижать еще не терпя убытков. Об этом же свидетельствует и уменьшение запаса финансовой прочности в процентах с 0,16 на начало года до 0,11 на конец года.

Как показывают данные таблицы 3.1.1 показатели, характеризующие финансовое положение предприятия ухудшились, что является отрицательным моментом для предприятия.

 

 

    1. Внедрение инновационных технологий как условия роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары»

 

 

Воздействие инноваций на жизнедеятельность общества, экономики  и государства и интенсивность  их внедрения зависит от влияния  множества организационно-экономических факторов и просматривается по следующим направлениям:

  • устойчивость и безопасность социально-экономической системы;
  • технический уровень и конкурентоспособность национальной экономики и ее отраслей;
  • укрепление конкурентных позиций на мировом рынке товаров и экономики в целом;
  • интенсивность информационных потоков и информационная безопасность государства;
  • масштабы экспорта;
  • структурные преобразования экономики;
  • интеграционные процессы и т.д.

Инновации, имея четкую ориентацию на конечный результат и обеспечивая  определенный технический или социально-экономический  эффект, существенно отличаются друг от друга и обладают множеством разновидностей.

ОАО «Мебель, хозтовары» для  обеспечения устойчивого финансового  положения необходимо активно внедрять инновационные технологии как на предприятии так и реализовывать  товары, изготовленные по инновационным  технологиям.

Наиболее актуальными  для предприятия является применение ресурсосберегающих технологий в практической деятельности предприятия.

Ресурсосбережение – это  комплекс архитектурно-строительных, конструктивных и инженерных решений  и мероприятий, при которых достигается минимизация энергетических затрат (тепла, электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, сырья и материалов) на предприятии или здание.

Основной мотивацией для использования ресурсосберегающих технологий на ОАО «Мебель, хозтовары» должны стать:

  • снижение расходов на отопление и горячее водоснабжение зданий при повышенных требованиях к характеристикам внутреннего микроклимата;
  • снижение расходов на освещение и электроснабжение зданий и предприятий;
  • экономия средств с целью их использования на другие цели;
  • улучшение экологии и качества воздушной среды.

На предприятии в последнее  время уделяется значительное внимание процессам энергосбережения. Так, с  целью экономии тепловой энергии  на административной здании в 2004 году был установлен прибор учета расхода  тепла, в результате удалось сократить расходы на отопление.

Динамика роста экономии на оплате топливно-энергетических ресурсов по ОАО «Мебель, хозтовары» за 2004-2006 годы представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1- Рост экономии на оплате топливно-энергетических ресурсов за 2004-2006 годы

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Для предприятия наиболее важны использование следующих  инновационных технологий:

  • выполнение работ, связанных с теплозащитой здания магазина и административного здания, а также максимальное использование факторов, влияющих на основные характеристики здания (объёмно-планировочные и конструктивные решения);
  • выполнение работ, связанных с повышением энергоэффективности инженерных систем здания (отопления, вентиляции, теплоснабжения, освещения и энергоснабжения).

Информация о работе Анализ рентабельности