Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений, в которой покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Спрос и предложение

1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса………………………………..……...4

1.2 Изменение спроса……………………………………………………………8

1.3 Эластичность спроса…………………………………...……………………11

1.4 Понятие предложения…………………………………..……..…………….19

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы………………….……….23

2. Равновесие спроса и предложения…………….……………….…………25

3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России…………………………………………….………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

   Содержание 

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Спрос и предложение

1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса………………………………..……...4

1.2 Изменение спроса……………………………………………………………8

1.3 Эластичность спроса…………………………………...……………………11

1.4 Понятие предложения…………………………………..……..…………….19

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы………………….……….23

2. Равновесие спроса и предложения…………….……………….…………25

3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России…………………………………………….………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………35

Список  литературы………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Рыночная  экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

  Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики. Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями. В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.

     Моей  целью является выявить, как действует  рынок, закон спроса и закон предложения, как определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

     1. Определить рыночный спрос и предложение;

     2. Определить рыночное равновесие;

     3. Выявить практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России.

     Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

    1. Спрос и предложение

    1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса.

     Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь  между производителями и потребителями  продукции в форме купли-продажи  товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений, в которой покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

     Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

     Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

     Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

     Потребность в некотором благе подразумевает  желание обладать товарами. Спрос  же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

      Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Из рисунка видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.2 

       
 
 
 
 

     Цена  спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

     Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

     Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

     1. Обычно люди действительно покупают  данного продукта больше по  низкой цене, чем по высокой.  Уже тот факт, что фирмы устраивают  “ распродажи “, служит наглядным  свидетельством их веры в закон  спроса. Предприятия сокращают свои  товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

     2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

     3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

     Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

- С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

- С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

     Закон спроса не действует в следующих  случаях:

  • Парадокс Гиффена (рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода);
  • Когда цена является показателем качества (в этом случае потребитель может считать, что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса);
  • Эффект Веблена (связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам");
  • Эффект ожидаемой динамики цен (если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот);
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

     Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Простой двухмерный график показывает величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

     Кривая  спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Изображенная кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании покупателей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:  

     QD = f(P)3,

     где QD – величина спроса, Р – цена.

     Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

1.2. Изменение спроса.

     На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов): использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые  товары, а также зависит от количества населения и др. Спрос является функцией всех этих факторов. Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. В самом общем виде ее записывают следующим образом:

                                   QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)4, где

    QD — величина спроса на рассматриваемый товар;

     P, Pa, Pb цены на другие товары. Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора. Различают условно три группы "других" товаров:

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
  • заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
  • дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

     Если  от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие  и товары-заменители будет оказывать  существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Информация о работе Спрос и предложение