Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:17, курсовая работа
Мы выяснили, что спрос – это потребности потребителей в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Величина спроса изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов, а
предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Выяснили, что предложение также может изменятся в зависимости от ценовых и неценовых факторов.
Введение. 3
1.Спрос. 4
1.1. Определение спроса. 4
1.2. Кривая спроса. 6
1.3. Закон спроса. 7
1.4. Индивидуальный и рыночный спрос. 8
1.5. Детерминанты спроса. 9
1.6. Изменение кривой спроса. 13
2. Предложение. 14
2.1. Определение предложения. 14
2.2. Кривая предложения. Изменение кривой предложения. 15
3. Равновесие спроса и предложения. 19
3.1. Понятие равновесия. 19
4. Анализ потребительского спроса 24
5. Практическая часть. 29
Заключение. 33
Использованная литература: 35
3) Денежные доходы потребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя большинство продуктов
относится к нормальным
4) Цены на сопряжённые товары. Приведёт ли изменение цены на сопряжённый товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Заменитель – это такой товар, который можно использовать вместо другого товара. Сопутствующий товар используется в сочетании с другим товаром.
Товары – заменители. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить сливочное масло и маргарин. Когда цена на сливочное масло растёт, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, сахаром и ксилитом, автомобилями «тайота» и «Хонда», напитками «кока» и «пепси».
Взаимодополняющие товары. Другой тип взаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары. Смысл этого определения в том, что такие товары используются в сочетании друг с другом и спрос на них сопряжённый. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит ваш спрос на моторное масло. И напротив, рост цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжён – это сопутствующие товары. То же относится к ветчине и яйцам, учёбе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, клюшкам и мячам для игры в гольф, фотоаппаратам и фотоплёнке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.
Разумеется, многие товары не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на один из них очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.
5) Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведёт к сокращению текущего спроса на товары. Например, завод изготавливает телевизоры. Выпускают новую модель телевизоров, которые воспроизводят видео в 3D качестве. Эти телевизоры выставляют на продажу, однако покупают их не сразу т.к. думают, что цена на них упадёт через полгода т.к. появятся конкуренты. Ожидания потребителей изменили предполагаемую величину спроса.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличение спроса – решение потребителей покупать большее количество товара при любой возможной цене – может быть вызвано:
Изменение одной или нескольких детерминант спроса изменяет шкалу спроса, представленную в табл. 1.3., а, следовательно, и положение кривой спроса на рис. 1.2. Такое изменение шкалы спроса или – графически – смещение положения кривой спроса называется изменением спроса.
Когда мы говорим, что спрос увеличился это означает, что кривая спроса сместится с D1-D1 до D2-D2. Если же мы говорим что спрос уменьшился, то кривая D1-D1 сместится до D3-D3.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, например, которые приведены в табл. 2.1. для индивидуального производителя. Предложение показывает нам, какие объёмы продукта будут предложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях.
2.1. Предложение
картошки индивидуальным
Цена за кг (в У.е.) |
Велечина предложения в неделю |
5 4 3 2 1 |
55 40 20 10 5 |
Предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильнее, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, чтобы побудить производителя предлагать
разное количество товара.
В таблице видно, что при большей цене производители будут изготавливать большее количество продукции. Предположим, что себестоимость 1 кг. картошки стоит 0.5 У.е. При цене в 1 У.е. за кг. предложение будет невелико т.к. производители будут получать доход от 1 кг. изготовленной продукции в размере 0.5 У.е. Возможно, при такой выручке целесообразнее будет заняться, предположим, производством помидоров. Если цена будет 5 У.е. за кг. производителю будет выгодно производить большое количество продукции т.к. производитель будет получать доход в размере 4.5 У.е. за каждый кг.
Данные табл. 2.1. указывают на положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Суть его в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой.
Изобразим данные табл. 2.1. в графическом виде. Для этого построим график 2.1, где на оси абсцисс отложим величину предложения (количество картофеля в кг.), а на оси ординат – цену за 1 кг. картофеля.
2.1. Кривая предложения индивидуального производителя картофеля.
В таблице сделано допущение, что весь объём предложения будет удовлетворён спросом. Иными словами весь произведённый продукт купят по предложенным ценам.
Построим кривую рыночного предложения. Для этого вычислим и занесём необходимые данные в таблицу 2.2. Предположим, что на рынке 200 продавцов, которые продают свою продукцию по одинаковым ценам. Общая величина предложения в неделю будет равна числу продавцов, умноженному на величину предложения одного производителя.
Цена за кг. (в У.е.) |
Величина предложения в неделю, один производитель |
Число продавцов на рынке |
Общая величина предложения в неделю |
5 4 3 2 1 |
55 40 20 10 5 |
200 200 200 200 200 |
11000 8000 4000 2000 1000 |
2.2. Рыночное предложение картофеля.
На основе таблицы 2.2. построим кривую S2 на графике 2.2. так же, как строили график предложения для одного производителя.
2.2. График
рыночного предложения и
Кривая предложения, так же как и кривая спроса, базируется на допущении «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определённые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвержены изменениям. Если одна из этих детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения сместится либо вниз (на графике 2.2. S3-S3), либо вверх (на графике 2.2. S4-S4).
Перечислим неценовые факторы изменения предложения на товары:
До этого
момента мы рассматривали
Ответ состоит в том, что взаимодействие спроса и предложения друг с
другом порождает
равновесную цену и равновесный
объем, или рыночное равновесие.
Рыночное равновесие
Давайте рассмотрим пример с картофелем в табл. 3.1. для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие.
3.1. Рыночное равновесие картофеля.
Цена на кг. картофеля (в У.е.). |
Спрос. |
Предложение. |
1 2 3 4 5 |
16 000 11 000 7 000 4 000 2 000 |
1000 2000 4000 8000 11000 |
Из таблицы видно, что при цене в 1 У.е. потребители смогут и пожелают купить 16 тонн картофеля, однако производители картофеля при данной цене смогут произвести только 1 тонну картофеля. При данных условиях образуется дефицит данной продукции т.к. картошка покупается «нарасхват» и не у каждого потребителя будет возможность её приобрести. Одновременно с этим останутся люди, которые успели купить этот товар. Какая-то часть потребителей насытятся данным товаром и им будет интереснее продать этот товар, получив взамен какое-либо другое благо. Но так как на рынке дефицит этой продукции, а, следовательно, за неё могут заплатить неплохие деньги, «перекупщику» будет выгодно продать этот товар по как можно большей цене. Производитель картофеля анализирует рынок и замечает, что цена на картошку повысилась до 4 У.е. За новую цену производитель готов производит 8 т. картошки и выставляет их на продажу за 4 У.е. за кг. Однако потребители желают и могут приобрести за данную цену только 4 т. Как следствие образуется излишек продукции. Естественно производитель вынужден опустить цену на реализуемый товар т.к., если картофель будет долго лежать на складах, он испортится.