Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа
Мы выяснили, что спрос – это потребности потребителей в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Величина спроса изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов, а
предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Выяснили, что предложение также может изменятся в зависимости от ценовых и неценовых факторов.
Введение. 3
1.Спрос. 4
1.1. Определение спроса. 4
1.2. Кривая спроса. 6
1.3. Закон спроса. 7
1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8
1.5. Детерминанты спроса. 9
1.6. Изменение кривой спроса. 13
2. Предложение. 14
2.1. Определение предложения. 14
2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15
3. Равновесие спроса и предложения. 19
3.1. Понятие равновесия. 19
4. Анализ потребительского спроса 24
5. Практическая часть. 29
Заключение. 33
Использованная литература: 35
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра «Экономика и право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Микроэкономика»
Тема: «Применение анализа спроса и предложения»
Исполнитель: студент ФТУГ 1 курса группы 108419
Толстой Ярослав Валентинович
Руководитель проекта: кандидат экономических наук, доцент
Дроздович Людмила Ивановна
Минск 2010
В условиях рыночных отношений
центр экономической
Любое предприятие работает на потребителя. Задача предприятия правильно определить требования потребителя, ведь если товар или услуга не пользуется спросом, то существование предприятия, которое производит этот товар или услугу, теряет всякий смысл. Поэтому изучение спроса является первоочередной задачей при создании и функционировании предприятия. Для любой фирмы важно знать как произвести продукцию с наименьшими затратами, однако ещё важнее сбыть её потребителю. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
Однако в условиях рынка определённый вид продукции производят несколько производителей. Каждый из этих производителей стремится продать своей продукции (услуг) как можно больше с целью получения максимально большой прибыли. Возникает конкуренция между продавцами (производителями). Для того чтобы товар отдельной фирмы лучше покупали, больше узнавали торговую марку фирмы, нужно находить слабые места компаний-конкурентов, формировать предпочтения в сторону вашей фирмы.
Исходя из вышесказанного для успешной работы любой компании необходим как анализ спроса, так и анализ предложения.
Оглавление
Введение. 3
1.Спрос. 4
1.1. Определение спроса. 4
1.2. Кривая спроса. 6
1.3. Закон спроса. 7
1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8
1.5. Детерминанты спроса. 9
1.6. Изменение кривой спроса. 13
2. Предложение. 14
2.1. Определение предложения. 14
2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15
3. Равновесие спроса и предложения. 19
3.1. Понятие равновесия. 19
4. Анализ потребительского спроса 24
5. Практическая часть. 29
Заключение. 33
Использованная литература: 35
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
Под потребительским спросом
понимается та часть совокупной общественной
потребности в товарах и
Частные потребности, взятые
вне зависимости от современных
возможностей производства, не имеют
каких-либо рамок, т.е. они безграничны.
Так возникает и существует вечное
противоречие между безграничными
потребностями людей и
Цена (P) за кг. (в долларах) |
Величина(Q) спроса в неделю (кг) |
5 4 3 2 1 |
5 6 8 12 20 |
1.1. Индивидуальный спрос потребителя на картофель.
Обычно мы рассматриваем
спрос с точки зрения цены; иначе
говоря, мы считаем, что спрос показывает
количество продукта, которое потребители
будут покупать по разным возможным
ценам. В такой же мере правильнее
рассматривать спрос с
В таблице 1.1. видно, по каким ценам и в каком количестве потребитель желает и в состоянии купить картофель. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке не достаточно. Я могу пожелать купить «Порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощение на рынке. В таблице видно, что при цене в 5 У.е. потребитель купит лишь 5 кг. картофеля, однако при цене в 1 У.е. потребитель уже покупает 20 кг.
Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос, какая из 5-ти возможных цен реально существует на рынке картошки. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Следовательно, спрос – это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.
Изобразим данные табл. 1.1. в графическом виде. Для этого построим график 1.1, где на оси абсцисс отложим величину спроса (количество кг.), а на оси ординат – цену за 1 кг. картофеля.
Из графика можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса и построить кривую, представляющую все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса. Что же лежит в основе закона спроса?
1. Обычно люди действительно
покупают данного продукта
До сих пор мы рассматривали
проблему с позиции одного единственного
потребителя. Признание конкуренции
обязывает нас рассмотреть
Предположим, что на рынке имеется 200 покупателей картошки, и каждый из них решил приобрести одинаковое количество картошки по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путём умножения величин спроса, приведенных в табл. 1.2.
1.2. Рыночный спрос на картофель. 200 покупателей.
Цена за кг. (в У.е.) |
Величина спроса за неделю, один покупатель |
Число покупателей на рынке |
Общая величина спроса за неделю | |
5 4 3 2 1 |
10 20 35 55 80 |
200 200 200 200 200 |
2 000 4 000 7 000 11 000 16 000 |
Когда мы строим кривую спроса – скажем, такую, как на рис. 1.1, он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако нам должно быть известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объём покупок. Таким образом, при построении кривой спроса следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что детерминанты величины спроса неизменны. Когда какие-либо из этих детерминант спроса на самом деле изменяются, кривая спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные детерминанты рыночного спроса следующие:
1) Вкусы, или предпочтения, потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Например, потребитель выбирает себе мобильный телефон. Предположим, что в одной и той же ценовой категории находятся телефоны пяти марок. Для покупателя важным фактором является дизайн телефона. Из 5 марок он выбирает 1 наиболее симпатичную самому потребителю. Как следствие изменился спрос из-за субъективной оценки дизайна телефона.
2) Число потребителей на рынке. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, компания изготавливает питьевую воду. Пришло лето и как следствие люди начали покупать больше воды для того чтобы утолить жажду. Таким образом увеличилось число потребителей, а как следствие и спрос на продукцию.