Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа
Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.
Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Рентабельность –
В экономической теории применяется
несколько определений
В любом определении
Показатель рентабельности
характеризует эффективность
Значимость коэффициента
рентабельности в условиях ориентации
на рыночные отношения определяется
интересом к нему не только работников
данной организации, но и интересом
государства, контрагентов, собственников,
кредиторов и заемщиков. Повышение
уровня рентабельности для коллектива
организации означает укрепление финансового
положения, а, следовательно, увеличение
средств, направляемых на материальное
стимулирование их труда. Для управленцев
эта информация о результатах
применяемой тактики и
Если уровень рентабельности
возрастает, то возрастает интерес
к данному предприятию других
потенциальных акционеров. Цена акций
в этом случае также возрастает.
У предприятия поваляется возможность
не только дальнейшего развития данного
вида деятельности, но и возможность
получения более высоких
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменения интересуют с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам; снижение риска не возврата заемных средств; платежеспособности клиента и возможности для дальнейшего его развития.
Динамика рентабельности
торговой организации изучается
также налоговыми службами, фондовыми
биржами, профессиональными
В мировой практике широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, ее текущего положения. Оценка рентабельности производится с помощью многочисленных показателей, определяемых как процентное отношение прибыли к розничному товарообороту, основным средством, оборотным средствам, фонду заработной платы, функционирующему капиталу, экономическим ресурсам, текущим затратам. Одни из них используются для оценки текущего положения организации, другие – при проведении динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности.
Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
Показатели рентабельности
представляют собой частное от деления
двух величин. Многочисленные варианты
числителя возникают при
Прибыль и рентабельность, тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Прибыль выражается в абсолютной сумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Для этого используют относительный показатель прибыльности – рентабельность. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [13, с. 154].
Разделяют рентабельность как
общую – процентное отношение
общей прибыли к среднегодовой
суммарной стоимости
В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности, что определяет актуальность и проблематичность их изучения. Рентабельность может определяться на основе различных показателей прибыли: чистой прибыли, прибыли от реализации, а также множества вариантов при соединении прибыли с другими элементами бухгалтерской отчетности. Использование показателя чистая прибыль позволяет выявить влияние на рентабельность налоговой системы, методов государственного регулирования деятельности организаций. Введение в числитель применяемых формул показателя прибыли от реализации позволяет оценить эффективность основной и неосновной деятельности, что важно для обоснования применяемых решений по направлениям вложения инвестиций.
Рентабельностью называют синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период и характерликое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле
, (1.1)
где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности
торгового предприятия;
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота (без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле
, (1.2)
где П - сумма прибыли торгового предприятия,
К - средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги.
Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле
∙100, (1.3)
где П - сумма прибыли;
ОФ - средняя стоимость основных фондов;
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств.
Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов
∙100, (1.4)
где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств [ 14, с.87].
Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как:
Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями.
В процессе
анализа необходимо изучить динамику
перечисленных показателей
Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть объединены в группы по признакам образования прибыли. Различают три основных условия образования прибыли: инициатива предприятия; благоприятные обстоятельства; признание деятельности предприятия особо полезной для общества.
Факторы, влияющие на размер прибыли, созданной на основе инициативы предприятий, следующие: инновационная деятельность предприятия; отсутствие страха перед риском; использование экономии на масштабах производства; дальновидная заёмная политика предприятия.
На
уровень рентабельности существенное
влияние оказывает также
На
прибыль предприятия
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объёмом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный
метод управленческих расчётов называют
ещё анализом безубыточности или
содействия доходу. Разработан он в 1930
году американским инженером Уолтером
Раутенштрахом как метод
Это
соотношение анализируется для
исследования комплекса причинно-
В основу
методики положено деление производственных
и сбытовых затрат в зависимости
от изменения объёма производства на
переменные и постоянные издержки и
использование категории
Маржинальный
доход предприятия – это
Маржинальный
анализ (анализ безубыточности) широко
применяется в странах с