Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

Основные  возможности маржинального анализа  состоят в определении:

  • безубыточного объёма продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объёма продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объёме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью  маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор  вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности  принятия дополнительного заказа и  др.

Основными этапами анализа  являются:

  • Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  • Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  • Расчёт величины исследуемых показателей.
  • Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
  • Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  • Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение  расчётов по методике маржинального  анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объёму производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объёма производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объёму реализованной продукции [21, с.142].

Все издержки обращения предприятия, которые связаны со сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят  от объёма продажи товаров. В основном это прямые затраты ресурсов на реализацию товаров (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объёму продаж.

Постоянные затраты не зависят от динамики объёма продажи товаров. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией торговли (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.).

В отличие от переменных постоянные затраты при уменьшении выручки от реализации товаров не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродаётся оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное.

Таким образом, можно сказать, что рентабельность это доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности. Наряду с показателем прибыли показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Показатели рентабельности отражают соотношение прибыли предприятия  и факторов, которые являются предпосылками  ее возникновения. Важное значение при  этом имеет не столько величина показателей  рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно  установить относительную величину прибыльности субъекта предпринимательской  деятельности.

 Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность  поисков путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей  рентабельности раскладывается  в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает  границы выявления и оценки  резервов ее повышения. 

  • К факторам, влияющим на размер рентабельности, а, следовательно, являющимися резервами ее роста, относится две группы факторов: внешние и внутренние.
  • К внешним факторам относят:
  • уровень развития экономики страны в целом;
  • меры регулирования деятельности организаций со стороны государства;
  • природные (климатические) факторы;
  • транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних организаций, и обуславливающие более высокие показатели у других;
  • изменения, не предусмотренные планом организации, цен на сырье, материалы, топливо, энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы, начислений на нее ставок налогов и других сборов, выплачиваемых организациями;
  • нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйствующими, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы организации.

Итак, прибыль и рентабельность, тесно взаимосвязанные понятия. Прибыль – это экономическая  категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной  деятельности. В отечественной и  зарубежной практике при анализе  хозяйственной деятельности организаций  применяются различные виды прибыли, и на их основе соответственно различные  показатели рентабельности. Рентабельность всегда означает какое-либо отношение, и в зависимости от варианта числителя  и знаменателя характеризует  определенную сторону деятельности организации. При анализе хозяйственной  деятельности организации применяют  не один показатель рентабельности, а  их систему, что позволяет более  полно оценить результаты. Каждый из  показателей рентабельности раскладывается в факторную систему  с различной степенью детализации. Чем выше степень детализации, тем шире границы для выявления факторов, повлиявших на полученный результат и соответственно способствующие поиску резервов роста показателя рентабельности.

 

2  Анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары»

 

2.1 Организационно- экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары»

 

Открытое акционерное  общество «Мебель, хозтовары» зарегистрировано Брестским облисполкомом 31.08.2000г. по адресу г.Брест, ул.Фортечная 61 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №200019865. Уставный фонд предприятия составляет 147171500 руб. и разделен на 42049 простых акций номинальной стоимостью 3500 руб. каждая.

Высшим органом  управления является общее собрание акционеров. К исключительной компетенции  общего собрания членов кооператива  относятся:

  • изменение и дополнение устава;
  • избрание членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества, распределение его прибыли и убытков;
  • решение о реорганизации или ликвидации Общества;
  • решение иных вопросов, отнесенных законодательством к компетенции высшего органа управления Общества.

Коммерческие работники  Общества изучают спрос на товары в зоне своей деятельности, составляют расчеты в потребности товара, осуществляют поиск и выбор поставщиков товаров, участвуют в разработке договоров поставки, заключают договора, проверяют соблюдение правил торговли. Поэтому коммерческие работники должны уметь оценивать эффективность работы магазина и информировать вышестоящую организацию об избыточном или недостаточном спросе населения на те или иные товары, оборачиваемости товаров и возможных причинах ее замедления, о недостаточном обеспечении услугами. Оценка уже на этом уровне эффективности работы коопторга очень важна и особенно актуальна в условиях рынка, так как полученная информация дает базу для оценки эффективности торговых сделок на ту или иную партию товаров, что определяет, в конечном счете, основу для разработки коммерческой стратегии на будущий период.

В общем виде внутренняя организационная структура ОАО  «Мебель, хозтовары» представлена графически в виде схемы управления обществом.

Для ведения хозяйственной  деятельности открыт текущий расчетный  счет №3012730313177 в филиале №100 БОУ  АСБ “Беларусбанк”. Показатели финансового  состояния характеризуются следующими данными: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – минус 0,16, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами 0,67, коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами 0,25.

Трудовая деятельность работающих в Обществе граждан осуществляется на основании трудовых контрактов, а также сезонных договоров подряда, в соответствии с которыми работающие в обществе имеют право на:

  • трудовые и социальные отпуска;
  • оплату в соответствии с законодательством больничных листов;
  • декретные и другие отпуска;
  • обязаны постоянно повышать свою квалификацию;
  • Общество предоставляет средства для повышения квалификации работников;
  • Общество несет ответственность за жизнь и здоровье работников во время трудового процесса;
  • предоставляет иные социальные гарантии предусмотренные законодательством.

На основании данных ОАО  «Мебель, хозтовары», представленных в приложениях Б-Е, дадим экономическую характеристику торговой организации.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг за 2008 год составила 5168 млн р. и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 285 млн р. Существенное влияние на увеличение объема выручки оказала продажа товаров по беспроцентному кредиту сроком на 3 месяцев.

Издержки обращения за 2008 год составили 936 млн р. и возросли по сравнению с 2007 годом на 126 млн р. Наибольший удельный вес в структуре издержек обращения занимают расходы на оплату труда 33,9% и отчисления на социальные нужды 12,4%.

За 2008 год предприятием получено прибыли в сумме 314 млн р., в т.ч. от реализации товаров, работ, услуг – 33 млн р., от реализации основных средств – 21 млн р., от продажи акций – 148 млн р., дивиденты – 12 млн р. и от индексации акций ОАО «Приорбанк» – 100 млн р.

С учетом сальдо операционных и внереализационных доходов  и расходов в итоге ОАО «Мебель, хозтовары» получено чистой прибыли за 2008 год в сумме 35 млн р. или на 29 млн р. уровня 2007 года.

Данные о размере выручки  в разрезе видов деятельности и сумме валового дохода за 2007-2008 годы представлены в таблице 2.1.1.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.1 – Сведения о выручке и доходе от реализации в разрезе видов деятельности за 2007-2008 годы, млн р.

Вид деятельности

2007 год

2008 год

Выручка от реализации

Доход от реализации

Выручка от реализации

Доход от реализации

1

2

3

4

5

Розничная торговля

3655

454

3829

510

Оптовая торговля

861

99

863

64

Сдача в аренду

332

258

451

375

Оказание услуг

35

28

25

21

Всего:

4883

839

5168

970

Информация о работе Анализ рентабельности