Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Реализация предложенных направлений позволит ОАО «Мебель, хозтовары» уменьшить расходы на реализацию и увеличить сумму прибыли на общую сумму 17,7 млн р. (12,6 + 4,0 + 1,1).

При увеличении на данную сумму  прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг возможный рост рентабельность продаж составит 0,34% и привело бы к значению рентабельности продаж в целом по торговой организации в 0,98%.

 

    1. Формирование эффективной ассортиментной стратегии

ОАО «Мебель, хозтовары»

 

Большое значение в практической деятельности работы предприятия имеет  место совершенствование функций контроля в сфере закупок, целью которых является увеличение продаж и, следовательно, товарооборота.

С целью улучшения показателей  деятельности предприятия важна  реализация следующих мероприятий:

  • мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками и размещению заказов;
  • мероприятия по совершенствованию ассортимента;
  • мероприятия по совершенствованию системы обслуживания посетителей (потенциальных и реальных покупателей).

Известно, что ресурсы  предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом  товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей  и его активное формирование должны определять использование имеющихся  ресурсов. Успешная реализация товаров  обеспечивает эффективность работы предприятия.

Коммерческая работа в  торговле — это деятельность предприятия, направленная на решение особого  комплекса задач. Изучение процессов  их реализации — важный элемент  оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.

Финансы торговых предприятий  представляют собой систему экономических  отношений, осуществляемых через реальный оборот денежных средств. Эти экономические  отношения включают процесс образования, распределения и использования  денежных средств в соответствии с планами хозяйственной деятельности организации.

Основное назначение функционирования финансов состоит в том, чтобы  обеспечить предприятия необходимыми финансовыми ресурсами для роста  товарооборота, организовать непрерывный  кругооборот средств в хозяйстве  и увеличение на этой основе доходов  от торгово-хозяйственной деятельности. Кругооборот основных средств должен создать условия для расширенного воспроизводства основных фондов, а  кругооборот оборотных средств  должен обеспечить получение выручки, превышающей объем авансированных средств.

Финансы, являясь составным  элементом экономического механизма  управления организациями, служат основой  для образования необходимых  для нормальной хозяйственной деятельности различных фондов денежных средств: уставного капитала и резервного фонда, фондов накопления и потребления, фонда оплаты труда, амортизационного фонда и др.

Финансы торговых организаций  выполняет две важнейшие функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция  финансов связана с распределением финансовых ресурсов на конкретные цели в соответствии с установленными планами, созданием различных специальных  и резервных фондов денежных средств.

Контрольная функция финансов предполагает осуществление повседневного  контроля за всеми сторонами хозяйственной  деятельности и активное воздействие  на происходящие в экономической  жизни организации процессы. Так, финансовый контроль за поступлением торговой выручки дает возможность  выявить одновременно недостатки в  организации торговли и закупки  товаров. Через финансы должен обеспечиваться контроль за использование оборотных  средств на закупку товаров, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за экономным  расходованием средств.

Финансовые ресурсы являются экономической основой для организации  торговой деятельности на принципах  самофинансирования. Масштабы и темпы  развития товарооборота  и всей хозяйственной  деятельности зависят, прежде всего, от обеспеченности финансовыми ресурсами. С другой стороны, рост товарооборота  и успешное выполнение планов хозяйственной  деятельности обеспечивают увеличение финансовых ресурсов, и укрепление финансового положения торговых предприятий за счет роста прибыли  от хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы, вложенные  в оборотные фонды и фонды  обращения, составляют оборотные средства. Эффективность расходования оборотных  средств, составляющих преобладающую  часть всех финансовых средств, оказывает  непосредственное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности – прибыль и рентабельность.

Чем быстрее оборачиваемость  оборотных средств, тем меньше потребность  в кредитах, соответственно меньше расходы на реализацию, больше прибыль  за счет снижения расходов за пользование  банковскими кредитами, по хранению товарных запасов, потерь товаров и  др.

Поэтому повышение эффективности  использования оборотных средств  имеет важное экономическое значение для каждого торгового предприятия.

Среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия  ассортиментная политика занимает особое место.

В ассортиментной политике должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных  товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах.

В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих  торговых предприятий. В основу действующих  в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический  признак группировки товаров, который  не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности  развития спроса и другие условия.

Для характеристики ассортимента и определения результативности ассортиментной политики ОАО «Мебель, хозтовары» проанализированы структура ассортимента, его широта и частично глубина. Установлено, что можно охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту. На предприятии анализ ассортимента товаров не проводится.

Как показали исследования практически все договоры и спецификации к ним не содержат сведений о развернутой  номенклатуре товаров. При заключении коммерческих сделок, договоров поставки, контрактов строгого согласования внутригруппового ассортимента практически не бывает. Ситуация складывается в пользу производителя-поставщика и, чаще, «перекупщика». Это неблагоприятно отражается на соответствии спроса и предложения, приводит к необоснованному завышению цен.

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина и объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, являются финансовая устойчивость, авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности (значительные темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.).

Для повышения социального  уровня торгового обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой — свидетельствует  о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента — ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности наиболее интересным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его  пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен  как коэффициент обновления. Он представляется особенно важным для работы с непродовольственными товарами.

В оперативной работе (пополнение и регулирование ассортимента торгового  предприятия) для ОАО «Мебель, хозтовары» целесообразно использовать такой показатель, как доля новых товаров в объеме новых поступлений, а при оценке длительных хозяйственных связей — доля новых изделий в общем объеме поступления товаров в розничную сеть. Специалистам следует особо выделять товары с улучшенными потребительскими свойствами.

Расчеты устойчивости (стабильности) ассортимента на предприятии позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров. Специалистам, занимающимся анализом стабильности реализации товара с колеблющимся (неравномерным) количеством покупок в течение дня, введение такого учета поможет не только оценивать эффективность организации товароснабжения, но и определять рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики торгового предприятия. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

Результативность хозяйственных  связей во многом определяется правильностью  выбора поставщика и формой осуществления  торговых сделок. Количество поставщиков, частота завоза товаров зависят  от типа магазина и его мощности, ассортиментного профиля, которые являются определяющими факторами при формировании ассортимента и объемов товарооборота. С увеличением торговой площади возрастает частота завоза товаров, а следовательно, и товарооборачиваемость. Экономнее расходуются в целом средства предприятия.

Ассортимент ОАО «Мебель, хозтовары» на сегодняшний день состоит из следующих товарных групп:

  • мебель для спальни и прихожей;
  • мебель для кухни;
  • чистящие средства и порошки;
  • посуда.

Проценты прибыли, приходящиеся на каждую товарную группу отразим в таблице 3.3.1

 

Таблица 3.3.1 - Процент прибыли, приходящийся на каждую товарную группу, %

Наименование товарной группы

2006 год

2007 год

2008 год

отклонение 2008г. к 2007г.

1

2

3

4

5

Мебель для спальни

Мебель для кухни

Мебель для прихожей

 

Чистящие средства и порошки

Посуда

98

2

-

 

-

-

86

5

2

 

5,5

1,5

84

7

1

 

6

2

2

2

-1

 

0,5

0,5


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы 3.3.1 можно сделать вывод, что в 2008 году на мебель для спальни приходится 84% всей прибыли, на все остальные товарные группы присутствующие в ОАО «Мебель, хозтовары» приходится 16 %.

В следствие этого торговое предприятие должно уделять больше внимания расширению ассортимента мебели. Цены данных ассортиментных групп ориентированы на средний сегмент рынка, а следовательно присутствует сбалансированность предложения и спроса.

Коэффициент торговой площади составляет 0,38, коэффициент экспозиционной площади равен 0,50. Для более лучшего размещения и повышения доли торговой площади в общей площади магазинов целесообразно применить линейную систему с продольным размещением оборудования.

Тогда установочная площадь  зала будет равна 0,33, а экспозиционная 0,91. Эти коэффициенты свидетельствуют о том, что даже при увеличении ассортимента на 3,08 технологическое размещение оборудования позволит эффективно использовать площадь торговых залов и может повысить товарооборот на 0,2-0,4 %.

Следующим предложением является отказ от сотрудничества с такими поставщиками мебели как ОАО «Барановичская мебельная фабрика» и ОАО «Брестская мебельная фабрика», мебель этих фирм не отвечает предъявляемым стандартам по качеству и внешнему интерьеру. На продукцию данных поставщиков приходится 17% брака.

Чтобы не снижать уровень ассортиментных групп, можно увеличить поставки мебели таких производителей как ОАО «Гомельдрев», ОАО «Ружанская мебельная фабрика» – это товар, находящийся на стадии роста, а следовательно характеризуется быстрым увеличением объема реализации, и возрастанием прибыли.

Потенциальные возможности сбыта ОАО «Мебель, хозтовары» зависят от того, на сколько предлагаемый ассортимент товаров соответствует запросам покупателей, формирующихся под воздействием рекламы.

Для этого предлагаем принимать  заказы потребителей по каталогам, несколько моделей из каталогов следует показывать в витрине магазина, используя блик-фанги: яркие декоративные рисунки, организующие тему витрины, рекламные тесты и другие ярко выраженные декоративные детали.

Все эти факторы следует учитывать при расчетах экономической

эффективности. Дополнительную валовую прибыль под воздействием рекламы определим по формуле

 

,       (3.7)

 

где ВП – дополнительная валовая прибыль под воздействием рекламы (руб.);

Тс – среднедневная валовая прибыль до рекламного периода (руб.);

Информация о работе Анализ рентабельности