Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Основными функциями прибыли  являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель прибыль характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех в бизнесе, рост объемов  деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу  между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Прибыль, являясь конечным результатом  деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. 

Важнейшими факторами, определяющими  прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха риска, рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности (т.е. выбор такого масштаба организации, который позволит обеспечить максимальную рентабельность).

  • Прибыль, учитывая ее различие между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:
  • ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
  • полученная прибыль является измерителем результатов деятельности организации;
  • часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
  • часть прибыли, выступающая в качестве вознаграждения владельцам капитала [5, с. 182].

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате;
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов [13, с.184].

Распределительная функция  рентабельности конкретно проявляется  в том, что ее величина является одним  из основных критериев для распределения  части прибавочного продукта – прибыли.

Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определялся не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

Практика показывает, что очень часто при формировании отпускных цен (тарифов) на произведенные  товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования приводит в затруднение вопрос о  том, какой размер рентабельности законодательство позволяет им предусмотреть в  формируемой отпускной цене. Прежде всего, следует обратить внимание на постановление Совета Министров РБ от 27.02.2003 № 273 (далее – постановление № 273), которым утверждены предельные уровни рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории Республики Беларусь (далее – предельные уровни рентабельности). Постановление № 273 было принято в целях противодействия завышению цен (тарифов) субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (далее – организации-монополисты).

Соблюдать утвержденные постановлением № 273 предельные уровни рентабельности обязаны организации и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – реестр монополистов). Согласно подп. 5.8 п. 5 Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967, формирует и ведет реестр монополистов, а также Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее – реестр естественных монополий) Департамент ценовой политики Минэкономики. Реестр монополистов и реестр естественных монополий утверждаются приказами Департамента ценовой политики Минэкономики (приказами управлений ценовой политики исполкомов областей и г. Минска). Например, реестр монополистов республиканского уровня по состоянию на 1 января 2007 г. утвержден приказом Департамента ценовой политики Минэкономики РБ от 09.01.2007 № 01-2007. Внесение изменений в реестр монополистов (включение хозяйствующего субъекта в реестр, изменение товарной позиции, по которой он включен в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра) осуществляется приказами директора

Департамента  ценовой политики Минэкономики, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на республиканском товарном рынке, и приказом начальника управления ценовой политики облисполкома или Минского горисполкома, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местных товарных рынках. Согласно п. 10 Положения № 13 данные приказы вступают в силу через 7 дней с момента их принятия. Решение о включении (исключении) хозяйствующего субъекта в (из) реестр(а) монополистов или об изменении его товарной позиции доводится до субъекта хозяйствования Департаментом (управлениями) ценовой политики также в недельный срок (п. 11 Положения № 13). Таким образом, при соблюдении указанных сроков, на день вступления приказа в силу субъект хозяйствования должен быть о нем проинформирован. Приведенные положения законодательства позволяют сделать вывод, что если организация не получала информацию о включении ее в реестр монополистов, то она может не придерживаться утвержденных постановлением № 273 предельных уровней рентабельности. Полезно также знать, что согласно п. 2 постановления № 273 в целях стимулирования роста эффективности производства предельные уровни рентабельности не распространяются:

  • на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством;
  • на новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска этих товаров, в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
  • на товары (работы, услуги), производимые организациями, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
  • на новые товары (работы, услуги) в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство.

Например: Кричевский завод резиновых изделий разработал и со 2 апреля 2008 г. поставил на серийное производство новый вид резиновой обуви. Отпускная цена на новый товар сформирована с рентабельностью в размере 40% (т.е. выше предельного уровня рентабельности в размере 25%, предусмотренного постановлением № 273 для организаций-монополистов химической и нефтехимической промышленности).

На основании п. 2 постановления № 273 превышение предельного уровня рентабельности при формировании отпускной цены на новую резиновую обувь допустимо в течение года, в нашем случае – по март 2009 г.

Организации, производящие определенные виды продукции (работ, услуг) Предельный норматив рентабельности предусмотрен в некоторых нормативных правовых актах по определенным видам продукции (работ, услуг), в частности:


в размере 30%:

  • по аудиторским услугам при проведении обязательной аудиторской проверки (п. 3 Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 30.04.2002 № 94);
  • по услугам по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды (п. 8 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги (работы) по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 09.02.2004 № 36);
  • по платному обучению в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования (п. 2 Инструкции о стоимости платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, утвержденной постановлением Минобразования РБ от 20.04.2006 № 38);

в размере 25%:

  • по продукции (услугам) военного назначения, в т.ч. поставляемой (оказываемым) по государственному оборонному заказу; если же в себестоимости продукции (услуг) военного назначения удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет свыше 85%, то предельный норматив рентабельности составляет 15% (постановление Совета Министров РБ от 09.06.2006 № 727);
  • по землеустроительным и геодезическим работам, выполняемым по договорам с Государственным комитетом по имуществу, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; если же названные работы выполняются по договорам с гражданами и организациями, финансируемыми из бюджета (бюджетными организациями), то предельный норматив рентабельности составляет 5% (постановление Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 632);

в размере 20%

  • по платным медицинским услугам (п. 6 Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 22.12.2003 № 51).

Субъекты хозяйствования, на которых распространяются названные нормативно-правовые акты, обязаны соблюдать установленные этими документами предельные нормативы рентабельности. Соблюдение предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов)

  • Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям.
  • Прибыль, прежде всего, является универсальным показателем, характеризующем эффективность хозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала и произведенных затрат отражает успешность бизнеса, возможности его дальнейшего совершенствования.
  • Прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциала, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Расширение производства происходит за счет капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Расширение производства происходит за счет капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Кроме того, часть прибыли может быть инвестирована в ценные бумаги и также приносить их владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использования прибыли производятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят из оборота организации, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительную прибыль.

Прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материального стимулирования. За счет прибыли может производиться:

  • премирование персонала;
  • выплата вознаграждений по итогам работы за год;
  • выплата материальной помощи;
  • оплата дополнительных отпусков;
  • выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам организации;
  • предоставление бесплатного питания работникам;
  • оплата жилья, путевок на лечение и отдых работникам и их детям, а также другие виды материальной помощи.
  • Прибыль является источником финансирования расходов организации на содержание социальной сферы, находящейся на его балансе.
  • Прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий, а следовательно, служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.
  • В росте прибыли организаций заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают налоговые отчисления в государственный бюджет. Поэтому целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения.

В заключение не лишним будет  напоминание о том, что ежегодно Правительство доводит до сведения субъектов хозяйствования значение предельного индекса изменения  отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь. Так, на 2007 год этот предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) установлен постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 в размере  не более 0,5% за один месяц. Установленный  предельный индекс изменения отпускных  цен (тарифов) не распространяется лишь на товары (работы, услуги), выпускаемые  коммерческими организациями с  иностранными инвестициями (за исключением  платных медицинских услуг, тарифы на которые также не могут повышаться более чем на 0,5% за месяц).

 

 

    1.  Показатели рентабельности и методы ее измерения

 

 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного  обмена.

Информация о работе Анализ рентабельности