Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа
Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.
Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65
По мере развития экономической
теории определение понятия «
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине, получает удовлетворение от покупки, а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи [ 15, с.97].
Наличие рентабельности позволяет
удовлетворять экономические
В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.
В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения рентабельности. В большинстве случаев получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.
Рентабельность сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый-экономист Самуэльсон рентабельность определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.
С развитием рыночных отношений
все чаще стали говорить и о
других ситуациях ее происхождения:
рентабельность, заработанная благодаря
инициативе предпринимателя, рентабельность,
полученная при благоприятных
В литературе встречается еще одно определение рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [11, с.211].
Разделяют рентабельность как
общую – процентное отношение
общей прибыли к среднегодовой
суммарной стоимости
Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
Каждое предприятие
Предприятие имеет определенные расходы по производству и реализации товаров. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.
Для оценки эффективности работы организации недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает та организация, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.
В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды прибыли:
Экономическая прибыль –
разность между полученной выручкой
и расходами (явные и неявные
расходы, т.е. расходы упущенных
Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой и явными расходами. Бухгалтерская прибыль тождественна общей прибыли и прибыли.
Прибыль от реализации – разность между доходами от реализации и расходами от реализации.
Общая прибыль – включает прибыль от реализации и других видов деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Чистая прибыль представляет собой прибыль, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной части капитала. Чистая прибыль определяется как разность между общей прибылью и налогами, выплачиваемыми организацией из общей прибыли.
Реальная прибыль - это
номинальная прибыль, скорректированная
на уровень инфляции. Она характеризует
покупательную способность
Минимальная, нормальная, целевая
и максимальная прибыль – связаны
с планируемым объемом
Минимальный считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает организации минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Под целевой прибылью понимается та прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям организации в ее социальном и производственном развитии.
Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной, то капитал устремляется в другую сферу, т.е. происходит потеря инвестиций извне. Если же организация в данной сфере деятельности получает более высокую, чем нормальная прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал отраслей, получающих нормальную прибыль.
Максимальная прибыль – является основной целевой установкой для организации, ориентированной на достижение определенного притока денежных средств в определенный период. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному уровню прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину. Также к снижению расходов до минимума, или к тому, чтобы определенный уровень расходов не был повышен, к обеспечению ликвидности, т.е. к тому, чтобы организация в любой момент была в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей организации. Максимальная прибыль достигается при таком объеме деятельности, когда организация имеет максимальный доход и минимальные затраты.
Предпринимательская прибыль – также рассчитывается при помощи потока наличности. Для этого к потоку наличности прибавляют налог на корпорации и сумму по статье «прочие резервные отчисления», за исключением той ее части, которая уже содержится в потоке наличности; а также финансовые расходы по долгосрочным обязательствам и минусуют прочие прибыли и доходы от финансовых операций. Предпринимательская прибыль считается более точной, чем общая прибыль.
Допустимая прибыль -
зависит от степени признания
государством, организацией, профсоюзами,
союзами предпринимателей и соответствующим
законодательством
Нераспределенная прибыль – часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов, аналогичных отчислений, резервного фонда. Она используется в дальнейших хозяйственных операциях, т.е. реинвестируется.
Налогооблагаемая прибыль – это часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит обложению налогом. Сумма налога, перечисляемого в бюджет, определяется путем умножения ставки налога на объем налогооблагаемой прибыли и делением на 100.
Весьма интересную
и достойную концепцию
Прибыль возможна за счет другого. Под этим другим Пронский понимает другого капиталиста (микроэкономический источник прибыли), «печатный станок», т.е. эмиссию (макроэкономический источник), иностранца (мегаэкономический источник).
Действительно, во многом содействуют получению фирмой прибыли талант предпринимателя. Эта точка зрения во всем мире не вызывает ни у кого сомнения и получает в настоящее время признание и в отечественной экономической литературе.
В рыночной экономике появляются
новые возможные источники