Применение анализа спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Мы выяснили, что спрос – это потребности потребителей в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Величина спроса изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов, а
предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Выяснили, что предложение также может изменятся в зависимости от ценовых и неценовых факторов.

Содержание

Введение. 3
1.Спрос. 4
1.1. Определение спроса. 4
1.2. Кривая спроса. 6
1.3. Закон спроса. 7
1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8
1.5. Детерминанты спроса. 9
1.6. Изменение кривой спроса. 13
2. Предложение. 14
2.1. Определение предложения. 14
2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15
3. Равновесие спроса и предложения. 19
3.1. Понятие равновесия. 19
4. Анализ потребительского спроса 24
5. Практическая часть. 29
Заключение. 33
Использованная литература: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 166.38 Кб (Скачать)

Из вышеизложенного можем  сделать вывод, что при излишке  продукции цена на неё опускается тем самым ликвидируя этот излишек, а при дефиците продукции производители наращивают объёмы производства, чтобы удовлетворить весь спрос на продукцию и тем самым получить максимальный доход. В рыночной экономике дефицит и излишек продукции регулируются стихийно.

  Построим график спроса и предложения и посмотрим, как они между собой взаимодействуют. Для этого на оси абсцисс отложим количество картофеля, а на оси ординат цену за него. Перенесём данные таблицы 3.1. на график.

3.1. Взаимодействие  спроса и предложения.

 

Из графика видно, что кривые D и S пересекаются в точке A. Точка A и является точкой равновесия. Анализируя график, можем сказать, что производителю нужно производить 5 тонн товара и продавать их по цене почти в 2.9 У.е. за кг. Найденный объём производства будет наиболее выгодным для производителя при прочих неизменных условиях т.к. весь выпускаемый товар будет продан и одновременно пожелания производителя совпадут с пожеланиями потребителей. Если придерживаться точки равновесия, то появление перекупщиков исключено т.к. покупая у производителя товар за 2.9 У.е. они не продадут его по более высокой цене.

В данном примере мы придерживались того, что все прочие условия останутся  неизменными. Однако на практике в средне- и долгосрочном периоде такого практически  не бывает. Вкусы, предпочтения, доход количество, ожидания покупателей ровно, как и цены, технологии выпускаемой продукции,  налоги, число продавцов постоянно изменяются, тем самым перемещая точку равновесия. Естественно в соответствии с тем, куда переместилась точка равновесия, производитель вынужден находить возможность ставить ту цену, которая соответствует данной точке. Давайте посмотрим, как графически может изменяться точка равновесия. Как уже было отмечено, точка равновесия зависит от кривых спроса и предложения. Как кривая спроса, так и кривая предложения под влиянием неценовых факторов смещаются либо вверх, либо вниз. Для наглядности рассмотрим пример. 

Предприниматели находятся на кривой предложения S1 (График 3.1.). Потребители картофеля находятся на кривой спроса D1. Соответственно точкой равновесия данной рыночной ситуации будет точка С. То есть предприниматели в сумме реализуют чуть больше чем 5 тонн картошки, которые охотно покупают потребители по 3 У.е. за кг.

3.1.  Зависимость  точки равновесия от изменения  неценовых факторов спроса и  предложения.

Настоящий год выдался  неурожайным и потребители, предполагая, что цена на картофель в скором времени увеличится, захотели запастись ею впрок. Однако предприниматели не были готовы к столь интенсивному повышению спроса и не сделали запас. Как следствие цена на картофель увеличилась т.к. количество товара осталось неизменным, а спрос увеличился.

Графически данная экономическая  ситуация выглядит следующим образом. Кривая спроса D1 (график 3.1.) сместилась до кривой спроса D2. Следовательно, новой точкой равновесия будет точка D, т.к. это точка пересечения кривой S1 и D2. Значит, предприниматели продают 9 тонн картофеля по цене 4,2 У.е. То есть в сумме они получают  9x4,2=37,8 (37800 У.е.).

Государство подняло налог  на реализацию овощей. Немногим предпринимателем удалось их выплачивать и как  следствие количество предпринимателей сократилось. Значит кривая предложения S1 (график 3.1.) сместится до кривой S2. Установится новая точка равновесия A. В сумме предприниматели начали продавать 6 тонн картофеля при цене в 5 У.е. за каждый кг.

Новый урожайный год показал, что урожай картофеля оказался вполне нормальным. Потребителям ни к чему делать запасы, так как в любой момент можно будет купить картофель по нормальной цене. Как следствие на графике 3.1 кривая спроса D2 опустится до кривой D1. Новой точкой равновесия будет точка B. То есть предприниматели будут получать 3,99 У.е. за каждый проданный килограмм.

Позже государство снизило  налоги на овощи. Как следствие количество предпренимателей увеличилось. Кривая S2 сместится до кривой S1, то есть вернётся в своё прежнее состояние. Точкой равновесия будет являться  точка С.

На данном примере мы показали, как могут влиять детерминанты спроса и предложения на цену и количество продаваемой продукции.

  1. Анализ потребительского спроса

Первым направлением применения теории спроса является ее использование  для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для  определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса и оценить уровень  конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.

Размер реального спроса зависит от реальной покупательной  способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как  любое изучение статистики, привлечение  социологических исследований и  печатных материалов дает весьма приблизительный  результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

Нужно учитывать, что спрос  на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при  выпуске принципиально новых  товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

Изучение спроса на товары и услуги должно стать основой  для организации и текущего управления хозяйственной деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения  процесса закупки товаров, повышения  организации и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной ценовой политики. Поэтому  изучения спроса является объективной  необходимостью, предполагающей совершенствование  всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение  его конкурентоспособности и  роли на рынке конкретных товаров  и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии.

При изучении спроса на уровне торгового предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

  • спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;
  • спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. Например, при изучении спроса на одежду у молодежи спрос можно рассматривать с точки зрения стиля – классический, романтический, спортивный и т.д., с точки зрения моды можно выделить подгруппы потребителей, прежде всего следующих авангарду, предпочитающих модную одежду на не воспринимающих моду. Спрос этой группы потребителей можно рассматривать и с других точек зрения – цены, цвета, ткани, сезона и т.п.;
  • необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;
  • четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач.

Несмотря на то, что спрос формируется непосредственно на предприятиях, тем не менее, изучением его должен заниматься не только сам пользователь информации, т.е. предприятие, но и более высокие уровни организации и управления, такие, как объединения предприятий, ассоциации и т.п. При этом основные функции должны осуществлять специализированные службы по изучению потребительского спроса, выполняющие работу квалифицированно по заказам предприятий, фирм на договорных условиях, или специально созданные отделы изучения спроса в структуре крупных предприятий.

Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный  метод, который основан на применении специальных многосчетчиковых кассовых аппаратов. В качестве информации для  изучения спроса могут служить данные, полученные в результате применения кассовых аппаратов, позволяющих постоянно  учитывать ежедневную реализацию товаров  по количеству, сумме, структуре, в том  числе по ассортименту и даже по отдельным товарам. Информация учитывается  по часам и минутам в пределах одного дня, а также по дням недели, отдельно и нарастающим итогом. Кроме  того, наряду с показателями реализации с помощью кассовых аппаратов  можно узнать о количестве покупателей по часам работы и дням недели, о средней стоимости покупки одного покупателя, среднем количестве товаров, приходящемся на одного покупателя. Такие данные позволяют сделать выводы о степени загрузки торгового зала предприятия, контролеров-кассиров и других категорий работников. Полученная информация о спросе накапливается за длительные промежутки времени и может быть использована в целях оперативного управления торговым процессом, например, для текущего и оперативного планирования товарооборота, повышения эффективности товароснабжения и регулирования состояния товарных запасов на предприятии, обоснования введения скользящего графика выхода контролеров-кассиров и работников в торговом зале в определенные дни и часы, необходимости реорганизации рабочих мест, изменения режима работы предприятия и т.д.

Современные многосчетчиковые кассовые аппараты считывают информацию со штрих-кодов, которыми снабжены товары и которые расположены на упаковке, что также позволяет получать полную информацию о реализованном  товаре.

Для изучения спроса могут  быть использованы двойные ярлыки, вкладыши, книги регистрации спроса с указанием причин в случае его  неудовлетворения.

Изучение спроса на уровне предприятия может изучаться  в форме покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций  и т.п.

Проведение покупательских (иногда их называют потребительскими) конференций наиболее целесообразно  на предприятиях, имеющих достаточно постоянный контингент покупателей (потребителей) (например, дома моделей, дома техники, предприятия общественного питания).

Основные вопросы, выносимые  на обсуждение, обычно связаны с  качеством товаров и услуг, предлагаемым ассортиментом, новыми товарами и услугами, режимом работы, формами обслуживания и т.п.

Конференции могут проводиться  в очной и заочной формах. В  первом случае покупатели (потребители) устно высказывают свои мнения и  пожелания, а во втором – предварительно распространяются анкеты, которые покупатели (потребители) заполняют и опускают в специальные ящики. Затем эти  данные обрабатываются и на их основании  делаются выводы, принимаются управленческие решения.

Эффективным методом изучения спроса являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией товаров  могут быть проведены показ работы технически сложных товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров  со скидкой или предоставлением  более длительного, чем обычно, гарантийного срока; показаны рекламные ролики и  фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены лотереи, аукционы по продаже отдельных товаров, дегустации и т.п.

Наиболее эффективным  методом изучения спроса считается  анкетный опрос. Его осуществление  состоит из нескольких этапов:

  • Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.
  • Разработка целевых и программных опросов.
  • Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.
  • Разработка пробной анкеты, ее испытание и окончательная редакция вопросов.
  • Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, производящих опрос.

В процессе проведения опроса населения возникает сложная  проблема, связанная с обеспечением репрезентативности результатов опроса (т.е. насколько полученные результаты реально отражают изучаемые процессы). Опыт проведения опросов показывает, что для получения репрезентативных результатов необходимо опросить примерно 1500-2000 человек. Опрос может быть проведен на основе личного контакта либо путем  письменного заполнения анкет.

  1. Практическая  часть.

Для выполнения своей практической части курсовой работы я решил  взять белорусское предприятие  по приготовлению пива ОАО «Пивзавод Оливария». Эта фирма за последние 4 года стала на первое место по продажам среди белорусских производителей пива4.

Пивоваренное производство "Оливария" основано в 1864 году. В 1994 году пивзавод "Оливария" стал открытым акционерным обществом. В 2005 году Европейский  Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был привлечен в качестве инвестора  в развитие предприятия.

Успехи данного предприятия  являются результатом активного  анализа спроса и предложения. Инвестированные финансы полностью оправдывают себя. В данный момент ОАО «Пивзавод Оливания» является быстрорастущим предприятием.

    1. Объёмы производства ОАО "Пивзавод Оливария".

Информация о работе Применение анализа спроса и предложения