Применение анализа спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Мы выяснили, что спрос – это потребности потребителей в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Величина спроса изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов, а
предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Выяснили, что предложение также может изменятся в зависимости от ценовых и неценовых факторов.

Содержание

Введение. 3
1.Спрос. 4
1.1. Определение спроса. 4
1.2. Кривая спроса. 6
1.3. Закон спроса. 7
1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8
1.5. Детерминанты спроса. 9
1.6. Изменение кривой спроса. 13
2. Предложение. 14
2.1. Определение предложения. 14
2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15
3. Равновесие спроса и предложения. 19
3.1. Понятие равновесия. 19
4. Анализ потребительского спроса 24
5. Практическая часть. 29
Заключение. 33
Использованная литература: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 166.38 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический  университет

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

 

Кафедра «Экономика и право»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Микроэкономика»

 

Тема: «Применение анализа спроса и предложения»

 

 

Исполнитель: студент ФТУГ 1 курса группы 108419

Толстой Ярослав Валентинович

 

Руководитель проекта: кандидат экономических наук, доцент

Дроздович Людмила Ивановна

 

 

Минск 2010 

Введение.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Здесь  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление.

Любое предприятие работает на потребителя. Задача предприятия правильно определить требования потребителя, ведь если товар или услуга не пользуется спросом, то существование предприятия, которое производит этот товар или услугу, теряет всякий смысл. Поэтому изучение спроса является первоочередной задачей при создании и функционировании предприятия. Для любой фирмы важно знать как произвести продукцию с наименьшими затратами, однако ещё важнее сбыть её потребителю. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения  – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.

Однако в условиях рынка определённый вид продукции производят несколько производителей. Каждый из этих производителей  стремится продать своей продукции (услуг) как можно больше с целью получения максимально большой прибыли. Возникает конкуренция между продавцами (производителями). Для того чтобы товар отдельной фирмы лучше покупали, больше узнавали торговую марку фирмы, нужно находить слабые места компаний-конкурентов, формировать предпочтения в сторону вашей фирмы.

Исходя из вышесказанного для успешной работы любой компании необходим как анализ спроса, так  и анализ предложения.

Оглавление

Введение. 3

1.Спрос. 4

1.1. Определение спроса. 4

1.2. Кривая спроса. 6

1.3. Закон спроса. 7

1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8

1.5. Детерминанты спроса. 9

1.6. Изменение кривой спроса. 13

2. Предложение. 14

2.1. Определение предложения. 14

2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15

3. Равновесие спроса и предложения. 19

3.1. Понятие равновесия. 19

4. Анализ потребительского спроса 24

5. Практическая часть. 29

Заключение. 33

Использованная литература: 35

 

 

 

 

1.Спрос.

1.1. Определение спроса.

 

 В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. 

Под потребительским спросом  понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен  и тарифов может быть удовлетворена  за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные  и объективно необходимые запросы  людей к условиям жизни, труда  и быта. 

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных  возможностей производства, не имеют  каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными  потребностями людей и ограниченными  в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое  противоречие разрешается с помощью  спроса, поскольку спрос – это  потребности, вынесенные на рынок, за которым  стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся  у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах  и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос  характеризует зависимость между  возможной величиной покупки  товаров и величиной затрат на такую покупку. Спрос можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определённого периода времени. Спрос отражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на который будет предъявлен спрос при разных ценах при прочих равных условиях.

Цена (P) за кг. (в долларах)

Величина(Q) спроса в неделю (кг)

5

4

3

2

1

5

6

8

12

20





1.1. Индивидуальный спрос потребителя на картофель.

Обычно мы рассматриваем  спрос с точки зрения цены; иначе  говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители  будут покупать по разным возможным  ценам. В такой же мере правильнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы  спрашивать, какое количество может  быть продано по разным ценам, можно  спросить, по каким ценам потребители  готовы купить разное количество товара. Для примера возьмём шкалу  спроса одного потребителя (табл.1.1), который покупает разное количество картошки в зависимости от её цены.

 В таблице 1.1. видно, по каким ценам и в каком количестве потребитель желает и в состоянии купить картофель. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке не достаточно. Я могу пожелать купить «Порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощение на рынке. В таблице видно, что при цене в 5 У.е. потребитель купит лишь 5 кг. картофеля, однако при цене в 1 У.е. потребитель уже покупает 20 кг.

Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос, какая из 5-ти возможных цен реально существует на рынке картошки. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Следовательно, спрос – это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

1.2. Кривая спроса.

Изобразим данные табл. 1.1. в  графическом виде. Для этого построим график 1.1, где на оси абсцисс отложим величину спроса (количество кг.), а на оси ординат – цену за 1 кг. картофеля.

    1. Кривая индивидуального спроса.

Из графика можно вывести  общее заключение об обратной связи  между ценой и величиной спроса и построить кривую, представляющую все возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким  образом кривая называется кривой спроса.

1.3. Закон спроса.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при  неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса. Что же лежит в основе закона спроса?

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой.  Для потребителей цена представляет  собой барьер, мешающий им совершить  покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут  покупать, а чем ниже ценовой  барьер, тем большее количество  товара они приобретут. Иными  словами, высокая цена отбивает  у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их  желание совершить покупку. Уже  тот факт, что фирмы устраивают  «распродажи», служит наглядным  свидетельством их веры в закон  спроса. «Дни торговли по сниженным  ценам» основаны на законе  спроса. Фирмы сокращают свои  товарные запасы не путём повышения  цен, а путём их снижения.

  1. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» даёт потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит ещё меньше удовольствия, или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
  2. Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких либо альтернативных товаров. Иными словами снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде более высокая цена приводит к противоположному результату.
  3. Эффект замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешёвыми. Например, при повышении цены на свинину люди начнут покупать говядину, мясо курицы и прочие заменители.

1.4. Индивидуальный и рыночный  спрос.

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного единственного  потребителя. Признание конкуренции  обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает  много покупателей. Перейти от шкалы  индивидуального спроса к шкале  рыночного спроса можно посредством  суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных  ценах.

Предположим, что на рынке имеется 200 покупателей картошки, и каждый из них решил приобрести одинаковое количество картошки по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путём умножения величин спроса, приведенных в табл. 1.2.

1.2. Рыночный спрос на картофель. 200 покупателей.

Цена за кг. (в У.е.)

Величина спроса за неделю, один покупатель

Число покупателей на рынке 

Общая величина спроса за неделю

5

4

3

2

1

10

20

35

55

80

200

200

200

200

200

2 000

4 000

7 000

11 000

16 000


 

1.5. Детерминанты спроса.

Когда мы строим кривую спроса – скажем, такую, как на рис. 1.1, он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако нам должно быть известно, что существуют и другие факторы, которые могут  повлиять и действительно влияют на объём покупок. Таким образом, при построении кривой спроса следует  также допустить, что «прочие  условия равны», то есть что детерминанты величины спроса неизменны. Когда какие-либо из этих детерминант спроса на самом  деле изменяются, кривая спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево. Поэтому указанные  детерминанты называют факторами изменения  спроса.

Основные детерминанты рыночного  спроса следующие:

1) Вкусы, или предпочтения, потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Например, потребитель выбирает себе мобильный телефон. Предположим, что в одной и той же ценовой категории находятся телефоны пяти марок. Для покупателя важным фактором является дизайн телефона. Из 5 марок он выбирает 1 наиболее симпатичную самому потребителю. Как следствие изменился спрос из-за субъективной оценки дизайна телефона.

2) Число потребителей на рынке. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, компания изготавливает питьевую воду. Пришло лето и как следствие люди начали покупать больше воды для того чтобы утолить жажду. Таким образом увеличилось число потребителей, а как следствие и спрос на продукцию.

Информация о работе Применение анализа спроса и предложения