Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и уровня рентабельности.
Методы исследования: методы сравнений, цепных подстановок, абсолютных разниц, балансовой увязки.
Исследования и разработки: проведено исследование хозяйственной деятельности ОАО «Мебель, хозтовары» за период с 2007 года по 2008 год. Разработаны предложения по повышению эффективности результатов его деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Экономическая сущность рентабельности в торговле 8
Понятие рентабельности и ее экономическая сущность 8
Показатели рентабельности и методы ее измерения 18
2 Анализ рентабельности в ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мебель, хозтовары» 28
2.2 Анализ динамики прибыли и рентабельности 31
2.3 Факторный анализ рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 36
3 Основные направления роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 41
3.1 Определение безубыточного объема продаж и уровня издержек 41
3.2 Внедрение инновационных технологий как условие роста рентабельности ОАО «Мебель, хозтовары» 46
3.3 Формирование эффективности ассортиментной стратегии ОАО «Мебель, хозтовары» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

анализ рентабельности.docx

— 229.91 Кб (Скачать)

По мере развития экономической  теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют  с позиций двух уровней: микроэкономического  и макроэкономического. На уровне предприятия  ее исчисление связано с процессом  образования, а на государственном  уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

Понятие «рентабельность» имеет  разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях  оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине, получает удовлетворение от покупки, а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи [ 15, с.97].

Наличие рентабельности позволяет  удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических  интересов государства является та часть «рентабельности», которую  уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия  заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся  обществе ни один из вышеперечисленных  интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь  нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к  ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия  в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и  отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию  заработной платы, к нерациональному  использованию капитала.

В отечественной экономической  теории долгое время считалось, что  единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень  редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной  перепродажи по более высокой  цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения  рентабельности. Как свидетельствует  опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения  рентабельности. В большинстве случаев  получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении  нескольких факторов и прежде всего  труда и капитала. При этом понятие  рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и  с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

Рентабельность сложная  и неоднозначная категория. Известный  американский ученый-экономист Самуэльсон рентабельность определял как безусловный  доход от факторов производства, как  вознаграждение за предпринимательскую  деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать  в условиях неопределенности, как  монопольный доход, как этическую  категорию.

С развитием рыночных отношений  все чаще стали говорить и о  других ситуациях ее происхождения: рентабельность, заработанная благодаря  инициативе предпринимателя, рентабельность, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим  законодательством).

В литературе встречается  еще одно определение рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [11, с.211].

Разделяют рентабельность как  общую – процентное отношение  общей прибыли к среднегодовой  суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных  средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.

Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим  затратам – отношение прибыли  к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и  хозяйственную деятельность на принципах  самоокупаемости и прибыльности.

Предприятие имеет определенные расходы по производству и реализации товаров. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности  производства или торговли. Сумма  прибыли может увеличиваться, а  эффективность производства может  оставаться на прежнем уровне или  даже снизиться. Это происходит в  том случае, если прирост прибыли  получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

Для оценки эффективности работы организации недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает та организация, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.

В экономической теории и  практике в зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды прибыли:

  • экономическая;
  • бухгалтерская;
  • прибыль от реализации;
  • общая;
  • чистая;
  • реальная;
  • целевая;
  • нормальная (удовлетворительная);
  • максимальная;
  • минимальная;
  • номинальная;
  • поток наличности;
  • прибыль, как способность к самофинансированию;
  • предпринимательская;
  • допустимая;
  • нераспределенная (накопительная);
  • облагаемая и необлагаемая налогом;
  • консолидированная  и др.

Экономическая прибыль –  разность между полученной выручкой и расходами (явные и неявные  расходы, т.е. расходы упущенных возможностей).

Бухгалтерская прибыль –  разность между полученной выручкой и явными расходами. Бухгалтерская  прибыль тождественна общей прибыли  и прибыли.

Прибыль от реализации –  разность между доходами от реализации и расходами от реализации.

Общая прибыль – включает прибыль от реализации и других видов  деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Чистая прибыль представляет собой прибыль, которая не учитывает  обесценивание капитала, за вычетом  затраченных средств в том  числе предназначенных на восстановление полностью использованной части  капитала. Чистая прибыль определяется как разность между общей прибылью и налогами, выплачиваемыми организацией из общей прибыли.

Реальная прибыль -  это  номинальная прибыль, скорректированная  на уровень инфляции. Она характеризует  покупательную способность организации.

Минимальная, нормальная, целевая  и максимальная прибыль – связаны  с планируемым объемом деятельности. Достижение каждой из них означает, что организация находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности соответственно.

Минимальный считается такая  прибыль, которая после уплаты налогов  обеспечивает организации минимальный  уровень рентабельности на вложенный  капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

Под целевой прибылью понимается та прибыль, которая остается после  уплаты налогов и соответствует  потребностям организации в ее социальном и производственном развитии.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной  им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной, то капитал  устремляется в другую сферу, т.е. происходит потеря инвестиций извне. Если же организация  в данной сфере деятельности получает более высокую, чем нормальная прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал отраслей, получающих нормальную прибыль.

Максимальная прибыль  – является основной целевой установкой для организации, ориентированной  на достижение определенного притока  денежных средств в определенный период. Достижение максимальной прибыли  означает стремление к максимальному  уровню прибыли в обороте или  к ее росту на определенную величину. Также к снижению расходов до минимума, или к тому, чтобы определенный уровень расходов не был повышен, к обеспечению ликвидности, т.е. к  тому, чтобы организация в любой  момент была в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей организации. Максимальная прибыль достигается при таком  объеме деятельности, когда организация  имеет максимальный доход и минимальные  затраты.

Предпринимательская прибыль  – также рассчитывается при помощи потока наличности. Для этого к  потоку наличности прибавляют налог  на корпорации и сумму по статье «прочие резервные отчисления», за исключением той ее части, которая  уже содержится в потоке наличности; а также финансовые расходы по долгосрочным обязательствам и минусуют прочие прибыли и доходы от финансовых операций. Предпринимательская прибыль  считается более точной, чем общая  прибыль.

Допустимая прибыль -  зависит от степени признания  государством, организацией, профсоюзами, союзами предпринимателей и соответствующим  законодательством необходимости  получения прибыли и от методов  негосударственного регулирования.

Нераспределенная прибыль  – часть чистой прибыли за вычетом  включенных дивидендов, аналогичных  отчислений, резервного фонда. Она используется в дальнейших хозяйственных операциях, т.е. реинвестируется.

Налогооблагаемая прибыль  – это часть прибыли, которая  в соответствии с действующим  законодательством подлежит обложению  налогом. Сумма налога, перечисляемого в бюджет, определяется путем умножения ставки налога на объем налогооблагаемой прибыли и делением на 100.

 Весьма интересную  и достойную концепцию внимания  происхождения прибыли предлагает  Л.М. Пронский. Он доказывает, что  прибыль одного предпринимателя  – это всегда убытки кого-то  другого. Чтобы никто не разорялся,  никто не должен получать прибыль.  В этом случае все товары  должны продаваться по “стоимости”, т.е. по той цене, в которую обходится их производство. А если кто-то продает выше стоимости, значит, кто-то другой лишается возможности окупить и свои расходы.

Прибыль возможна за счет другого. Под этим другим Пронский понимает другого капиталиста (микроэкономический источник прибыли), «печатный станок», т.е. эмиссию (макроэкономический источник), иностранца (мегаэкономический источник).

Действительно, во многом содействуют  получению фирмой прибыли талант предпринимателя. Эта точка зрения во всем мире не вызывает ни у кого сомнения и получает в настоящее время  признание и в отечественной  экономической литературе.

В рыночной экономике появляются новые возможные источники получения  прибыли – акции, облигации, арендная плата за сданное в аренду имущество. Объектами учета становятся нематериальные активы, фондовые ценности, вклады в другие фирмы. Кроме того, в условиях рыночных отношений появляются такие экономические категории, как цена “фирмы” или “фирменной марки”, “цена авторских прав”. Продукция фирмы с высокой репутацией пользуется большим спросом, покупатель готов даже переплачивать за ее продукцию, будучи уверен в ее высоком качестве. Следовательно, фирменная марка способна приносить прибыль точно также, как, например, готовая продукция. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [3, с. 453].

Информация о работе Анализ рентабельности