Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность – синтетический  показатель, отражающий многие стороны  деятельности торговых организаций  за определенный период [12, с.223].

В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности:

  • прибыльность;
  • отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
  • сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
  • интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности;
  • относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса [19,с. 217].

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы, полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости  основных и оборотных средств, фонду  оплаты труда, собственному или заемному капиталу и другим ресурсам организации.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Он более полно, чем прибыль  характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта  с наличными или потребленными  ресурсами.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данной организации, но и интересом  государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение  уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового  положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда. Для управленцев  эта информация о результатах  применяемой тактики и стратегии  и о целесообразности ее корректировки. Собственников, акционеров и учредителей  показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе  общих вложений.

Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес  к данному предприятию других потенциальных акционеров. Цена акций  в этом случае также возрастает. У предприятия поваляется возможность  не только дальнейшего развития данного  вида деятельности, но и возможность  получения более высоких дивидендов у акционеров. И, наоборот, при падении  уровня рентабельности интерес к  вложениям в данное предприятие  падает.

Кредиторов и заемщиков  денежных средств уровень рентабельности и его изменения интересуют с  точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам; снижение риска не возврата заемных средств; платежеспособности клиента и возможности  для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности торговой организации изучается  также налоговыми службами, фондовыми  биржами, профессиональными ассоциациями.

В мировой практике широко используется система показателей  рентабельности для оценки эффективности  работы фирмы, ее текущего положения. Оценка рентабельности производится с помощью  многочисленных показателей,  определяемых как процентное отношение прибыли  к розничному товарообороту, основным средством, оборотным средствам, фонду  заработной платы, функционирующему капиталу, экономическим ресурсам, текущим  затратам. Одни из них используются для оценки текущего положения организации, другие – при проведении динамического  и сравнительного анализа показателей  рентабельности.

Распределительная функция  рентабельности конкретно проявляется  в том, что ее величина является одним  из основных критериев для распределения  части прибавочного продукта – прибыли.

Показатели рентабельности представляют собой частное от деления  двух величин. Многочисленные варианты числителя возникают при соединении прибыли с  другими элементами бухгалтерской отчетности. Весьма разнообразны варианты и знаменателя. Существует несколько десятков способов калькуляции  рентабельности, весьма различных по своим задачам и по качеству.

Прибыль и рентабельность, тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим  возможностям. Прибыль выражается в  абсолютной сумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Для этого используют относительный показатель прибыльности – рентабельность. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих  операций  или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [13, с. 154].

Разделяют рентабельность как  общую  –  процентное  отношение  общей прибыли  к среднегодовой  суммарной стоимости производственных основных фондов и оборотных средств; и рентабельность расчетную –  отношение расчетной прибыли к среднегодовой  стоимости  тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель  уровня  рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [4, с 196].

В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности, что определяет актуальность и проблематичность их изучения. Рентабельность может определяться на основе различных показателей прибыли: чистой прибыли, прибыли от  реализации, а также множества вариантов при соединении прибыли с другими элементами бухгалтерской отчетности. Использование показателя чистая прибыль позволяет выявить влияние на рентабельность налоговой системы, методов государственного регулирования деятельности организаций. Введение в числитель применяемых формул показателя прибыли от реализации позволяет оценить эффективность основной и неосновной деятельности, что важно для обоснования применяемых решений по направлениям вложения инвестиций.

Рентабельностью называют синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период и характерликое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле

 

, (1.1)

 

где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности

торгового предприятия;

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

 

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле

 

,      (1.2)

 

где П - сумма прибыли торгового предприятия,

  К - средняя величина собственного капитала.

 

Этот  показатель имеет важное значение для  акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги.

Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

Показатель  рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле

 

 ∙100,     (1.3)

 

где П - сумма прибыли;

  ОФ - средняя стоимость основных  фондов;

 

Аналогично  высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств.

Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов

 

  ∙100,    (1.4)

 

где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств [ 14, с.87].

 

Если  торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду  с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как:

  • рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения);
  • рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате);
  • рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств);
  • рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих);
  • рентабельность эффективности использования торговых площадей;
  • рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. [7, с.153].

Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями.

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и  провести межхозяйственные сравнения  с предприятиями-конкурентами.

Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть объединены в группы по признакам образования прибыли. Различают три основных условия  образования прибыли: инициатива предприятия; благоприятные обстоятельства; признание  деятельности предприятия особо  полезной для общества.

Факторы, влияющие на размер прибыли, созданной  на основе инициативы предприятий, следующие: инновационная деятельность предприятия; отсутствие страха перед риском; использование  экономии на масштабах производства; дальновидная заёмная политика предприятия.

На  уровень рентабельности существенное влияние оказывает также динамика рыночного спроса. Она одновременно обусловлена темпами прироста населения, уровнем доходов потребителей и  размером цен на продукцию. Продукция  предприятий, пользующаяся быстрорастущим спросом, характеризуется более  высоким уровнем рентабельности.

На  прибыль предприятия существенное влияние оказывает признание  полезности деятельности предприятия  со стороны общественных институтов. К ним относятся государственные  органы власти, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т.п. В этом случае формирование прибыли предприятия  в большей мере зависит от решения  какого-либо института или договора между ними, чем от экономических  факторов.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя  группами важнейших экономических  показателей: издержками, объёмом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого  из этих показателей при заданном значении других.

Данный  метод управленческих расчётов называют ещё анализом безубыточности или  содействия доходу. Разработан он в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика  критического объёма производства. Впервые  подробно был описан в отечественной  литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а  позднее – А.П. Зудилиным. Данный анализ под названием «маржинальный» в отечественной литературе начал  встречаться только в последнее  время, раньше он был известен как  анализ соотношения «издержки-объёмы-прибыль» [10, с.125].

Это соотношение анализируется для  исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших показателей  конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования  управленческих решений.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости  от изменения объёма производства на переменные и постоянные издержки и  использование категории маржинального  дохода.

Маржинальный  доход предприятия – это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами  на неё. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми  рыночными отношениями. Он позволяет  изучить зависимость прибыли  от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять  процессом формирования её величины.

Информация о работе Анализ рентабельности